Темнело.
-Вовка-а, домо-ой,- прозвучал молодой женский голос.
-Иду-у,- почти мгновенно послышался фальцет мальчика.
Вовка чувствовал, что сегодня нельзя канючить, нельзя выпрашивать еще минуточку, потому что день был необычный. Правда, изначальная острота какого-то абсолютно нового состояния уже отступила.
Сегодня утром Вовка пришел в школу чуть раньше обычного. Еще когда пил дома чай, он вспомнил, что подошла его очередь дежурить по классу. Кусок черного хлеба Вовка доедал уже по дороге.
-Эх, забыл завтрак, - подумал он, и вздохнул, - ладно, не впервой.
Шла последняя переменка перед последним, как оказалось, уроком безмятежного, хотя и трудного детства. Он стер с доски, открыл окна для проветривания класса, полил цветок на подоконнике, это надо было сделать еще до уроков, и смастерил бумажного голубя, вырвав очередной листок из тетрадки. Голубь получился что надо. Он парил под потолком, когда дверь внезапно распахнулась, и на пороге появилась учительница. Сквозняк подхватил голубя, тот резко нырнул вниз и клюнул учительницу прямо в грудь. Трудно объяснить дальнейшее, но она почти прокричала:
-Портфель на стол, и завтра без родителей, чтоб я тебя не видела.
Урок тянулся дольше обычного, но и за это время он не смог ничего придумать. Родители никогда его не били. Это само по себе считалось не самым педагогичным способом воспитания сорванцов послевоенного времени. Но даже в те времена было так - вернуться домой без портфеля все равно, что сегодня придти в наручниках.
Наконец, урок, закончился. Учительница убрала портфель в шкаф и заперла его на ключ. Все разошлись, а Вовка сидел и сидел. И вдруг, сильно хлопнув крышкой парты, он буквально взлетел и бросился к шкафу. Тот оказался легким или силы мальчика удесятерились – был найден выход из тупика, в который его загнали. Хорошо это или плохо – неважно. Лишь бы удалось взломать заднюю стенку. Повезло: она еле держалась на одном единственном гвозде. Вовка достал портфель и задвинул шкаф на место.
Домой он шел счастливым.
Наскоро перекусив, Вовка сразу сел за уроки, чем несколько удивил маму. Но такое случалось и раньше, как правило, после очередной двойки. Мама ничего не сказала, у нее хватало забот: четверо детей и муж, один из трех фронтовиков московского двора, которым суждено было вернуться с войны.
Голодная неустроенная мирная жизнь на фоне недавно закончившейся войны казалась раем, в котором основная работа доставалась аистам и мамам.
Наутро, не допив чай, Вовка побежал в школу. Просто идти он сейчас не мог. Про завтрак даже не вспомнил. В вестибюле школы нянечка дремала, и он никем не замеченный прошмыгнул в класс. Проделав вчерашнюю операцию в обратном порядке, Вовка сел на свою парту и чуть не разревелся - сказывалось напряжение, в котором он находился почти сутки.
Класс постепенно заполнялся ребятами, которые с сочувствием смотрели на его опущенную голову.
Прозвенел звонок.
Вошла учительница и, глядя куда-то в окно, проговорила:
-Почему без родителей?
Все понимали, к кому обращаются, но никто не заметил - она была даже рада тому, что родители не пришли. Вовка что-то пролепетал в ответ, шмыгнул носом и сел вместе со всеми. Учительница достала портфель, положила его на край стола и жестом показала - можно взять.
-Откройте домашнее задание,- сказала она и медленно пошла по рядам, заглядывая в каждую тетрадку. Вовка был спокоен - уроки сделаны на совесть. Учительница заглянула и в его тетрадь и пошла дальше. Вдруг он побледнел, глаза расширились, тело напряглось, голова опускалась все ниже и ниже. Как мог он сделать уроки в тетрадке, которая была заперта вместе с портфелем в шкафу?! Вот сейчас она остановится и все…
Учительница подошла к столу и резко обернулась, словно что-то внезапно вспомнила. И у нее кроме школы было ох(!) как много всякого. Урок она продолжила как обычно.
- Пронесло?! - мелькнуло в сознании вдруг повзрослевшего Вовки.
Пронесло ли?