Радиоволна

Барт Фарт
Это произведение мне не удалось. Произведения никогда не удаются — в том смысле, что они заведомо МЕНЬШЕ жизни, которая их вдохновила. Вряд ли я смог передать в тексте всё, о чем хотел сказать. Поэтому разумней было бы раскрыть карты перед началом игры, пусть это и означает загодя признать свое поражение. "Радиоволна" — она и об этом тоже. Что такое Радиоволна? Это жизнь, это душа, течение времени, индивидуальность — словом, всё то несуществующее, без чего нельзя помыслить наш мир.

                Посвящается Рыжей Соне

Есть магия в абстракции святой,
Которой чужды вещные предметы:
Жаргон наук — Движение, Покой,
И Время, и Пространство,
а поэты
В стихах обычно бредят Пустотой.

Но жизнь полна, пусть знанья неполны —
Вам подтвердит корпускула любая —
Отвергнув знаки, символы, чины,
Она, играет, часто проявляя
Повадки излучения — волны.

Волна — диалектичнейший герой,
Вполне материальна, всё как надо —
Но бестелесна.
И летит стрелой,
Однако, отразившись от преграды,
Тотчас отхлынет к точке отправной.

Вот Питер. Васька. Университет.
Тут Радиоволна явилась свету,
И мигом ускользнула в белый свет
Как в белый шум.
Прислушайся к ответу —
Ответа нет. Лови волну, поэт!

Любой ценой, до смертных мук — лови!
Дави себя, выблевывай изнанку,
Хрипи и надрывайся, горло рви,
Цепляй ее на сладкую приманку,
На лживое признание в любви...

Казалось бы, уже почти нагнал,
Прижал к земле и оковал металлом,
Но нет! — коварный радиосигнал
Плеснул волной по рекам и каналам
И канул вглубь. Но это не финал.
_________________________________
Песня Петрограда

Волна Невы. Тяжелая вода,
Лежащая на каменных ступенях,
Как старый пес, который никогда
Не будет скалить пасть в белесой пене.
Пожалуй, это фамильярно? Да.

Нева, Нева! Ты знала времена,
Когда наверх бежала по граниту,
Неслась по черным улицам одна,
Рыча, играла трупами убитых —
И снова
наступала
тишина.

Нева умеет отражать мосты,
Стремительные шпили и колонны,
И тюрьмы: Петропавловку, Кресты —
Но не людей.
Её глаза бездонны,
А зеркала — безлюдны и пусты.

Вампиро-бург. При бледном свете дня
Здесь властвует абстракция слепая.
Копытами Петровского коня
По улицам обветренным ступая,
Она кует историю, звеня.

Наш город был построен из воды,
Из камня и исписанной бумаги,
Где на любой странице есть следы
Холодного дождя и невской влаги,
И вечного предчувствия беды.

Тут все дома, с фундаментов до крыш,
Наперечет поэтами воспеты.
Венецию, и Лондон, и Париж
Из невских миражей творят поэты.
А что же ты, несчастный, здесь творишь?

Метафоры и рифмы — ерунда!
Волна, смеясь, уходит из неволи
Вперед, вперед, в другие города.
А ты один, ты в пустоте — доволен?
Тебе пора. Тебе пора туда.
___________________________________
Железнодорожное интермеццо

Московский поезд от причала
Отходит прочь,
Чтоб в нем волной тебя качало
Всю ночь, всю ночь —

Меж двух миров неотделимых,
Меж двух столиц,
Часы ночные мчатся мимо
Без лиц, без лиц.

Лишь храп незримого соседа
Неверный мрак,
Колес унылая беседа:
Так-так, так-так.
 
И снова поезд у причала.
Тебе пора.
Всё начинается сначала
С утра... С утра.
___________________________________
Песня Москвы

Как брызги от разбившейся волны,
Вокруг кипят бомжи, бандиты, шлюхи,
Таксисты, зазывалы-крикуны,
Менты, провинциальные старухи,
Приезжие со всех углов страны,

Окраины, Плющиха, тополя,
Останкинская башня, банки, рынки,
Гигантский царь, штурвал без корабля,
Таганки, Якиманки и Ордынки,
Военный лагерь медного Кремля —

И это всё, ликуя и скорбя,
Влечет с собой, засасывает в ворот,
Сминая, оглушая и слепя,
Ты помнишь, у поэта? — этот город
Составлен из забывших про тебя.

Тут есть река. Рифмуется с Невой.
И в этом их единственное сходство.
Одна за горло держит город свой,
Другая же — пассивно отдается
И поддается хватке деловой.

Одна — в своем величии строга,
И неприступна как императрица,
Другая — полнотела и нага,
Готовая столице покориться,
Она лежит, раскинув берега.

Столице чужды символы, слова,
Теории, абстракции, доктрины.
Она слепа, безмозгла — но жива!
В ней живы люди, здания, машины —
Всё то, что именуется "Москва".

Всё то, что означает "Жизнь-в-себе":
Развитие, расцвет и разложенье
Срослись в диалектической борьбе,
Уединились в Зоне отчужденья,
Вовне тебя,
и всё ж — в твоей судьбе.

Волна, поток, прозрачная струя
Уносится вперед, сияя сталью,
Загадок и ловушек не тая,
И можно только глянуть в Зазеркалье
И опознать: "Похоже, это я".

Похоже, ты по-прежнему один,
Похоже — и немного по-другому,
Уже никто не скажет "Погоди!"
Теперь тебе одна дорога — к дому.
Не жди и не надейся — уходи!
___________________________________
Железнодорожное интермеццо

И снова поезд от причала
Отходит прочь,
Чтоб в нем волной тебя качало
Всю ночь, всю ночь —

Меж двух миров неотделимых,
Меж двух столиц,
Часы ночные мчатся мимо
Без лиц, без лиц.

Лишь храп незримого соседа
Неверный мрак,
Колес унылая беседа:
Так-так, так-так.
 
...Идешь с Московского вокзала,
Тебе пора.
Всё возвращается к началу
С утра... С утра.
___________________________________
Coda

Бредешь сквозь строй безжалостных домов,
Как дезертир, насильно возвращенный,
Хлыстами ливня иссеченный в кровь,
Наказанный — но всё-таки прощенный —
Ты вновь вступаешь под балтийский кров.

Два города изведаны сполна.
Из ночи в ночь волной тебя носило
Покойся с миром в вязком мире сна.
А завтра, отразившись, с новой силой
К тебе вернется Радиоволна.