Медной горы Хозяйка. Часть 4

Чувалова Татьяна
Образ хозяйки у сибирских народов моет быть выражен и мужским началом.
В Кузбассе, расположена Горная Шория и народ соответственно - шорцы, они почитают Хозяина гор с зелёными волосами, такими же глазами в каменных сапогах.
\ По всему миру распространены мифологические рассказы  о духах-хозяевах гор.Даже у проживающих по берегу Амура коренной народности нивхов( в прошлом гиляки) бытуют мифы о духах гор.
Было бы упущением пройти мимо ещё одного матриархального бажовского образа.
Это волшебница Бабка Синюшка из сказа "Синюшкин колодец" - тоже хозяйка, да ещё больше, чем властительница Медной горы, ибо её владения не только земные недра, но и водная стихия. И сакральный колодец расположен не где-нибудь, а на непроходимом болоте, куда и попадает герой сказа Илья. В колодце богаттсва несметные, но поделиться с ними она готова только с праведником и бессеребренником, а хапугу и вора Кузьму топит в бездонном колодце.

Также обходилась с людьми и хозяйка Медной горы, вспомните расправу с "Душным Козлом" приказчиком и т.д.

Синюшка оборотень из оборотней, всегда старая, всегда молодая. Пожалуй, она даже ближе к общемировому стандарту Хозяек земных недр, чем красавица Медной горы.

Хозяйки объединяют и положительные и отрицательные стороны.
Иногда последние преобладают, и тогда их носительница выступает исключительно зловредным существом.Но, если рассматривать образы, то получается, что демоническое обличие результат позднейшей идеологической дискредитации.
Пример, легенда происхождения тибетского народа. Прародительница его Горная ведьма(Хозяйка) и её партнёр не рудокоп, а бодхисатва, он же по совместительству и обезьяний царь. Он был буддист и девственник, праведник, последователь Авалокиты. В него то и влюбилась похотливая и кровожадная Горная ведьма.
О, обезьяний царь, услышь меня, молю!
По силе злой судьбы я бес, ноя люблю.
И, страстью сожжена, теперь к тебе стремлюсь.
Со мной не ляжешь ты, я с демоном сольюсь.
По десять тысяч душ мы будем убивать,
Мы будем жрать тела, и будем кровь лизать,
И породим детей жестоких, словно мы,
Они войдут в Тибет, и в царстве снежной тьмы
У этих бесов злых возникнут города,
И души всех людей пожрут они тогда.
Подумай обо мне и милосерден будь,
Ведь я люблю тебя, приди ко мне на грудь.
(пер. Л.Гумилёва)
Они женились и родилось шесть обезьян, которые размножались с невероятной быстротой. Есть было нечего, отец попросил помощи небес, те им дали семена, началось возделывание земли, и у них исчезли шерсть и хвосты.
Так возникла цивилизация.
Считается, что одна часть людей возникла от отца-ботхисатвы, а другая от матери-ведьмы.

ПОЭТОМУ ОДНИ ЛЮДИ МИЛОСЕРДНЫЕ И ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЕ, ДРУГИЕ-КОВАРНЫЕ И ЗЛОКОЗНЕННЫЕ.
Вот уж действительно так!Представляется, что обезьяны в этой легенде играют туже роль, что и ящерки в бажовских сказах.

Для правильного понимания образа Хозяйки углубимся ещё дальше, в глубины человеческой истории, когда ПОВСЕМЕСТНО господствовал культ ВЕЛИКОЙ БОГИНИ-Матери, обусловленный матриархатом.

Это стадия развития общества, основанная на материнском роде, потому что поколения по причине отсутствия узаконеного брака вели свою родословную исключительно по женской линии. В условиях промискуитета ребёнок не знал настоящего отца; домашнее хозяйство велось женщинами - и это обусловливало её центральную роль в первобытном обществе. Но это же привело и к поражению. Она оказалась невостребованной в других сферах человеческой деятельности ( скотоводство, земледелие, участие в войне, различные виды управлени и т.д.).

ТАК ЕСТЕСТВЕННО МАТРИАРХАТ ПЕРЕШЁЛ В ПАТИАРХАТ, НО ДАЛЕКО НЕ БЕЗБОЛЕЗНЕННО.

Вся человеческая история начиналась с поклонения женскому естеству и началу:
прежде всего это воспроизводство, где главную роль играет женщина, которой на роду написано быть матерью.
 В основе оргиастических культов лежали таинства оплодотворения, зачатия, родов. А объектами поклонения, жертвоприношения и соблюдения подчас жёских ритуалов неизбежно становились природные и рукотворные феномены, выражающие женское естество:пещеры, ущелья, озёра, колодцы, венки, кольца и т.д.
Так сложился культ ВЕЛИКОЙ БОГИНИ, он был во всём мире, свидетельства - многочисленные скульптуры древних богинь, найденные на всех континентах Земли; но это не те красотки с картин, это глиняные фигуры с большой грудью, животом и ягодицами- на наш вкус, может и безобразно, но...

Великая Богиня Матерь имеет много имён. Это представлено очень хорошо в романе Апулея "Золотой осёл".
".. фригийцы зовут меня -Пессинунтской Матерью Богов, Аттики- Минервой; На Кипре - Пафийской Венерой (Афродитой), На Крите - Дианой (Артемидой) Диктиннской,, другие - Юноной, Беллой, Гекатой, а эфиопы - ИСИДОЙ"...

Этот перечень можно продолжать. Древняя Индия -Дьяус и Притхиви, новозеландцы - Ранги и Папа и тд. 
Поэтому вполне возможно, что Хозяйка Медной горы была когда-то Великой Богиней, но под другим именем. Когда там жили первые гиперборейцы, то была и матриархальная проматерь.

 НО СО ВРЕМЕНЕМ,ПО ИСТЕЧЕНИИ ВЕКОВ ОНА БЫЛА ПРСПОСОБЛЕНА К МЕСТНЫМ РЕАЛИЯМ И ПРЕВРАТИЛАСЬ В ТУ ХОЗЯЙКУ, КОТОРУЮ МЫ ЗНАЕМ ПО СКАЗАМ.

Примечание.Древнеиндийское слово bhAgas, от которого ведёт родословную русское слово "бог", означает также "женские половые органы", а образованное от него словосочетание "бхагаяджия" обозначает соответствующий обряд и ритуальные церемонии, посвящённые женским гениталиям, что является отголоском матриархальных отношений, древнейших верований и поклонения Великой Матери. (Чаттопадхьяя Д. Локаята Даршана. М. 1961, с.327).

Английский исследователь древней мифологии Роберт Грейвс попытался свести всё многообразие Хозяек к одному знаменателю и получилась Белая Богиня - Альбина, откуда вытекает ряд индоевропейских лексем и топонимов ; Альбион - древнекельтское название Британских островов, Альпы, Эльба, но сопоставить это и Малахитницу не удаётся, хотя бы по цветовой гамме, У Млахитницы нет белого цвета. Зато есть аналогия с Зелёной Тарой - одной из двух ипостасей "ламаистской богородицы", сердобольной спасительницы, заступницы и думается, что её функции, о временем были распределены между другими новыми богинями.

Но всё же самый близкий образ - это античная Кибела, о которой в другой раз.