Павел Бажов, часть 1

Чувалова Татьяна
Как писал Павел Бажов? Где он брал свои сюжеты и темы?
Его сказы были написаны и опубликованы совсем недавно - в конце 30 годов 20 века и после второй мировой войны.
Кажется, что образы не сложны, но такие знакомые, как будто когда-то мы знали об этом.
А вот есть ли его образы символы в современной литературе или эпосе живших ранее народов? Попробуем разобраться.

Павел Петрович (странно, моего отца тоже так звали) Бажов известен больше, как автор "Малахитовой шкатулки", но эти сказы он слышал в раннем детстве, А ЗАПИСАЛ ИХ ЧЕРЕЗ СОРОК ЛЕТ!

История создания бажовских сказов случайна и удивительна.
В годы политических репрессий, он удачно и вовремя исчез из поля зрения чекистов и поселился у родственницы в глухой уральской деревне и от нечего делать стал записывать сказы, услышанные в детстве.
Спустя время охотники, как водится стали жертвами (Фёдор, это твой последний стих о власти и её любителях), а Бажов вернулся в город и обнародовал подготовленные тексты.
Он практически предвосхитил более, чем на пятьдесят лет обсуждаемые темы: философии камня, каменная цивилизация, минеральная сфера жизни или её кристаллическая форма, энергетическая составляющая земных недр и т.д.

НЕЛЬЗЯ НЕ ОТМЕТИТЬ, ЧТО СОЗДАНИЕ И ПУБЛИКАЦИЯ БАЖОВСКИХ СКАЗАНИЙ СОВПАЛИ СО ВРЕМЕНЕМ РАЗРАБОТКИ ВЛАДИМИРОМ ИВАНОВИЧЕМ ВЕРНАДСКИМ ТЕОРИИ НООСФЕРЫ, КОТОРАЯ В НЕКОТОРЫХ МОМЕНТАХ СОВПАДАЕТ СО СКАЗАНИЯМИ.
(Алекс, уважаемый, дополняй, это твои темы)!

Есть  исследование, утверждающее, что мифологические образы сказов произрастают из самых глубин общемировой культуры и фольклор выступает, как источник закодированной информации. В чём я никогда не сомневалась, и в рецензиях к Вам, дорогие друзья, неоднократно на это указывала.

Например. Среди русских поселенцев Сибири сохранились предания, что горы - это окаменевшие былинные богатыри. Вот, например, старинное предание в пересказке Л. В. Мея (1822-1862) (Господи! Оказывается и тогда люди жили и тоже что-то такое думали!) услышанное от сибирского казака Ивана Андреевича "Отчего перевились витязи на Святой Руси", обращаю ВАШЕ ВНИМАНИЕ ЧТО ЭТО БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО СО СТЕНОГРАФИЧЕСКОЙ ТОЧНОСТЬЮ, ЗНАЧИТ АВТОР СЧИТАЛ ЭТИ ЗНАНИЯ ВАЖНЫМИ.

По древней версии Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие их сподвижники натолкнулись на какую-то невидимую силу, которую не смогли одолеть, короче, чем больше её рубили, тем сильнее она становилась и так было до бесконечности. Когда стало ясно, что таинственная сила сильнее их и непобедима, богатыри (как водится) бежали в горы и окаменев, слились с ними навсегда.

.... А Сила всё растёт да растёт,
Всё на витязей боем идёт......
Испугались могучие витязи:
Побежали в каменные горы и тёмные пещеры...
Как подбежит витязь к горе, так и окаменеет;
Как подбежит другой, так и окаменеет;
Как подбежит третий, так окаменеет....
С тех пор и перевелись витязи на Святой Руси!

Эта же тема продолжена в сказе "Богатырёва руковица" Бажова.
Сперва уральские места обживали богатыри, только большие и каменные. И не страшны им ни звери, ни голод со стужей, да и домов не надо.
За старшего был богатырь Денежкин. И был у него стакан с мелкими денежками, алмазами да рудами. А стакан этот был больше сорокаведёрной бочки. И выточен  так точно ( как морда сфинкса) и сделан из золотого топаза, какого больше не найти. Потрёт богатырь денежку - и видно где, какая руда или камни находятся. Для догляду была у него каменная птица с сорочинным обличием, цвета непонятного белого-серого-голубого. Хвост, как радуга в смоле, а глаз агатовый в весёлом зелёном ободке.
Сторожила отменно, чуть чужого услышит - сразу знать подаёт.

 В молодости много трудились богатыри, потом стареть стали, уставать.
СИДЯТ ИЛИ ЛЕЖАТ НА МЕСТЕ И ВСЁ!

 ТАК И СТАЛИ КАМНЯМИ.

И САМ ДЕНЕЖКИН ОТЯЖЕЛЕЛ, МХОМ ОБРОС, СЕЛ НА ЗЕМЛЮ ЛИЦОМ К ПОЛУДЕННОМУ СОЛНЦУ, БОРОДОЙ В КОЛЕНКИ УПЁРСЯ, ДА И СОРОКА СОСТАРИЛАСЬ...
Так они окаменели.
Но потом и появились люди....