Пушкин и современность

Татьяна Муратова
Много лет назад, перед выпускными школьными экзаменами, меня спросили, на какую тему хотела бы я написать свое сочинение. Я, не задумываясь, ответила: «Любая тема из Маяковского». Мне повезло, тема называлась: «Маяковский с нами». Я с упоением писала о планах, которых «громадье», о советском паспорте, о Ленине. В то время это было так актуально и близко шестнадцатилетней комсомолке, что душа моя пела, вынося на бумагу мои мысли. Маяковский был тогда для меня временным кумиром (потом Есенин, Блок, … Высоцкий), а Пушкин - обычной  повседневностью, без которого нельзя было обойтись, как без глотка воды.  Зачем же было об этом писать? Это и так все знают.
Прошли годы. И вот сегодня вновь мне задают писать сочинение, теперь уже на тему, для меня обозначенную: «Пушкин и современность». И я растерялась. Что можно добавить к тому, что я уже сказала в своих многочисленных публикациях о Пушкине? Без цитат великих и не очень знаменитых людей, без пафоса и почитания, без описания  тех многочисленных бессонных ночей, когда Пушкин бесцеремонно ворвался в мою жизнь в 1999 году, ответив на мои многочисленные вопросы, заставив по-новому взглянуть на окружающую меня действительность и направиться по пути Духа Пушкинской Эпохи. Что же такого современного есть в Пушкине?
Каждое время приносит своих мыслителей, поэтов, философов, ученых, музыкантов, художников, политиков, деятелей искусства и т.д., у каждой эпохи свой народ. Но вот уже двести лет у нас на всех Пушкин один. Он та связующая нить для людей разных поколений, вероисповеданий, возрастных категорий, социальных и  профессиональных  групп, которая прочно и крепко соединяет всех нас в одно целое, имя которому – Россия. Если разорвать эту нить, запретить русский язык, который создал Пушкин, что будет с Россией? Примеры у нас налицо. Если изменять язык, поганить, как сказал бы Пушкин,  то меняются люди,  исчезает то сокровенное, наше, что заложено в  наших душах, что так непонятно иностранцам. И, как следствие, меняется страна, ее культурные и нравственные ценности, традиции и обычаи, заложенные изначально. Чем сильней дух народный, тем  непобедимей сам народ. Чем лучше дух воплощен в слове, тем могущественней это слово.
Создав русский литературный язык на основе народного, Пушкин сделал почти невозможное: он открыл древние ведические истоки народа для современной жизни. И с этого момента  любая эпоха, наша тоже,  стала ему современной. И мы питаемся из этих чистых истоков, обращаясь к ним в любой момент нашей жизни. И Россия жива и будет жить, ибо живы основы бытия, завещанные Человеку Богом, сохраненные в недрах русского языка и передаваемые из поколения в поколение избранными народными сказителями, достойным представителем которых является Пушкин. И сколько времени будет существовать Россия, столько Пушкин будет современным  любой эпохе.
На протяжении двух веков Пушкин, уже не своими устами, а высказываниями и делами многих тысяч, а может быть, и миллионов людей, доказал, что достоин  России. Он, как магнит, притягивает к себе все самое лучшее, весомое, ценное. А поколения за поколениями российских граждан, принимая эстафету жизни, утверждают, что Россия достойна  Пушкина.
Сегодня пришел наш черед, когда мы называем современную Россию пушкинской Россией и через Пушкина соединяем современную Россию с первоистоками русского народа, его души и духа.
Пушкин и Россия неразделимы,  в пушкинской России  «русский дух… там Русью пахнет!»
10.10.2008