П. Бажов. Великий Полоз. Часть 4

Чувалова Татьяна
Вот Великий Полоз продолжает тематически водить нас дальше.
А что было в христианские времена?
Образ змея Вам известен, не буду повторять.

 Продолжу о ящерицах. Она в отличие от змея была принята положительно (возрождение, омоложение посредством линьки, страстное стремление к духовному свету); её изображение появляется на фонарях, ладанках.
Подобно пчеле, ящерица может воплощать душу и в таком виде вышмыгнуть изо рта спящих, которые получают свидетельства этого после возвращения пресмыкающегося.
Бред, конечно, полнейший, но так воспринимали душу человека.

То что индоевропейский прообраз Хозяйки Медной горы первоначально сопрягался и с ящерицей и со змеёй, доказывает польская сказка "О королеве, обращённой в змею". (Славянский фольклор, М.. 1987). В этой сказке Хозяйка горы - змея, заколдованная королева. Она уводит приглянувшегося юношу под землю, где процветают богатство и достаток (точно, как в уральских сказах). Год спустя она отпускает своего избранника и награждает по сказочному - даёт кошелёк, в котором никогда не иссякают деньги. В общем, схема та же, что и в Бажовских сказах, только антураж другой.

Заостряю ваше внимание, что:

ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ И ВЕЛИКИЙ ПОЛОЗ ЯВЛЯЮТСЯ НАСЛЕДНИКАМИ ЕДИНОЙ ОБЩЕМИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ,

НАИБОЛЕЕ НАГЛЯДНО ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В КУЛЬТЕ ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ И ЕЁ ЗМЕИНЫХ АТРИБУТАХ.

ВЕЛИКИЙ ПОЛОЗ ДОПОЛНЯЕТ ХОЗЯЙКУ В КОСМОТЕЛЛУРИЧЕСКОМ ПЛАНЕ, ВЫРАЖАЯ В НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЙ

ФОРМЕ ЕДИНСТВО ДВУХ ВЕЛИКИХ КОСМИЧЕСКИХ НАЧАЛ - ЖЕНСКОГО И МУЖСКОГО,

как же не вспомнить здесь Китай.

В китайской мифологии то же самое демонстрируют первопредки ФУ-СИ и НЮЙ-ВА - ОДНОВРЕМЕННО ГОРНЫЕ И ЗМЕЕНОГИЕ БОГИ. (мифы древнего Китая. М., 1965).

Согласно древним канонам они всегда изображались в виде человекообразных существ с переплетёнными змеиными хвостами.

Аналогичную связь змеиного (мужского) и людского(женского) начала выражают некоторые тантрические рисунки, на которых мужская творческая энергия в виде фаллоподобной кобры вползает(выползает) во влагалище индуисткой богини.

Средиземноморская эллинистическая традиция вообще отбросила человеческую атрибутику и ограничилась геометрическим символом - кадуцея- где лишь переплетенье змеиных тел.

Наиболее абстрактно эта идея выражена в ЗНАМЕНИТОМ ВОСТОЧНОМ ИЗОБРАЖЕНИИ ИНЬ И ЯНЬ И СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЕЙ ПИКТОГРАММЕ.

Древнеарийское мировоззрение сформировало и другие устойчивые образы змееподобных существ. Прежде всего -

НАГИ - МУДРЫЕ ПОЛУБОЖЕСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВА ВЕДИЙСКОГО И ИНДУИСТСКОГО ПАНТЕОНА, ПОЛУЛЮДИ И

ПОЛУЗМЕИ; ИХ ЗМЕИННОЕ ТУЛОВИЩЕ ОКАНЧИВАЕТСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ГОЛОВОЙ. ОНИ ХОЗЯЕВА ПОДЗЕМНОГО

ЦАРСТВА - ПОТАЛЫ, ГДЕ ЖИВУТ В БЛИСТАЮЩИХ ЗОЛОТОМ И АЛМАЗАМИ ДВОРЦАХ И ВЛАДЕЮТ НЕСМЕТНЫМИ

СОКРОВИЩАМИ ЗЕМЛИ ( в дальнейшем мифологема Потала трансформировалась в понятие рая).

 Им принадлежит тайна эликсира бессмертия, с помощью которого не только продлевали жизнь, но и сохраняли вечную молодость, могли оживлять мёртвых - русские предания о живой и мёртвой воде. Наги легко принимают человеческий образ и часто вступают в любовную связь со смертными людьми.
Но жизнь нагов не полна одного благополучия. Они находятся в непрерывной и далеко не победоносной войне с воинством птицечеловека ГАРУДЫ, который, как и они был порождён ПЕРВОПРЕДКОМ КАШЬЯПОЙ.
 
Оба случая являются обобщённой тотемной символикой. Кроме этого, образ Гаруды смыкается со всей вереницей древних птицелюдей, праобраз которых восходит к Гиперборее и её ЛЕТАЮЩЕМУ НАРОДу.

Вот, ничего не знаю об этом. И Ещё, вспомните нагов у Киплинга - очевидно, он слышал о них, изобразил в рассказе, но не ПОНЯЛ СУТЬ - ЗНАЧЕНИЕ ТОТЕМНОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ, либо так зашифровал рассказ, что мы неправильно понимаем его.

Символично, что древнеиндийское слово n ga фонетически созвучно с русским понятием "нагой", голый и совпадает смыслово - змеи всегда  голые.

Это объясняется всё тем же - общей лингвистической первоосновой языков.

На санскрите слово "нагой" звучит почти по русски -nagnas. Библейского змея тоже зовут - Нахаш. Корневая основа слова - "нах" с у учётом оглушённой согласной на конце, то есть то же самое.

В свете изложенных мыслей представляет интерес русское былинное предание, публикуемое крайне редко, как и другие и повествующее о змеином архаричном мироздании с выходом на индийский эпос.. Называется "Лука, змея и Настасья". Но, поскольку лучше напечатать это единой статьёй, сегодня делить не буду.