Тайны соборов, часть 1

Чувалова Татьяна
Уважаемые читатели! Я не поэт, а проза и беллетристика, как оказалось, мне ближе. Поэтому, если Вам интересно - читайте.

На эту тему меня натолкнуло стихотворение Вячеслава Чебышева "С Монмартского холма до Плас-Пигаль". Я не была в Париже, да и вообще много где не была, но центральную часть России,Крым, Среднюю Азию всё же объехала. С нашего Дальнего Востока даже попасть туда - непростой путь.

Теперь я предлагаю Вам окунуться со мной в мир ТАЙН СОБОРОВ, которые я представляю себе благодаря программам кабельного телевидения. Немного общих вопросов, немного философии и истории, немного общемировой культуры....

СОБОРЫ - "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ"

 и с каждым посетителем они говорят на своём особом языке.

В ЭТИХ ЗДАНИЯХ НАПОЛНЕННЫХ СВЕТОМ И ВОЗДУХОМ, ВОПЛОЩЕНЫ ЗНАНИЯ СВЯЩЕННОЙ НУМЕРОЛОГИИ И ИНЖЕНЕРНОГО ИСКУССТВА.

Слово "тайна" имеет широкий спектр значений.

ТАЙНА - ЭТО ИСТИНА ВЕРЫ В РЕЛИГИЯХ ОТКРОВЕНИЯ; ЭТО ЗАМЫСЕЛ ПРОВИДЕНИЯ, КОТОРЫЙ

ПРЕВОСХОДИТ НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ ПОНЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ; ЭТО КЛЮЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ

ИИСУСА И ДЕВЫ МАРИИ, КОТОРЫЕ УПОМИНАЮТСЯ В РОЗАРИИ (чтение молитвы по чёткам); ЭТО

СВЯЩЕННЫЕ МИСТЕРИИ; ЭТО ТАЙНА СОБЛЮДЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ ОБЫЧАЕВ; ЭТО ЗНАНИЯ ОККУЛЬТИЗМА; ЭТО

ТО, ЧТО НЕЛЬЗЯ ОБЪЯСНИТЬ НЕПОСВЯЩЁННЫМ.

Носителями многих таких тайн являются соборы. Здесь соединяются смысл конструктивных и декоративных элементов с высшим символическим значением, доступным только для верующих, которые способны понять его,

ЧТО СЛУЖИТ ГЛАВНОЙ ТЕМЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ - НАУЧИТЬ РАСШИФРОВЫВАТЬ ТО, ЧТО СКРЫТО ЗА ЗНАКОМ.

Собор - это место положение облечённого властью епископа, главная церковь епархии, священное здание, где проходят торжественные службы литургического года.

Но это ещё и связано с монументальным церковным зданием, концепцией религиозного искусства, зримым свидетельством всеобщего единения людей, стоящего над классовыми и имущественными различиями и, наконец, поразительный результат применения научных, технических, духовных, эзотерических знаний.

Тезис о том, что архитектура позднего Средневековья была произведением мастеров, посвящённых в определённые знания применим к готическому искусству. На эту тему проведено ряд исследований. Следует помнить, что готический период открыл новое в искусстве Запада, быстро и повсеместно пришёл на смену романской культуре,

НО МЕЖДУ ЭТИМИ ДВУМЯ СПОСОБАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЫРАЖЕНИЯ НЕ СУЩЕСТВОВАЛО НАСТОЯЩЕЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ.

НО! ВСЕГДА ВОЗНИКАЛА НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАСТЕРОВ ВЫСОКОГО КЛАССА, ТО ЕСТЬ, КАК ГОВОРИМ СЕЙЧАС ПРОФЕССИОНАЛОВ.

Тогда нанимались бригады, которые могли строить, как в центрах, так и в местах удалённых от них. Начиналось всё, конечно, в период романского искусства и постепенно перешло в готический период.

Итак, нанимались МАСТЕРА - Комаций,
Были ли они уроженцами провинции Комо или нет ( одни утверждают версию происхождения этого слова от старонемецкого machio - "каменщик", от него французское mason, провансальское maso и испанское mazon, а другие производят от латинского cum machininis), но имеются свидетельства об их присутствии в разных частях Европы, от Швеции и Далмации до Византии и Сирии. Это позволяло строителям овладевать разными типами строительства, новыми техническими приёмами, символами и т.д.

В современном мире романский и готический стили противопоставлены друг другу, как две модели цивилизаций, такое мнение возникло на основе пристрастных и необоснованных суждений прошлого века, когда учёные устанавливали параллели между рождением неолатинских языков и современным искусством и часть до 12 века назвали романским периодом, а с 12 до 14 - готическим периодом.
Нужно отметить, что романский стиль более широко распространён, чем готический, который более характерен всё же для Европы.

НО ВЕЗДЕ - СОБОР - ЭТО ЗДАНИЕ, КОТОРОЕ ВЫРАЖАЕТ КОНЦЕПЦИЮ БОГА, ПРИРОДЫ, ИСКУССТВА, ЧЕЛОВЕКА, ЕГО РОЛИ И ЕГО ВЛИЯНИИ В МИРЕ.

Различие стилей нельзя рассматривать вне существующих эпох. И, если романский собор выражает материальную и духовную уверенность уверенность населения, то готический утверждает новую идею государства.
Расшифровать связи между сооружениями и сложной материальной основой для их создания, постараться вскрыть причины, которые требовали обновления форм - означает разгадать их тайну.