Рига. Часть 3. Кое-что о ранее незнакомом

Надежда Бесфамильная
Сегодняшний рассказ я начну ровно на том месте,  на котором закончила предыдущее повествование, упомянув имя Ольги Дорофеевой. Именно с ней мы проведём сегодня добрую половину дня в пешеходной прогулке по Риге. Нам очень повезло: благодаря Руте Максовне нас ведет по городу не начинающий гид, а историк и искусствовед Ольга Дорофеева, ведущая на радиоканале «Домская площадь» еженедельный цикл передач «Прогулки по Риге»  и  знакомящая слушателей с интересными и малоизвестными фактами из истории ее зданий, улиц и целых районов, а также знаменитых горожан и самых простых жителей.
Мы увидим много красивейших домов, сформировавших в течение многих веков современный облик Риги, услышим массу интересных исторических фактов и легенд – ведь с ними связана история каждого здания в Старом городе. Но пересказывать всё это здесь вряд ли имеет смысл – это отдельная и очень обширная тема.

И всё же хочется отдельно упомянуть красивейшую улицу Альберта, с которой начинается наша прогулка и которую я вижу впервые. Названа она в честь основателя Риги архиепископа Альберта, но ещё более тесно её история связана с именем архитектора Михаила Эйзенштейна (отца легендарного кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна) - ведь на этой достаточно короткой улице целых шесть зданий выстроено по его проектам. Именно они сделали улицу жемчужиной рижского югендстиля начала 20-го века. Три из них построены по заказу действительного статского советника, юриста Андрея Павловича Лебединского как доходные дома. Существуют мнения о том, что проекты Эйзенштейна не были оригинальными – планировки жилья заимствованы из проектов градостроительства Германии (типичные планировки квартир, в которых репрезентативные помещения выходят окнами на улицу, а спальни, кухни и подсобные помещения – во двор). Но это совершенно не умаляет собственного вклада Михаила Эйзенштейна – столь роскошны и оригинальны фасады зданий!

Первые проекты Эйзенштейна достаточно просты и эклектичны, а затем – резкий взлёт фантазии, именно здесь, на ул. Альберта в достаточно короткий жизненный период с 1901 по 1906 год - и затем  медленное затухание творческой амплитуды. Это связывают с несложившейся семейной жизнью М. Эйзенштейна, заставлявшей страдать, испытывать муки ревности, переживать взлёты настроения и погружаться в апатию. Согласитесь: грустная, но благодатная почва для творчества!
Дома Эйзенштейна на ул. Альберта необычайно декоративны, их можно рассматривать часами, находя всё новые элементы декора: фигуры львов, сфинксов, орнаменты растений,  маски, мозаичные кирпичные вставки. Кстати, о масках: по сложившемуся преданию, маски женского лица на одном из зданий, наполненные агрессией, якобы списаны Эйзенштейном с лица жены – совместная жизнь была полна ссор, вплоть до развода, последовавшего в 1909 году. А затем мир и успокоение приходят в душу архитектора, но… вместе с этим уходит вдохновение – как часто так бывает! Поздние проекты Эйзенштейна далеки от того, что создано им в лучшие годы на улице Альберта, а затем он и вовсе уходит их архитектуры. Но была и еще одна причина его ухода, и она совпадает с причиной ухода с рижской архитектурной арены и самого стиля Югенд, на смену которому  по всей Северной Европе приходит новое мощное архитектурное течение, получившее название национального романтизма. А на смену архитекторам югендстиля в Риге приходят новые молодые архитекторы.

Именно этим впечатлением, полученным на улице Альберта, мне особенно хочется поделиться с Вами, ведь Старый город, в который мы пойдём дальше, сделав небольшой перерыв за кофе в бывшем Доме пыток, известен очень хорошо каждому, кто когда-нибудь оказывался в Риге. Расположенный на одной из самых узеньких улочек старого центра города, Дом пыток, а вернее, его стеклянная крытая терраса, устроит нам настоящую сладкую пытку: выпечка Риги всегда славилась разнообразием  и оригинальностью.

Но я еще мысленно нахожусь на улице Альберта и очень хочу пригласить Вас зайти вместе с нами в магазин обуви «Бон-Бон». Это не просто магазин, а бутик винтажной обуви, размещённый в интерьере жилья начала прошлого века – именно так, вероятно, выглядели квартиры благосостоятельных рижан, населявших дома на улице Альберта и не только на ней. Первая наша реакция – всеобщий возглас восхищения, мы слушаем рассказ Ольги и, кажется, перестаем слышать – внимание разбегается по предметам старинной мебели, текстильного убранства комнат, картин, платьев, шляпок, как бы случайно оставленных хозяйкой лежать на виду (уж больно хороши!) и, конечно же, сама коллекция обуви: каждая пара её – произведение искусства! Мы разбредаемся по этой квартире, и начинается перекличка междометий из разных комнат – полный восторг!
Этот магазин открыт совсем недавно, он не знаком еще и многим рижанам, именно поэтому хочется здесь упомянуть его отдельно и выразить восхищение самой идеей такого магазина-музея и её превосходной реализацией.

Вот так… Я ведь хотела в одном эссе объединить две темы: нашу прогулку по Риге и поэтические чтения.
Увлеклась. Но в этом виновата только Рига! А наша поэтическая встреча  ещё состоится!

В Риге сегодня лёгкий снежок, морозно. Спасибо Вам, Ольга!
Рождество, 7 января 2010 года.