Мои дорогие бабушки

Лидия Седова
Наступил 1962 год.
Получили мы новую квартиру в новостройках Хабаровска. Сыну два годика, в детский сад не устроить, очередь на несколько лет. С нами на одной площадке оказались две немолодые женщины – бабушка Люся и бабушка Вика. Бабушка Люся согласилась понянчиться с моим сынишкой. А потом я узнала и о непростой судьбе моей няни.
   1922 год. Идёт гражданская война. Люся знакомится с бело – чехом, выходит за него замуж и они эмигрируют в Китай. Живут в Харбине, у них прекрасная трёхкомнатная квартира с кондиционером и холодильником. Ведут светскую жизнь. Принимают гостей, ведут беседы на английском языке, играют в нарды.
Всё бы  хорошо, но муж стал посещать дома терпимости. А молодая жена часто оставалась дома одна и плакала. Не выдержав, она написала письмо в Россию сестре своего мужа о своём житье - бытье. Сестра  неожиданно высылает ей деньги с припиской: купи себе путёвку в дом отдыха, отдыхай и развлекайся. Люся так и сделала.
  В доме отдыха Люся знакомится с Васей Терещенко. Домой она больше не вернулась. Свадебное путешествие длилось полтора года. На мотоциклах  они объехали весь Индокитай.
  Началась Великая Отечественная Война. Люся собирала много пожертвований в Фонд Красной Армии, отправляла посылки с тёплой одеждой на фронт. 

  Наступил 1947 год.
Люся с мужем решили вернуться в СССР. Все знакомые их отговаривали, говорили, что их арестуют. Люся не верила, она ведь ничего плохого не сделала. В Китай она выехала на законном основании, арестовывать её не за что. Они вернулись в Россию.

   Наступил 1949 год. Однажды ночью к их дому подъехал «воронок». Люсю и Василия забрали. Больше своего Васю она не видела.
  Люсю посадили в камеру. Её не били, но не давали спать. По ночам её водили на допросы, требуя признания в шпионаже. Однажды, когда её вели после ночного допроса, она на лестнице потеряла сознание. Больше на допросы её не вызывали.
Осудили на 10 лет лагерей.
 Когда Люсю арестовали, ей было уже 50 лет. До ареста она выглядела прекрасно -  лет на 35. Случайно в тюрьме ей попался осколочек зеркала. В зеркале она увидела седую старуху.
 
Каторгу она отбывала на лесозаготовках. Валили деревья, стоя по колено в воде.
Первый год был самым страшным. На второй год её определили в бригадиры. Стало легче. Прошло четыре года. Наступил 1953 год – год перемен.
Вскоре Люсю освободили, она уезжает в Хабаровск и начинает поиски мужа. Васю она находит в Саратове. Его тоже освободили и реабилитировали.
Люся посылает срочную телеграмму: выезжаю, жди.
 Едет поездом. В дороге ей снится сон: она видит, как Вася выходит на крыльцо своего дома, прижимает к груди письмо и …падает.
  Когда  Люся добралась до Саратова, Васи уже не было в живых. Получив её телеграмму, он умер от разрыва сердца.

  С бабушкой Люсей проживала в одной квартире соседка – бабушка Вика. Виктория Алексеевна так же вернулась из Китая, но намного позднее, поэтому избежала той  тяжёлой участи, что постигла бабушку Люсю. В Китае Виктория Алексеевна имела свой салон мод. Была отличной портнихой.  С Антоном Антоновичем у них были  даже кофейные плантации. Вернувшись в Россию, она зарабатывала на жизнь шитьём.
  В молодости Виктория Алексеевна была необыкновенно красивой женщиной. И в 62 года  она была красива. В  комнате на стене, напротив двери,  висел её большой портрет в золочёной раме, написанный маслом : Виктория Алексеевна в молодости.
 Как- то, по делам службы, к ней зашёл молоденький участковый – милиционер. Открыв дверь, он застыл на пороге. Несколько минут он стоял в изумлении, забыв, зачем пришёл. Так поразила его красота портрета.

 
  После реабилитации в 1953 году, бабушка Люся работала проводником на теплоходе Хабаровск-Николаевск-на Амуре. Проработала 10 лет. Заработала пенсию 22 руб, на эти деньги невозможно было прожить.
 Когда я впервые увидела бабушку Люсю, я немножко испугалась. Это была очень грузная женщина с седыми волосами и небольшими темными усиками над губой. У нее в квартире проживали маленькая черная собачонка Пуська и шикарная сибирская кошка Маляська. И все это семейство кормилось на одну пенсию.
  Когда прошел первый шок, я решила, если бабушка так любит животных, то и ребенка не обидит. Поскольку мы жили на одной площадке, бабушка оставалась полной хозяйкой в моей квартире, что было очень удобно для нас обоих. Целый год она была у нас няней, пока мы не получили место в детском саду.  Добрые отношения с няней сохранились и после моего отъезда из Хабаровска. Мы переписывались несколько лет, потом письма перестали приходить.

 Ее соседка, Виктория Алексеевна, смогла получить более высокую пенсию. Но продолжала обшивать своих знакомых. Однажды, мой маленький трехлетний сын, уцепившись ручонками за край стола, где Виктория Алексеевна шила, произнес:" Бабушка Вика, почему вы всем шьете, да шьете. А моей маме никогда ничего не сошьете." Такая трогательная забота о маме, их очень рассмешила. Но , она была очень дорогой портнихой, а я не имела столько средств, чтобы шить у нее. Перед моим отъездом из Хабаровска, бабушка Вика сшила мне очень красивое чуть кремоватого цвета платье из шерсти с жакетиком. Оно мне очень шло.

 Мои милые бабушки, я Вам так благодарна за то тепло, что вы дарили мне. Я была так далеко от мамы, а вы мне своими заботами  частично заменили ее. Светлая вам память.