Портрет Пророка в молодости

*   *   *

Во дворце фараона прохладен бассейн,
Во дворце фараона так много рабов...
Ты ещё ни к чему не готов, Моисей,
Ты к великой и горькой судьбе не готов.
Ты неглуп, но пока беззаботен и пуст,
Ты царевич, ты выше похвал и обид! –
И такому ли явится пламенный куст,
Из которого Яхве с тобой говорит?

Лучше ласка рабынь и послушливость их,
Ловчий сокол и свита за правым плечом,
Чем однажды увидеть у стен городских,
Как твоих соплеменников гонят бичом.
Лучше жалких отринуть и слабых забыть,
Как предписано кодексом рангов и каст,
Чем, раба защищая, капо зарубить, –
И тобою спасённый тебя же предаст...

...Будет жизнь беглеца и пастушья сума,
И не знает ещё ни один звездочёт,
Что погибнут младенцы, что спустится тьма
Что кровавыми волнами Нил потечёт,
Что пойдут через дали пустынь и морей
Сотни тысяч голодных, озлобленных ртов,
Из которых не сделать свободных людей!
Моисей, ты ещё ни к чему не готов...

Но в обещанный рай, так похожий на ад,
Ты бредёшь по тропе, еле видной в пыли,
Где столетья спустя столько орд и армад
Прахом станут в пределах Священной земли.
А толпа позади тащит ропот и ложь,
Страх, тоску и надежду за тысячу лет…
Ты до края дойдёшь, но за край не зайдёшь
И в пустыне умрёшь, исполняя Завет.

И в последнюю ночь, в свой предутренний час,
Уползая за круг обветшалых шатров,
Ты прошепчешь во тьму угасающих глаз:
– Ты прости меня, Боже... Я был не готов...

____________________________________

Моим читателям – нечто мистическое:

Строка «Ты ещё ни к чему не готов, Моисей» пришла будто свыше.
Два дня я писал эти стихи, а когда напечатал их в Интернете,
мне сказали, что именно сегодня День рождения и одновременно
годовщина смерти пророка Моисея, прожившего ровно 120 лет.
По еврейскому календарю в 7-й день месяца Адар – «зайн бэ адар» –
поминают тех, чьи могилы неизвестны, ибо неизвестна могила
Моисея, выведшего евреев из Египта и умершего на пороге Земли
Обетованной.
           М.Ш. 21.02.2010 г.


Рецензии
Но именно у Моше с Богом разговора, беседы, диалога - не получилось! Гневливый Господин указывал и приказывал, а человек подчинялся.
Марк .эта фраза в ответе Михаилу Моставлянскому меня насторожила,хотя стихотворение в целом мне понравилось,несмотря на "неготовность",которую Вы приписали Моше.И вот почему насторожило.Написано,что Моше удостоился самого высокого звания,которое когда-либо может удостоится смертный.Не вождя,не царя,не пророка.
כי עבד נאמן קראת לו
Моше удостоился звания "верного раба",который беспрекословно выполняет все приказы господина,несмотря на "дурное начало",которое в нем бурлило сильнее,чем в любом другом.
И это называется "не получился диалог"?!
Я уже многие годы пытаюсь соблюдать заповеди,но ,когда меня тянет дурное начало,становлюсь "себе на уме".Моше это начало фактически упразднил.Поэтому представить себе человека ,более "готового" к тому поприщу,которое ему было предназначено,трудно.
Поэтому я на это скорее обратил внимание ,чем на замечательные строки,которых в Вашем стихотворении в изобилии.
"кровавыми волнами Нил потечет",
"сотни тысяч гододных,измученных ртов,из которых не сделать свободных людей"итд.
Может быть,Вы имели в виду "неготовность"стать вождем и пророком,которую Моше сам себе приписывал в силу скромности.Но из стихотворения это органично не вытекает.
В любом случае,Ваши стихи читать всегда интересно ,и трудно их обойти вниманием.

Леонид Графман   12.09.2018 21:16     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Леонид.
Безусловно, Вы начитаны в Торе. Но я рассуждаю очень просто: если бы Моше был готов к своей миссии, то ему не нужен был бы глас Божий, повелевший ему стать защитником своего народа.
Но в другом вопросе я не согласен с Вами самым коренным образом. Мне не нравится, что для Вас высшая ступень значимости человека заключается в его беспрекословном рабстве перед Богом. Я всегда считал, что именно иудаизм позволяет верующему сомневаться во всём и порой даже в справедливости Божьих положений. Ведь не случайно Иову удалось указать Всевышнему на чрезмерность тех страданий, которые он претерпел по воле Бога. И Бог признал справедливость человека. Похожим образом и Авраам уговаривает Бога не быть столь беспощадным и пощадить многих грешников ради нескольких праведников, живущих среди них.
Иначе говоря, и Иов, и Авраам ведут себя перед Богом не как рабы, а как люди, способные критически осмысливать даже указания Всевышнего. Рабы на это не способны.

С уважением,

Марк Шехтман   12.09.2018 22:31   Заявить о нарушении
Марк.Приведенные Вами примеры "своеволия" Иова и Авраама-далеко не единственные в Торе.Еще более разительный пример с главным рабом Моше,который вначале отказывался выводить евреев из Египта,затем категорически возражал против решиния Всевышнего уничтожить еврейский народ и из самого Моше сделать новый.Более того,Моше "не отпускал" Всевышнего,пока тот не отменит своего решения.А это будет покруче,чем сетования Иова и заступничество Авраама за жителей Сдома.И тем не менее Моше назван "верным рабом", поскольку истинное рабство в иудаизме предполагает не слепое исполнение приказов,а освобождение от диктата дурного начала и всевозможных желаний(даже вопреки логике)для того,чтоб жить по вере.Тот же самый Авраам,который хотел спасти Сдом,не стал возражать против повеления поднять любимого сына на жертвенник,а только сказал הינני
что является выражением готовности(Раши).
Если вы получаете приказ от Силы,которая является абсолютной истиной,то надо научиться быть рабом этой Силы,а не собственных желаний.

Леонид Графман   12.09.2018 23:30   Заявить о нарушении
Тогда мы с вами, Леонид, по-разному понимаем слово "раб".
Впрочем, само понятие веры тоже нуждается в критическом уточнении и даже в обосновании того, правомерно ли само это понятие.

Марк Шехтман   13.09.2018 00:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 79 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.