Система наук - текст 9

Борис Пинаев
СИСТЕМА НАУК

Методология помогает увидеть взаимосвязь наук, увидеть систему наук: логика, ноология (наука о мышлении), психология, биология, физика, математика... В роли структурообразующего начала везде выступают "основные формы мышления", принадлежащие нам и не нам, имеющие субъективный и объективный характер, ибо это дар миру и человеку от Бога-Троицы. Бог трансцендентен и имманентен миру. Фаворский свет, в частности, держит мир как структуру, спасая его от хаоса.

Методологическую подсистему мы не будем повторять, хоть она и лежит в основании всего.Нужно сказать, что здесь даны токмо УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ, это сокращённый вариант... В полном варианте необходимо показать, как "лицевое" умозаключение, вывернувшись наизнанку (когда БУКВА начинает попирать ДУХ), распадается на элементы, из коих формируется новая К-матрица, потом - антиномия и наконец - новое умозаключение...

Начнем с математики:

7.1. МАТЕМАТИКА
Путь — бесконечность/нуль = единое
путь — нуль/бесконечность = множество
единое-множество — качество/количество = мера
множество-Единое — количество/качество = счет
мера-счет — акт/потенция = скаляр
счет-мера — потенция/акт = вектор

"Вселенная есть число, и все составные части её суть числа. …Вполне естественно миру быть сотворенным из ничего действием бесконечного, которое одно имеет существенное значение. …Нуль, изображающий идею о несуществующем, обращается в число, когда действует на него бесконечное. В помощь математике приходят естественные науки, к которым она относится как душа к телу. …В точном смысле нет существ в природе: в ней одни явления. Этому закону подчинены и числа… Всякое число есть явление.
…Мечтатели сделались безбожниками, а изучившие глубоко математику всегда признавали не только Бога, но и христианство, хотя и не знали христианства, как должно. Таковы были Ньютон и другие.

Желательно, чтобы кто-либо из православных христиан, изучив положительные науки, изучил потом основательно подвижничество православной Церкви, и даровал человечеству истинную философию, основанную на точных знаниях, а не на произвольных гипотезах.

Мудрец греческий Платон воспрещал упражнение в философии без предварительного изучения математики. Верный взгляд на дело! Без предварительного изучения математики с зиждущимися на ней другими науками и без деятельных и благодатных познаний в христианстве невозможно в наше время изложение правильной философской системы. Многие, признающие себя сведущими в философии, но не знакомые с математикою и естественными науками, встречая в сочинениях материалистов произвольные мечты и гипотезы, никак не могут дать удовлетворительного отзыва и опровержения на самый нелепый бред какого-либо мечтателя… Одна логика может обойтись без математики; но и логика в сущности неразрывно связана с математикой, и от последней может заимствовать особенную точность и положительность" (Епископ Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. М., 1991. С.123-125).

Ряд цифр начинается нулем и заканчивается бесконечностью. Символ бесконечности венчает собой ряд цифр: 0, 1, 2, 3, … 7, 8, 9, бесконечность. Нуль и бесконечность — обратные термины (бесконечность = 1/нуль, нуль = 1/бесконечность), они ограничивают ряд с обеих сторон. Таким образом, одиннадцать — это беск. + 1, двенадцать — это беск. + 2. И т.д. Естественно, речь идет о математической бесконечности. Если же учесть, что "без-конечность" = не-конец = начало, то нуль окажется "концом" числового ряда: 0 + 1, 0 + 2 и т.д. (или, как это и принято сегодня, 10 + 1 = 11, 10 + 2 = 12…).

Повторяем: Бог сотворил мир "из не-сущих", то есть из нуля и бесконечности (оба они "не-сущие" вне Бога и в своей односторонности); если говорить на математическом языке: беск./0 = 1, 0/беск. = множество. Единица символизирует мир невидимый (Небо), множество – мир видимый (землю).

И в заключение надо бы показать, как математически правильно пишется умозаключение. Символ "снятия" выглядит как такая вот стрелочка - (на "прозе" стрелочка не получается, поэтому удовольствуемся простым тире), тогда как символ "идеализации" можно передать самым обычным знаком равенства.

7.2. ФИЗИКА
Скаляр-вектор - пространство/время = скорость
вектор-скаляр - время/пространство = инерция
скорость-инерция - энергия/масса = магнетизм
инерция-скорость - масса/энергия = электричество
маг-зм•эл-во - напряженность Н/напряженность Е = электромагнитное поле
электричество•магнетизм - Е/Н = вещество.

Как видим, если "электромагнитно-полевое" умозаключение вывернуть наизнанку, то получим "вещественное" умозаключение. Лишь так можно реализовать проект Эйнштейна: чтобы получить вещество, нужно "вывернуть наизнанку" поле, подвергнуть инверсии его магнитный и электрический элементы. Все физические величины и там, и тут одни и те же, вся разница — в инверсии. Если Эйнштейн был прав, то лишь в этом смысле.

Кстати, тут можно сказать и нечто о человеке. Как известно, мы — падшие существа, то есть, на языке методологии, инвертированные существа. Если бы в основе нашей телесности лежал свет (электромагнитное поле), то соотношения обратных терминов в "наших" умозаключениях выглядели так: пространство/время, энергия/масса, Н/Е. Однако наши тела структурированы обратными соотношениями: время/пространство, масса/энергия, Е/Н. И поэтому наше тело имеет вещественный, а не полевой характер. Вещество – результат инверсии электромагнитного поля. Понятие "вещество" можно представить умозаключениями, одно из которых выглядит так: НЕЙТРОН (как неслиянное и нераздельное единство антипротона и позитрона, а точнее – северного и южного его полюсов) – протон/электрон – гелий. Протон и электрон возникают после инверсии полюсов нейтрона, чтобы в конце концов возник гелий.

Можно предположить, что после смерти вещественного тела душа обретает световое тело, если не обречет себя в этой земной жизни на тьму. Существует гипотеза: в центре Земли поле становится веществом... Как солнечное вещество становится светом... Не дай Бог облечься душе тем помрачающимся светом... "Святой Макарий Великий … научает, что ангелы и души хотя и очень тонки по существу своему, однако, при всей тонкости своей, суть тела (точнее: обладают телом. — Б.П.). Они — тела тонкие, эфирные, так как, напротив, наши земные тела очень вещественны и грубы" (Епископ Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. С.74).

7.3. БИОЛОГИЯ
Поле-вещество - достоверность/вероятность = ген. код
вещество-поле - вероятность/достоверность = белок
генетический код-белок - информация/энтропия = ядро
белок-ген. код - энтропия/информация = цитоплазма
ядро-цитоплазма - регуляция/обратная связь = клетка
цитоплазма - обратная связь/регуляция = организм

Информация и энтропия — обратные термины (как левое и правое, достоверность и вероятность, регуляция и обратная связь). Тут можно вспомнить Винера: "Понятие количества информации совершенно естественно связывается с классическим понятием статистической механики — понятием энтропии. Как количество информации в системе есть мера организованности системы, точно так же энтропия системы есть мера дезорганизованности системы; одно равно другому, взятому с обратным знаком" (Винер Н. Кибернетика. М., 1968. С.55). Мы бы уточнили: одно обратно другому, то есть информация = 1/энтропия, энтропия = 1/информация.

Поскольку энтропия не имеет смысла без дополняющей её информации (как достоверность без вероятности, правое без левого и т.д.), то второй закон термодинамики также являет свою ущербность. Собственно говоря, о законе как таковом можно говорить лишь в том случае, когда появляется возможность выразить его посредством формулы с сопрягающимися обратными величинами. Например:

информация/энтропия = регуляция
энтропия/информация = обратная связь.

Нет никакой энтропии вне соотношения с информацией, как нет никакого левого вне соотношения с правым.

Кстати, в экономике так называемые рыночники имеют тенденцию ставить телегу (рынок как форма обратной связи) впереди лошади (государственная регуляция). А в России 90-х годов ХХ столетия они просто отождествили обратные термины, утверждая, что рынок — это и есть регулятор. И здесь восторжествовал логический сатанизм, который вверг государство в состояние смуты и хаоса.

7.4. ПСИХОЛОГИЯ
Клетка-организм - цель/причина = инстинкт
организм-клетка - причина/цель = восприятие
инстинкт-восприятие - самость/инаковость = внимание
восприятие-инстинкт - инаковость/самость = память
внимание-память - свобода/необходимость = воля
память-внимание - необходимость/свобода = представление

Как видим, яйцо (клетка) целеполагает курицу (организм), тогда как курица выступает в роли причины яйца: яйцо/курица = цель, курица/яйцо = причина. Несколько упрощая проблему, можно написать: инстинкт/восприятие = внимание, восприятие/инстинкт = память, внимание/память = воля, память/внимание = представление.

7.5. НООЛОГИЯ
Воля-представление - деятельность/архетипы = интуиция
представление-воля - архетипы/деятельность = ритуал
интуиция-ритуал - знание/знак = сознание
ритуал-интуиция - знак/знание = речь
сознание-речь - творчество/образ = логос
речь-сознание - образ/творчество = миф

Если "танцевать" от сознания (выражающего себя в речи), то не-сознание будет выглядеть двояко: бессознательное (предсознательное) — это интуиция, выражающая себя в ритуалах, тогда как сверхсознательное — это логос, выражающий себя в мифах. Деятельность умирает в знании, чтобы воскреснуть в творчестве. Архетип умирает в знаке, чтобы воскреснуть в образе. Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет…
К.Юнг предлагал различать "архетипы" и "архетипические представления" — как внутреннее и внешнее. "Архетип сам по себе является гипотетическим, недоступным созерцанию образцом…" (Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного//Вопросы философии. 1988. №1. С.135).

Однако, на наш взгляд, "недоступным созерцанию образцом" является интуиция — до тех пор, пока она не обнаруживает себя в ритуале. Интуиция, с оговорками, есть то самое "коллективное бессознательное" (по Юнгу), которое "идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным" (там же. С.134).

Если перейти от научно-символического к абстрактно-алфавитному языку, то можно сказать так: "Воля есть деятельность, выражающая себя (через представления) в многочисленных архетипах, чтобы интуитивно воспроизвести ритуал". Туманно? Да. Поэтому лучше всё-таки выразить истину через систему умозаключений.

7.6. ЛОГИКА
Логос-миф - канон/иносказание = конкретизация
миф-логос - иносказание/канон = иероглифика
конкр.-иер. - истина/истолкование = абстрагирование
иер.-конкр. - истолк-ние/истина = алфавитное письмо
абстрагирование-алф. письмо - метод/система = наука
алф. письмо-абстр. - система/метод = науч. символика

В сфере дуализма логос становится каноном, а миф — иносказанием. И далее: канон/иносказание = истина, иносказание/канон = истолкование, истина/истолкование = метод, истолкование/истина = система.

Истолкование — сфера философии. Всякий "первичный" философ — это одинокий искатель истины, интерпретирующий иносказательные религиозные тексты. Философия вырождается, когда один абстрактный мыслитель начинает толковать другого, то есть становится вторичным и сознательно покидает религиозные основания. Потому что Истина всегда остается в области религиозного культа и религиозной догматики, тогда как сфера истолкования — это образ и подобие Истины. Абстрактный (не мифологический) образ и абстрактное подобие.

Платон: "…я усматриваю два вида искусства подражания. …В одном я усматриваю искусство творить образы; оно состоит преимущественно в том, когда кто-либо соответственно с длиною, шириною и глубиною, придавая затем еще всему подходящую окраску, создает подражательное произведение. …А как же мы назовем то, что, с одной стороны, кажется подобным прекрасному, хотя при этом и не исходит их прекрасного, а, с другой стороны, … оно даже не сходно с тем, с чем считалось сходным? Не есть ли то, что только кажется сходным, а на самом деле не таково, лишь призрак? …Таким образом, я назвал следующие два вида изобразительного искусства: искусство творить образы и искусство создавать призрачные подобия" (Платон. Сочинения. В 3-х т. М., 1970. Т.2. С.348-350).

Платон показал нам антиномию: оригинал снят в образе, оригинал снят в подобии. Или через обыкновенное математическое соотношение: (оригинал • образ)/подобие. Здесь оригинал и образ — в числителе, а подобие — в знаменателе.

Во времена Гегеля, как он нам успел сообщить, в роли самого типичного абстрактного мыслителя выступали торговка, лакей, прусский офицер, вообще — необразованный человек: "…рядовой солдат выглядит в глазах офицера как некая абстракция субъекта побоев, с коим вынужден возиться господин в мундире с портупеей" (Гегель. Кто мыслит абстрактно?//Работы разных лет. М., 1972. Т.1. С.394).

Впрочем, абстрактно-односторонне с удовольствием мыслили и очень образованные люди (в стиле эпохи): "Что такое материализм? Материализм есть учение, признающее только явления и отрицающее их сущность. Явления есть, а сущности в них никакой нет. Всякая сущность, если она как-нибудь и существует, есть не что иное, как наша иллюзия, т.е. порождение все тех же явлений. Так, например, мысль есть такое же порождение материи (мира), как электричество, теплота и т.д.

Что такое спиритуализм? Спиритуализм есть учение, признающее только сущность и отрицающее всякую явленность. Сущности есть, но они никак не проявляются. Всякое явление, если оно как-нибудь и существует, есть не что иное, как наша иллюзия, т.е. порождение всё той же сущности (напр., материя есть просто порождение нашего сознания). Платонизм не имеет ничего общего с этими двумя абстрактно-метафизическими теориями. Он есть символизм, и потому для него не существует ни сущности без явления, ни явления без сущности. И сущность есть, хотя она и не явление; и явление есть, хотя оно и не сущность" (Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С.632-633).

И древние истолкователи были самыми образованными людьми своего времени, что не мешало им, естественно, создавать абстрактно-односторонние тексты (ибо такова уж природа антиномического истолкования). "К концу У1 столетия до н.э. передовая китайская мысль, ища смысла жизни, отливается в два миропонимания, которые, будучи глубоко различными, даже прямо противоположными друг другу, все же коренятся в одном и том же отношении к началу мира и в одном и том же доисторическом источнике, даже говорят одними и теми же словами, лишь влагая в них совершенно обратный друг другу смысл.

Первое понимание жизни можно изложить в следующих, в высшей степени кратких словах. …Никакого человеческого деяния! Никакого человеческого вмешательства в устои жизни, предопределенные раз навсегда извечным ДАО! Никаких слов, никаких поучений, никаких движений в сторону добра против зла, ибо и то и другое не реальны (не истинны)! …Уйдем прочь от презренной и грубой толщи мира, от его пошлой толпы, от его грубых вех добра и зла, от его благ и его зол! Забудем язык людей, их радости и скорби; превратимся в безумцев, их пугающих; поселимся в горах, среди немой природы, где мы будем навсегда недоступны зовам не "истинной" жизни!

Этому даосскому … пониманию жизни, выраженному с особою силою в сочинении, которое приписывают некоему Старому Мыслителю (Лао-цзы), во всех пунктах противополагалось учение, нашедшее себе великого проповедника в ученом советнике удельных князей Кун Цю (Конфуции).

Совершенно верно, говорит Конфуций, что наша действительность — непереносимый кошмар, что в ней трудно жить человеку, взыскующему добра и правды… Однако, даже живя идеалом, разве можно отрицать нашу действительность в её целом и не принимать мира таким, каков он есть? Нет, нельзя! Как бы ни был груб наш мир, мы с ним считаемся, мы желаем жить в нём и действовать. …Есть … способ возвратить нашей отвратительной действительности древний уклад наилучшей жизни и слить в гармоничное целое государя и народ, — и этот способ состоит в посредничестве между государем и народом со стороны наилучше подготовленного ученого, который укажет им древний "путь", древнее правИло-дао и явится, таким образом, воплощенною нормой жизни, судьей и правителем людей" (Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1978. С.49-51).
(продолжение http://stihi.ru/2010/02/14/5840  )