История вопроса - текст 7

Борис Пинаев
(55 строк)

...Кое-что знали  древние индусы, евреи, греки. Например, Платон: "Все возникшее и все то, из чего что-либо возникает, составляет три рода... Первый я называю беспредельным, второй — пределом, третий — сущностью, смешанной и возникающей из первых двух" (Платон. Соч. в 3-х томах. М., 1971. Т.З, ч.1. С.31).

Как видим, технология та же самая, что и у Галилея или в "Упанишадах": "Поистине это три слога: са-ти-ям. Са — это бессмертное, ти — смертное, ям — соединяет оба..." (Антология мировой философии. М., 1959. Т.1, ч.1. С.53).

Подчеркнем: речь идет просто о технологии получения нового понятия из соотносящихся терминов. Это вовсе не чье-то личное изобретение. Корнесложение, например, — это самый распространенный и самый продуктивный способ словообразования в древнем и современном китайском языке: изменять + жизнь = революция, завязывать + плоды = результат, годы + легкие = молодой (см.: Задоенко Т.П., Хуан Шуин. Основы китайского языка. М., 1983).

В роли упомянутых выше "терминов" впервые выступили Адам и Ева: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю..." (Быт. 1, 27-28). С тех пор так и совершается на земле: двое живых рождают третьего. И в неживой природе: смешиваем синюю и желтую краски — и получаем зеленую.

Позднее европейские философы лишь воспроизводили древнюю схему. Кант: "Третья категория возникает из первой и второй, связанных в одно понятие" (Кант И. Сочинения. М., 1965. Т.4, ч.1. С.146).

Гегель: " Истинное в мысли есть то, что конкретно, положено в себе как раздвоенное, причем таким образом, чтобы обе стороны раздвоенного образовали противоположные мыслительные определения, в качестве единства которых должна быть постигнута идея. Спекулятивно мыслить означает разложить действительное и противопоставить его себе таким образом, чтобы различия были противоположны друг другу по их мыслительным определениям, а предмет постигался как единство обоих" (Гегель. Философия религии. М., 1975. Т.1. С.221).

Ньютон и Лейбниц процесс умозаключения выразили символически:
у(х) - дельта у/дельта х - производная.
Математик устанавливает связь аргумента и функции, соотносит из приращения, чтобы найти производную.

В методологической подсистеме мы обнаружили некое движение от ассоциации категорий через отношение терминов к противоположению понятий.

Современное естествознание выяснило, как выглядит понятийная структура. Как выглядят противоположные понятия. Никакой мертвой симметрии (как в случае черно-белого круга "инь-ян" или взаимопроникающих треугольников) …никакой мертвой симметрии в этой структуре нет. Это хорошо видно, если взглянуть на магнетизм и электричество. В магнетизме северный и южный полюса неслиянны и нераздельны, тогда как электрические положительные и отрицательные заряды выглядят квази-самостоятельным частицами, каждую из которых можно обособить и даже разогнать в ускорителе до сверхвысоких скоростей. Таким образом, каждое из противоположных понятий ДВУПОЛЮСНО, но характер этой полярности неодинаков (как и в случае функциональной асимметрии человеческого мозга).

Итак, наука начинается с противоречивой ассоциации категорий в А-рядах К-матрицы, репрезентанты которой снимают себя в соотношениях обратных терминов, кои, в свою очередь, подвергаются идеализации в понятиях: противоречие - снятие - идеализация. Откуда взялось слово "противоречие? Отождествление категорий К-матрицы противоречиво. В древней матрице юг = лето = красный = птица. Тут противоречие, потому что мы, формально-логические люди, точно знаем, что юг — это юг, а вовсе не птица (точно так же можно сказать, что исток — это исток, а вовсе не "начало" и не "рождение").

Противоречив и репрезентант А-ряда, обозначая себя самого (например, небо) и весь А-ряд в целом (небо, человек, земля — тянь, жэнь, ди). Поэтому смысловым стержнем первой пары методологической подсистемы стало понятие "противоречие", выражающее себя в А-рядах К-матрицы. "В отличие от европейских категорий изначально имевших логический смысл, восходящий к грамматическим моделям древнегреческого языка, их китайские аналоги, восходя к мифическим представлениям (наше умозаключение "логос-миф — канон/иносказание = конкретизация". — Б.П.), гадательной практике и хозяйственно-упорядочивающей деятельности, изначально обладали натурфилософским смыслом и использовались в качестве классификационных, нумерологических матриц (двоичная — инь-ян..., троичная — тянь, жэнь, ди — "небо, человек, земли"..., пятеричная — у син — "пять элементов" и т.д.)... До соприкосновения с европейцами в китайской культуре отсутствовал сам термин "философия". ...Наименование же конфуцианства — жу сюэ выступало и в качестве обозначения науки, а наименование неоконфуцианства — ли сюэ — в качестве обозначения естествознания" (Кобзев А.И. Методологическая специфика традиционной китайской философии//Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М., 1987. С.67-68).

То, что А.И. Кобзев именует классификационной матрицей, мы назвали А-рядом. Несколько А-рядов в совокупности образуют К-матрицу (в математике матрица — это некая прямоугольная таблица, состоящая из строк и столбцов). Конечно же, "жу сюэ" — это наука, а вовсе не философия, поскольку наука опирается на "основные формы мышления", тогда как философия — лишь на односторонние суждения (и предложения), осколки антиномий, а если приходит все-таки к антиномиям, то не знает, что с ними делать (рассудочный, мол, тупик).
(продолжение следует)