Дэвид Герберт Лоуренс. Верность

Алекс Грибанов
Верность и любовь, как цветок и камень, - разные вещи.
И любовь, как цветок, увядает - становится чем-то иным.
В этом закон цветенья.

Движенья цветка быстры. Маленький водоворот жизни,
он взлетает на вершину стебля
и, сверкнув по параболе, завершает полет,
перейдя в невидимое, как комета.

Цветы - странники, они приходят к нам
кометами на один или два дня,
а потом исчезают, незаметно растворяясь в пространстве.

Они существуют в полете. Их нельзя удержать.
Засушенные цветы - это уже не цветы.
Цветок - весь движение, быстрый яркий жест,
цветок сходен с любовью.

Камень - другое дело. Он живет дольше нас,
настолько непредставимо дольше,
что кажется длящимся вечно.
Но мы знаем, что камень ускользает,
как цветы, только не так быстро.
О, медленное течение сапфира!

Все течет, лишь скорость потоков различна.
Цветы, сапфиры, мы - движемся в разном темпе.

В дни, когда дыхание Земли выбрасывало сапфиры на поверхность,
в изначальном оргазме хаоса,
в медленном времени возникновения гор
уходили эпохи, чтобы создать и уничтожить сапфиры.

А цветку нужно одно лето.

Мужчина и женщина - как Земля, которая рождает цветы:
летом пора любви, но в глубине - скала.
Старше цветов и папоротников, старше фораминифер,
древней протоплазмы душа человека в глубинах.

И в безумном любовном хаосе
из древних вновь расплавленных скал
двух человеческих сердец - женского и мужского,
неторопливо рождается твердый камень,
кристалл покоя, сапфир верности,
чтобы, наконец, выйти на поверхность из умиротворенного волненья
   любви.



Fidelity


Fidelity and love are two different things, like a flower
     and a gem.
And love, like a flower, will fade, will change into something
     else
or it would not be flowery.

O flowers they fade because they are moving swiftly; a
     little torrent of life
leaps up to the summit of the stem, gleams, turns over
     round the bend
of the parabola of curved flight,
sinks, and is gone, like a comet curving into the invisible.

O flowers they are all the time travelling
like comets, and they come into our ken
for a day, for two days, and withdraw, slowly vanish again.

And we, we must take them on the wing, and let them go.
Embalmed flowers are not flowers, immortelles are not
     flowers;
flowers are just a motion, a swift motion, a coloured
     gesture;
that is their loveliness. And that is love.

But a gem is different. It lasts so much longer than we do
so much much much longer
that it seems to last forever.
Yet we know it is flowing away
as flowers are, and we are, only slower.
The wonderful slow flowing of the sapphire!

All flows, and every flow is related to every other flow.
Flowers and sapphires and us, diversely streaming.

In the old days, when sapphires were breathed upon and
     brought forth
during the wild orgasms of chaos
time was much slower, when the rocks came forth.
It took aeons to make a sapphire, aeons for it to pass away.

And a flower it takes a summer.

And man and woman are like the earth, that brings forth
     flowers
in summer, and love, but underneath is rock.
Older than flowers, older than ferns, older than fora-
     miniferae
older than plasm altogether is the soul of a man
     underneath.

And when, throughout all the wild orgasms of love
slowly a gem forms, in the ancient, once-more-molten
     rocks
of two human hearts, two ancient rocks, a rain's heart
     and a woman's,
that is the crystal of peace, the slow hard jewel of trust,
 the sapphire of fidelity.
The gem of mutual peace emerging from the wild chaos
     of love.