Азербайджанские писатели

Валентина Чикалова
Аз-кие и другие композиторы
Валентина Чикалова
                АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ПИСАТЕЛИ

                ФАЗИЛЬ РАХМАНЗАДЕ
                «Удар Судьбы»
                Язычи 1990г.
1) Самед Вургун.

2) Мамед Араз (самобытный поэт).

3) Расул Рза. Расу;л Рза (азерб. R;sul Rza; настоящее имя Расул Ибрагим оглы Рзаев, азерб. R;sul ;brahim o;lu Rzayev) (1910—1981), азербайджанский поэт. Народный поэт Азербайджанской ССР (1960), Герой Социалистического Труда (1980), лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Член ВКП(б) с 1939 года.

Расул Ибрагим оглы Рзаев родился 6 (19) мая 1910 года в городе Геокчае в семье служащего. Происходил из рода Мамедханлы, который связан с именем помещика и владельца нескольких сел и имений Мамедом Мамедъяр оглы из племени баят тейпа шахсеван.[1] Расул Рза получил среднее образование в районной школе. Окончил Институт кинематографии в Москве. В 1937—1938 годах Р. Рза работал начальником сценарного отдела, а в 1942—1944 годах — директором Бакинской киностудии. В 1944—1946 годах был начальником управления по делам искусств Азербайджанской ССР. В 1948—1949 годах был министром кинематографии Азербайджанской ССР. Депутат ВС Азербайджанской ССР 1-го 3—7 созывов. Был главным редактором Азербайджанской советской энциклопедии (с 1965 года), возглавлял ряд творческих и общественных организаций. Председатель правления СП Азербайджанской ССР (1938—1939).
[править]
Творчество

Расул Рза начал публиковаться с 1927 года. Первые стихотворения поэта печатались в газетах и журналах («Гяндж Ишчи», «Худжум», «Революция и культура» и др.) Стихи Расул Рза выпущены отдельными изданиями: «Чапей» (1932), «Си Ау» о национально-освоболдительном движении в Китае; «Письмо пионера» (1934), «Суровые дни», «Родина», «Месть! Месть!», «Верность». «Крылья» (1935); сборник стихов вышел в переводе на русский язык в издании Гослитиздата.
 
Мемориальная доска

В конце 1920—1930-х писал об интернациональной борьбе против фашизма и колониализма. В начале 30-х годов XX века написал антифашистские стихотворения «Женщины», «Чинар», «Германия» (1934), «Мадрид», «Ингалесио», «Кармен», получившие широкое признание читателей. На Великую Отечественную войну годов откликнулся сборниками стихов и рассказов: «Бессмертные герои» (1943), «Ярость и любовь» (1942), «Бахтияр» (1942). Братьям из Южного Азербайджана он посвятил поэму «Новолуние» и ряд стихотворений. С 50-х годов в творческой палитре Расула Рза возобладали философские мотивы. В 1961 году Расул Рза посвятил поэму Нариману Нариманову «Народный доктор». В 70-х годах написал поэмы «Вчера, сегодня и завтра», «1418», «Навстречу ветру». Расул Рза-автор рассказов и стихотворений для детей, создатель ряда научных и публицистических статей и очерков. Написал поэмы «Ленин» (1950), «Лейли и Меджнун» (1973); сборники стихов «Долгое эхо» (1970), «Против ветра» (1978); пьесы «Вэфа» (1943), «Братья» (1956), «Закон» (1963).

Перевел на азербайджанский язык произведения Эсхила, Г. Лонгфелло, Дж. Байрона, Лопе де Вега, И. В. Гёте, Ш. Петёфи, П. Элюара, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, А. А. Блока, В. В. Маяковского, А. А. Фадеева и многих других поэтов. Произведения Расула Рза переведены на многие иностранные языки.

Умер 1 апреля 1981 года в г. Баку[2].

Супруга Расула Рзы — поэтесса Нигяр Рафибейли, Народный поэт Азербайджана. Их сын — Анар, 1938 года рождения, известный писатель, драматург, сценарист и режиссёр кино, председатель правления СП Азербайджанской ССР.

Именем Расула Рзы названа одна из улиц Баку.
[править]
Награды и премии
Сталинская премия третьей степени (1951) — за поэму «Ленин» (1950)
Герой Социалистического Труда (1980)
два Ордена Ленина
Орден «Знак Почёта»
народный поэт Азербайджанской ССР (1960)


4) Нариман Нариманов(1875-14 апреля Тифлис – 1925 – 19 марта Москва)- врач, писатель.
« Надир – шах» - постановка, «Бахадур и Сона», «Пир» или «Священное место» - востоковедение.

5) Аббаскули Ага Бакиханов (поэт, дипломат, путешественние).

6) Джафар Джабарлы – драматург.

7) Микаил Мушфиг – поэт прожил 29 лет. Последнее произведение М.Мушфига – цикл рубаи «Дуйгу Ярпаглары» (Листья чувств). Он родился в Баку в 1908г. в семье учителя Мирзы Гадира Исмаилзаде. За короткую жизнь М.Мушфигу удалось выпустить 10 книг. В 1937году его судили, как контрреволюционера. На допросах он все обвинения отрицал.
Военная коллегия приговорила М.Мушфига к высшей мере наказания – растрелу. 6-го января  1938 года на рассвете приговор был приведён в исполнение. 23-го января 1969 года праздновался юбилей поэта.

8) Гачаг Наби, его боевая соратница Ходжар.

9) Сулейман Рустамов – аксакал нашей поэзии.

10) Гачаг Керем – имеет место азерб-кой, груз–кой связи в литературе. Умер своей смертью.

11) Пётр Монтин – 1905г. убит, собравшегося ехать на Таммерфорскую конференцию.

12) Ханлар Сафаралиев – в 1907 году, в возрасте 28 лет убит злодейской пулей. Похороны Ханлара напоминали похороны Баумана в октябре 1905г. в Москве.

13) Буньят Сардаров убит 1919г. в 30 лет.

14) Имя Гачага Адигезала было: бесстрашного, неуловимого.

15) Сулейман Рустам – народный поэт Аз-на.

16) Мирварид Дильбази – народный поэт Аз-на.

17) Насиреддин Туси – родился в 1201 году. Математик, астроном, философ-гуманист, поэт – обогатил сокровищницу мировой науки и культуры. Владелец Марагинской обсерватории. Произведение  Н.Туси «Этика» под названием «Эхлагэ Насир».
В 1247г. Н.Туси создал ещё одно жемчужное творение – «Тахрифаль» – «Преломление и возвращение луча» хранится в Берлинской гос. Библиотеке. 600 бейтов его дошли до наших дней.

18) Мирза Казем - бек –  Признанное светило своей эпохи, востоковед, педагог с энциклопедическими знаниями. После тяжёлой болезни скончался 27-го ноября 1870года. Похоронен в Павловске близ Петербурга на кладбище.
Под руководством М.Казем-бека Л.Н.Толстой два года изучал азерб-турецкий языки.
Он был избран деканом первого отделения философского отделения Казанского университета. За выдающиеся заслуги в науке Британское Королевство Азиатское общество в Лондоне 14 января 1829г. избирает М.Казем-бека действительным членом. 13 декабря 1835г. на общем собрании Российской Академии наук М.Казем-бек был избран членом -  корреспондентом. Через  год произведён в экстраординарные профессоры. В 1862г. был избран членом Американского  Философского общества, организованного выдающимся американским учёным  Бенджамином Франклином и долгое время считавшемся американской Академии наук.
Россия, усыновившая азербайджанца Мирза Казем-бека, и сегодня глубоко чтит память этого выдающегося учёного.

19) Мирза Джафар Топчибашев – за короткий срок стал один из ведущих професоров Петербургского университета, учителем и наставником целой плеяды замечательных российских востоковедов и дипломатов.
«Мудрому человеку вся земля открыта,
Ибо хорошей душе отечество – весь мир» Фазиль Рахманзаде.
1823г. 7 марта Мирза Джафар утверждён адъютант - профессором персидской словесности Петербургского университета. В качестве профессора продолжал свою деятельность в Институте восточных языков при Азиатском департаменте Министерства иностранных дел (до конца жизни).
«Интересно отметить примечательный факт, что когда-то М.Д.Топчибашев оказал влияние на поэтическое творчество А.С.Пушкина.
«Ум и сердце человека, как и его речь,
хранят отпечаток родины» (автор книги).

Ещё древние говорили:
«Кто умён и силён, у того и любовь к родной земле беспредельна».
«Колодец, лишённый притока, свежих вод, в конце концов, оскудеет, обмелеет. И ведро, приходившее прежде полнёхоньким, начнёт царапать дно и не будет в нём ни прежней чистоты, ни свежести» (автор книги)

20)Джамал Аликпер оглу Юсифзаде родился в 1862г. в Карабахе, в интеллигентной семье. После семи лет обучения в Иране и Ираке вернулся на родину, начал учительствовать.(40 лет). Преподавал роднолй язык, арифметику, фарсидский язык, писал газели на любовную тему: «Фархад и Ширин», рассказы в стихах для детей. Его статьи и Физули и Навои были опубликованы в г. Баку в сборниках, посвящённых юбилеям этих классиков.
Название книги, о которой говорит в своём письме Р. Атакишиев, «Решахати - набавия». Эта книга выпущена в Баку в 1910 г. издательством «Братья Оруджевы». Затем в том же издательстве вышли его произведения «Фархад и Ширин» (отобранный из стихотворных произведений покойного шейха Низами и сокращённый рассказ о любви), а в 1912г. – его книга «Под нажимом жизни или конец предателя» (Любовный роман, взятый из реальной жизни») и «Наставления предков».
Как видно и из этих названий, все эти произведения свидетельствуют о направленности автора к классическому литературному наследию, устному народному творчеству, о большом значении, которое он придавал вопросам морали и воспитания.
Мирзаджалал Юсифзаде скончался в 1931г. в Баку.

21) Сердце Кара Караева словно было мельницей искусства…
«Искусство Кара Караева – это мост, пройдя который, попадаешь в поразительный мир…»

22)В истории аз. литературы нет, наверное, второго такого писателя, как Мирза Шафи Вазех, чья творческая деятельность и художественное наследие были бы окутаны таким туманом неизвестности:
«Из песен остаётся на века
Скорее песня та, что коротка,

Порой навечно людям остаётся
С коротким изречением строка.

В коротком слове мудрость к нам пробьётся.
Хоть век назад слетела с языка».

23) Фархад Бадалбейли – композитор.

24) Обработка героических сказаний, связанных с именем Деде Горгуда, получил название «Китаб - и – дедем - Горгуд», т.е. «Книга деда (отца) моего Горгуда».
В самом начале этого бесценного огузского эпоса указывает на то, что Деде Горгуд происходит из племени Баят, а время его жизни относится приблизительно к концу – началу 7 вв.
Деде Горгуд, личность историческая с событиями, имевшим место в Аз-не –11 вв., то он создан на историко-художественном фундаменте, заложенном гораздо ранее – 6-7 вв.
Деде Горгуд – общепризнанный родоначальник  о з ан о в  - а ш ы г о в – (духовный вождь) – это патриарх…
«…Китаб Дедем Горгуд» –основа основ, начало начал азербайджанской литературы, культуры, духовного и творческого развития нашего народа.
Мир неуёмной фантазий, пантеистического восприятия бытия, языческого буйства страстей и поступков, стихия жизни и любви в полный накал.

25) Ж.САНД дважды обращалась к тексту «Кёроглу». В предисловии, написанном ею ко второму переводу, говорится: «В моих глазах «Кёроглу» всегда  останется, как исключительно пылкое  и интересное произведение.
Ж.Санд в основу своего перевода взяла перевод А.Ходько.
На стр.219 – говорится о селе Дэлилер в Шамхоре, где обитался Кёроглу. Там Проходили состязания героев друг с другом посредством волшебного саза, где сражение шло не на жизнь, а на смерть защищая родину, честь, достоинство.
……………………………………………………………….
Известно, что после нашествия арабов население низменной части Аз-на приняло исламскую религию. Прикосновение и утверждение ислама привело к созданию мусульманских храмов. Однако до ислама определённая часть азербайджанцев исповедовала христианство. Поклонение этой религии породило христианские храмы, памятники. Отстатки некоторых из этих сооружений, возведённых нашими предками – христианами, сохранились, по сей день. Христианство в Албании было принято в период, когда Сасаниды ещё не относились враждебно к этой религии. Этот период охватывает первую часть 4-го века, вернее до 326г. Характерно, что Рим в это время объявляет христианство государственной религией, а Сасаниды хотят использовать её как идеологическое оружие против Рима. Такова международная ситуация, созданная двумя великими державами, ускорившая победу нового учения – христианства в Закавказье.
Профессор Р.Геюшев в своей книге «Христианство в Кавказской Албании» пишет: «нам кажется, что в проповедничестве Елисея в Албании, как оно ни было легендарным, есть всё же доля  правды. Это подтверждает идею о том, что христианство проникло в Албанию  ещё со 2 в. События, связанные с Елисеем, составляет первый этап проникновения христианства в Албанию, то с деятельностью царя Албании Урнайра связан второй этап этого явления. «Раскопками на городище Амарас наряду с христианскими могильниками вскрыты погребения в кувшинах, каменных ящиках и в грунтовых могилах. Из которых являются – кенотафами,  относится к 4-6 вв., т.е. ко времени, когда в стране довольно широко было распространено христианство.
Христианство не смогло также полностью вытеснить обряды захоронений в катакомбах, которые существовали параллельно с христианскими погребениями до 8 в. Захоронения в катакомбах зафиксированы в Мингечауре, Кабале, Торпаггле (Кахский р-н), в Казахском р-не.
Если углубиться в ещё более древнюю пору, то станет ясно, что в дохристианскую эпоху на аз-кой земле исповедовали зороастризм. Как определено исследователями, огнепоклонничество материализировано в книге «Авеста», отразившей философское и художественное творчество ЗОРОАСТРА.
Во многих местах нашей земли сохранились остатки храмов, связанных с огнепоклонничеством.
Нельзя забывать о том обстоятельстве, что каждая религия в какой-то мере проявляла отрицательное отношение к предшествующим верованиям. Подвергался преследованиям и зороастризм: огнепоклонники подвергались пыткам, их храмы разрушались. Сменяли друг друга эпохи и поклонения, и запамятовалось, что когда-то среди далёких предков наших были и христиане. В результате эти храмы, памятники «зафиксированы» как подтверждение на этих землях соседних народов, исповедующих христианскую религию.
Известный исследователь Гафар Кенди в своём труде «Зороастр, «Авеста» и «Азерб-жан» глубоко аргументировано подтверждает, что «Авеста», исстари относящаяся к числу произведений, снискавших мировую известность, тесно связана с прошлым азерб-го народа, его лит.традициями, образом мышления. Большинство источников считает Аз-н местом рождения, родиной исторического Зороастра.
Конечно, эти места именовались в то время по-иному.
Известный исследователь литературы Южного Аз-на Мирза Мамедали Тарбият в своей книге «Данишмендани –Аз-н», ссылаясь на Абу Рейхана Бируни, пишет: «Зороатр – известнейший в Аз-не. Он написал преобладающую часть «Авесты».

Ещё  несколько изречений из книги:

- Есть следы ног матери Томирис, прадеда Горгуда, братьев Джаваншира, Бабека, сестры нашей Нушабе.
- Горы, холмы, крепости, памятные следы, памятные песни, дастаны – священное наследие предков.
- Происхождение наше и сущность наша, путь и борьба, мечты и чаяния обрели в них вечность.
- «Гачага Наби» неоднократно ставился на сценах нашего театра.
- Саттархан!… - отпущены две жизни – и физ. И дух-ная. Умер в 47 лет (16 ноября 1924гю) – полководец нации.
- Людвиг, Альфред и Роберт (был ребёнком) Нобели – накопили капиталы за счёт нефти Аз-на – воротилы нефтянного бизнеса.
- Нобель и Ротшильд – хозяева бакинской нефти (1902 – 1904г.)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Азербайджан… Залитый солнцем край и музыка! Музыка, звучавшая везде: на улице и в доме, по радио, ТВ и в театре. А ведь вот как было когда-то давно: «…Не играй на музыкальных инструментах – грешно; не слушай музыку – грешно; не изучай её – грешно; не устраивай театра – грешно; не ходи туда; не рисуй портретов – грешно. Грешно, грешно, грешно…» – так, по словам М.Ф.Ахундова, великого азербайджанского просветителя, проповедовали тёмным людям миссионеры различного рода.
Но вот однажды на улицах Баку появились афиши: Драматическая труппа общества Ниджат маариф» сегодня, 12 января 1908 года, ставит в Драматическом театре Тагиева впервые на мусульманской сцене оперу «Лейли и Меджнун». Автором  этой оперы был  Узеир Гаджибеков - основоположник азербайджанской композиторской музыки.

«Мой Азербайджан» – музыка: Р.Гаджиева, слова А.Алибейли.
Музыкальная комедия – «Аршин мал алан» – музыка УЗ. Гаджибекова (1885-1948), «Кёр оглу».
«Сурейя» – музыка С.Рустамова, слова З.Джаббарзаде.
«Карабах» – музыка Д.Джангирова, слова Р.Зека.
Афрасияб  Бадалбейли (1907-1976) – «Девичья башня» - балет, «Ива не плачет» либретты, оперо «Багадур и Сона»,  «Чернушка».
«Песня о Баку» (из к\ф «Телефонистка») – музыка Т.Кулиева, слова В.Кафарова.
Муслим Магомаев (1855-1937) – композитор, оперы: «Асли и Керем», «Шах Исмаил», «Наргиз»…

УЗЕИР  ГАДЖИБЕКОВ
       (1885-1948)
Почти все члены семьи Гаджибекова были одаренымузыкально и поэтически. Начальное образование Гаджибеков получил в двухклассном «русско-татарском» училище, потом учился в Горийской учительской семинарии. Окрылённый успехом  первым оперы «Лейли и Меджнун», Узеир Гаджибеков создаёт мугамные оперы: «Шейх Санан», «Рустам и Зораб», «Шах Аббас и Хуршудбану», Асли и Керем», музыкальные комедии: «Муж и жена», Не та, так эта». С 1911 по1914гг. Гаджибеков занимается в Москве на частных музыкальных курсах А.Ильинского и в Петербурге в консерватории. В Петербурге создаёт замечательную музыкальную комедию «Аршин мал алан».
Вершиной творчества композитора явилась опера «Кёр-оглы». ЖизньУзеира Гаджибекова была неразрывно связана со всей бурно развивающейся музыкальной жизнью Азербайджана. Он был  одним из создателей, а затем и ректором Азербайджанской государственной консерватории (ныне Бакинской Музыкальной Академии)…
КАРА  КАРАЕВ
     (1918-1982)
Выжающийся азербайджанский композитор Кара Абульфаз оглы Караев. Родился в Баку в семье известного врача, профессора медицины А.Ф.Караева. Первая  кантата «Песня сердца» на слова Расула Рзы для хора, оркестра и танцевального ансамбля вышла в 1937 году. В 1952г. Караев создаёт одно из лучших произведений – балет «Семь красавиц», написанный по мотивам «Хамсе» Низами. Балет «тропою Грома» пишет по предложению Ленинградского Академического театра оперы и балета (ныне Мариинский театр Санкт-Петербурга).
Его ученики: А.Меликов, В.Адигезалов, Х.Мирзазаде, М.Мирзоев, Ф.Ализаде и др.
Умер в Москве.  Похоронен в Баку.

БЮЛЬБЮЛЬ (1897-1961) – великий азербайджанский певец. Его настоящее имя Муртуза Мамедов. В юности получил прозвище Бюльбюль (соловей). Его голос отличается сочным тембром, выразительностью. Бюльбюль – первый непревзойдённый исполнитель главной партии в опере «Кёроглу» У.Гаджибекова. Среди лучших партий  - Низами («Низами» А.Бадалбейли), Альяр («Наргиз» М.Магомаева), Алеко (Алеко» Рахманинова) и др. Преподавал в Бакинской консерватории.

ШОВКЕТ  МАМЕДОВА
           1897-1981)
Великая азербайджанская певица (лирикоколоратурное сопрано) педагог, музыкальный деятель. – Первая азербайджанская классическая певица. Первой вышла на сцену, что было недопустимо по мусульманским обычаям. Она прекрасно исполняла партии Гюльчохры («Аршин мал алан» У.Гаджибекова), Наргиз («Наргиз» М.Магомаева), Шахсенем («Шахсенем» Глиэра), Розины («Севильский цирюльник» Россини) и др.

РАШИД  БЕЙБУТОВ
        (1915-1989) – певец. Родился в Тбилиси. Отец – Меджид Бейбутов (1870-1945) – родился в Шуше, - Карабахе. Этот древний город назван музыкальной колыбелью, которая дала жизнь многим певцам, композиторам. Отец музыкант, обладал прекрасным голосом, знаток мугама, всего аз-кого фальклйра. Пел в «Аршине мал алане».
Мать Рашида Бейбутова – Фируза ханум (1894-1937) была представительницей одного из древнейших родов Азербайджана, интеллигентной и образованной женщиной.

НИЯЗИ
      (1912-1984)
Начало исполнительской и композиторской деятельности выдающегося дирижёра Ниязи
Пришлось на период бурного подъёма музыкальной культуры Азербайджана, формирования композиторской и исполнительской школы республики.  Выступая неустанным пропагандистом классической музыки и творчества своих современников, Ниязи активно участвовал в этом процессе.
Он является прямым продолжателем музыкальной традиций своего отца, композитора Зульфугара Гаджибекова и дяди Узеира Гаджибекова, оказавших большое влияние на творческий рост молодого музыканта. Музыкальное образование Ниязи получил в разных местах страны – в Москве, Ленинграде (Петербурге), Баку, совершенствуясь, как музыкант, под руководством М.Гнесина, Г.Попова, Л.Рудольфа и др.
Важным событием творческой биографиии Ниязи стала декада азербайджанского искусства в Москве в 1938 году. Ниязи дирижировал оперой  «Наргиз» М.Магомаева и провёл спектакль « с какой-то особой лёгкостью и темпераментом», как отмечал Рихтер…
С 1938 года до дня своей кончины был художественным руководителем и главным дирижёром оркестра. Он становится известен и как композитор. Среди первых симфонических произведений, созданных азербайджанскими композиторами – Закатальская сюита, Концертная лезгинка, Танцевальная сюита Ниязи…
Замечательное сочинение  композитора – симфонический мугам - «Раст». В основе «Раста» Ниязи лежат контраст героических и этических образов, тонкой лирики и праздничной, огневой танцевальности. С именем Ниязи связано развития оперного искусства в Азербайджане… С 1961 по 1965 годы он возглавляет Театр оперы и балета им. М.Ф.Ахундова в качестве директора, художественного руководителя и главного дирижёра.   …Создаёт лирико-романтическую оперу «Хосров и Ширин» по мотивам поэмы Низами. Он автор балета «Читра» по мотивам индийского писателя и поэта Р.Тагора.
Ниязи много работал в содружестве с крупнейшими музыкантами-исполнителями – С.Рихтером, Э.Гельльсом, М.Полякиным. Д.Ойстрахом, В.Клиберном, Ф.Бадалбейли, М.Магомаевым, С.Алиевым.
Под управлением Ниязи впервые прозвучало много сочинений азербайджанских композиторов: К.Караева, ДЖ.Гаджиева, Ф.Амирова, А. Меликова, В.Адигезалова. …

ФАРХАД  БАДАЛБЕЙЛИ (1947)
Пианист, профессор, ректор Бакинской Музыкальной Академии.

СУЛЕЙМАН ЭЮБ ОГЛЫ АЛЕСКЕРОВ
         (1924-2000)
Азербайджанский композитор, дирижёр, педагог. Написал «Жди меня», комедию «Улдуз» – Сабира  Рахмана.

ФИДАН  КАСИМОВА (1947)
Певица – Муз-ка Уз. Гаджибекова пела «Аршин мал алан», играла  на скрипке и фортепиано. Голос –нежно-серебристый тембр. Исполняла «Кёроглы», «Кармен» – Ж.Бизе, Маргариту из «Фауста» - Ш.Гуно.

ТОФИК КУЛИЕВ
      (1917-2000)
Композитор, дирижёр.  Его мугамы «Раст», «Сегях», музыка к фильмам: «Под знойным небом», «Сабухи», «Бахтияр», «Встречи», «Мачеха», «Телефонистка», «Ищите девушку», «Есть такой остров».

НИККОЛО ПАГАНИНИ (1782-1840) – скрипач. На одной из концертов порвались струны, сыграл на одной струне.

ЛЕОНИД КОГАН (1924-1982) – скрипач.


СВЯТОСЛАВ  РИХТЕР
       (1915-1993)
Выдающийся пианист. Школа – С. С. Прокофьева.

НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ.
Опера «Снегурочка» – широко использовал народные обряды и игровые песни.

ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ  (1931)
Выдающийся современный дирижёр. Вот что писал Г.Рождественский про симфонию «Низами» Фикрета Амирова: «Впервые я познакомился с музыкой Ф.Амирова в 50-х годах. Это была симфония «Низами», которая сразу же покорила меня своей особой выразительностью, мощным эмоциональным зарядом.
Симфония подкупала не внешней пышностью, а устремлением в мир художественных образов. Я исполнил эту симфонию в Москве и записал на пластинки. А затем последовало несколько памятных для меня исполнений этой симфонии в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), на родине композитора в Баку. Особенно хочется остановиться на концертах в Лондоне, куда композитор специально приехал, чтобы присутствовать на репетициях и концерте. Лондонское исполнение имело очень большой успех. Слушатели устроили настоящую овацию!» Под управлением Г.Рождественского  оркестр Стокгольмской филармонии с большим успехом исполнял №Сказание о Насими» Ф.Амирова.

ФРЕДЕРИК  ШОПЕН
     (1810-1849
Великий польский композитор. Подобно Моцарту и Бетховену, он прославился, как гениальный пианист. В одном из Варшавских костёлов в каменной колонне, по завещанию, на веки поместили сердце великого композитора.

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ  ГЛИНКА
      (1804-1857)
Великий композитор 19-го века. Современник А.С.Пушкина. Его первая опера («Жизнь за царя»), «Руслан и Людмила. Писал романсы: «Жаворонок», «Я помню чудное мгновенье, «Попутная песня».

ФЁДОР  ШАЛЯПИН
      (1873-1938) – певец (бас), блестяще пел народные песни. Пел в «Русалке» Даргомыжского – Мельник, Иван Сусанин («Жизнь за царя» Глинки), Борис Годунов («Борис Годунов» Мусоргский), Хан Кончак («Князь Игорь» Бородина) и др.

ЭНРИКО КАРУЗО
      (1883-1921)
Выдающийся итальянск. Певец (тенор). Он с большим успехом гастролировал в крупнейших оперных театрах мира.  Лучшие партии: -Манрико, Радамес, («Трубадур», «Аида» Верди), Рудольф («Богема» Пуччини), Хозе («Кармен» Бизе), Каварадосси («Тоска»Пуччини) – феноменальный могучий голос. Карузо любил исполнять неаполитанские песни.