Структура национальной идеи - текст 10

Борис Пинаев
СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ

(70 строк)

Говоря о конкретно-иероглифическом мышлении, мы помним, что иероглиф — это картина, в сакральной сфере — икона. "Священное изображение — это отражение идеи в определенном структурно-визуальном образе. Икона отличается от картины тем, что не фиксирует конкретного события в его исторической привязанности к месту и времени, не воплощает непосредственных эмоций участников событий, а передает сущность, смысл, идею события, как бы изымая его из власти пространства и времени" (Архимандрит Рафаил (Карелин). Церковь и мир на пороге Апокалипсиса. М., 1999. С.177).

"Отрицание иконы — это отрицание самой культуры. Ведь "икона" в переводе с греческого означает "образ". … Человек неизбежно живет в мире образов. Даже стол, который я вижу перед собой, дан мне как образ (мое сознание работает с образом стола на сетчатке моего глаза). И вся культура — от музыки до скульптуры, от литературы до живописи, есть образ. Тем самым вся культурная деятельность человека есть научение жить в мире неизбежных образов. В этой школе у человека должно развиться ожидание того, что реальность многомернее и сложнее своих образов, и в то же время смирение с тем, что познание мира без посредства образов вообще невозможно. …Седьмой Вселенский Собор, объяснивший иконопочитание, ясно сказал: глазами взирая на образ, умом восходим к Первообразу. …Первым же иконописцем был сам Бог. Его Сын — "образ ипостаси Его" (Евр. 1, 3). Бог же создал человека как Свой образ в мире (в греческом переводе — как икону)" (Диакон Андрей Кураев. Все ли равно как верить? Клин, 1994. С.113-114).
Русское иконическое мышление легло в основу нашей НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ в Х1Х столетии, структурировало её. Вот К-матрица:

Православие – самодержавие – народность
Церковь – государство – нация
Бог – государь – община
Небо – человек – земля (земство)
Тянь – жэнь – ди

В качестве категорий-репрезентантов здесь выступают Бог, Православие, Церковь, Небо. Как видим, русский министр Уваров ничего не выдумал, не "сочинил", а просто показал нам древнюю матрицу, искони присущую конкретно-иероглифическому мышлению. Показал нам архетип, дремлющий в интуитивно-бессознательных глубинах правополушарного мышления. Образ Божий.

Следующий этап: если мыслитель, принадлежащий абстрактно-алфавитной культуре, захочет выразить некую ИДЕЮ посредством алфавитного текста, то СТРУКТУРА её будет выглядеть как антиномия, состоящая из обратных суждений, которые, в свою очередь, включают обратные термины-предикаты: предикат Б = 1/не-Б, предикат не-Б = 1/Б. Или: Б = 1/В, В = 1/Б.

Каким же в данном случае будет ответ на вопрос, что такое Россия? В антиномической форме он может выглядеть, например, так: 1)Россия есть Церковь, 2)Россия есть не-Церковь (государство). Кажется, здесь не большая новость, как и в случае ответа на вопрос, что такое, допустим, монета: 1)монета есть орел, 2)монета есть не-орел (решка). Или в физике: 1)свет есть волна, 2)свет есть не-волна (частица). Или: 1)путь есть пространство, 2)путь есть не-пространство (время).

Не новость… Однако мольеровскому господину Журдену все-таки любопытно было узнать, что он говорит прозой. Для него это была самая настоящая новость, почти сенсация. А в данном случае нам важна не столько содержательная, сколько формальная часть сообщения, поскольку речь идет о СТРУКТУРЕ идеи.

Субъект антиномии снимает себя в соотношении обратных терминов-предикатов: Церковь/государство, волна/частица, пространство/время. При этом, например, пространство = 1/время, время = 1/пространство. И возможна ИНВЕРСИЯ: государство/Церковь, частица/волна, время/пространство, когда числитель и знаменатель меняются местами.

А.Я.Гуревич (Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. С.85):
"Всякого рода ИНВЕРСИИ, многократно упоминаемые в средневековой литературе (движение против хода солнца или задом наперёд, чтение молитв с искажением порядка слов или стоя на голове, поцелуи в anus и т.п.), – безошибочное свидетельство вмешательства нечистой силы. Так ведут себя колдуны, ведьмы, еретики и сам сатана!"

АНТИНОМИЯ — это лишь некий промежуточный этап, необходимый для "производства" умозаключения. Если говорить о СТРУКТУРЕ национальной идеи, то антиномия "Россия есть Церковь, Россия есть не-Церковь (государство)" вырастает в два противоположных умозаключения:

Россия — Церковь/государство — народ
Россия — государство/Церковь — толпа.

В краткой (математической) форме эти умозаключения могут быть записаны так: Церковь/государство = народ, государство/Церковь = толпа. Толпа вне самоуправления, здесь возможно лишь силовое воздействие извне. Мы, естественно, не настаиваем, что дело выглядит именно так. Это всего лишь гипотеза, каждый может предложить свой вариант. Например:
 
Церковь/государство = душа, государство/Церковь = тело.

Когда речь идет о народе, то на главной позиции, конечно же, душа. Когда о толпе — тело. Живое тело только потому живо, что его оживляет душа, но если на первом месте именно телесные запросы, то в конце концов начинается гниение души и плоти. "Дела плоти известны, они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное" (К галатам. 5, 19-21). Как видим, это картина современного обезбоженного, десакрализованного мира.

Возможна такая система умозаключений:
Русь-Россия — душа/тело — Церковь
Россия-Русь — тело/душа — государство

Церковь-государство — свобода/необходимость — народ
государство-Церковь — необходимость/свобода — население

народ-население — мораль/право — нравственность
население-народ — право/мораль — принуждение.

"Созерцая" эту подсистему, важно помнить: в каждом последнем понятии умозаключения СНЯТА его половинка:

народ-население - мораль/право = нравственность (принуждение)
население-народ - право/мораль = принуждение (нравственность).


В результате ИНВЕРСИИ ОБРАТНЫХ ТЕРМИНОВ каждый раз возникает противоположное умозаключение. Когда народ загоняет Церковь из духовного центра в угол, "в знаменатель" — он превращается в население, управляемое (преимущественно) посредством государственного принуждения, выступающего как некая внешняя сила. Только воцерковленный народ (православный приход-община) может свободно управлять собой, потому что руководствуется (преимущественно) христианской нравственностью.
(продолжение http://stihi.ru/2010/02/16/3488  )