Степан Эрьзя

Вирява
Стихотворение написано в связи с официальным отказом администрации Русского музея в ответ на просьбу о проведении персональной выставки скульптора и о включении произведений С.Д.Эрьзи в постоянную экспозицию ГРМ. Сегодня в залах Русского Музея не выставлено ни одной из хранящихся в запасниках работ Степана Эрьзи, среди которых всемирно известные шедевры: «Автопортрет» (1908), «Шепот» (1920), «Людвиг Ван Бетховен» (1929), «Лев Николаевич Толстой» (1930), «Музыка Грига» (1936), «Голова Медузы» (1938), «Мельпомена» (1939). Состояние данных скульптур вызывает небезосновательные опасения.
               
               
       Скиталец вечный: ни угла, ни крыши –
       Над головой бескрайний небосвод
       Чужой страны. Могучий дар, что свыше
       Отпущен был, его к мечте ведёт.

       Не сельва, нет, - эрзянские дубравы,
       Священных рощ березы и дубы,
       В нем пробудили не желанье славы, -
       Мятежный дух таинственной судьбы.

       Рукоплескали и Милан, и Ницца,
       Париж влюблено замирал у ног,
       Но Мастеру на месте не сидится,
       Твердит одно: «Не я творил, а Бог».*

       Тоска по родине влекла в Россию,
       Желанье созидать взывало: В путь!
       И покоренная резцом стихия
       Древесной тверди обнажала суть.

       Под синим небом страстной Аргентины
       Был создан им библейский Моисей,
       С Буонарроти лишь сравнить отныне
       Его возможно. Скульптор-чародей!

       По силе вдохновеннейшего пястья,
       По глубине заложенных идей
       Ему нет равных! Вот минуты счастья –
       Признание собратьев и друзей!

       И снова труд, леса кебрачо в Чако,
       Индейской сельвы нестерпимый ад,
       А в сердце зреет: «Эрян яла стяко…»**
       Душа в Россию просится, назад.

       Но возвращенье обернулось крахом,
       Забытый всеми, брошенный старик
       Сошел в Одессе одиноко с трапа,
       Негодованья подавляя крик.

       Свои шедевры он за миллионы
       Не продал на чужбине: «Деньги – хлам!
       России драгоценнейшие тонны
       Моих творений я «за так» отдам».

       Вернулся не за славой и признаньем –
       Там, в Аргентине, было всё сполна!
       Великий Эрьзя – вечный россиянин! -
       Его звала родной Суры волна.

       Им чтились свято родины приметы.
       Холмистые приволжские леса
       К душе взывали: «Возвращайся! где ты?! –
       Твой вечный дом среди родных эрзян».

       Но на простор приволжский не пустили,
       Закрыли двери наглухо в Москве,
       Лишь толпами поклонники ходили,
       Чтоб убедиться в редком мастерстве.

       Восторженных похвал слова и ныне
       Из глубины сердец простых звучат:
       «Да, после Эрьзи меркнут все иные!» -
       Не впечатляет neo-суррогат.

       Скиталец вечный, в старости брюзжишь ты,
       Как нищий спишь на ворохе тряпья.
       Твой смертный час, белейшей ниткой сшитый,
       Шаги убийц… Кто «заказал» тебя???

       Вся жизнь твоя исполнена загадок,
       И смерть твоя загадочна была.
       Но записи Лемпортовских тетрадок
       Раскрыли тайну мертвого чела.***

       «Детей»**** твоих бессмертны изваянья,
       Не только лики - музыку извлёк.
       Древесной тверди понял ожиданье,
       Свершив к бескрайней вечности рывок.

       Я к Вам взываю, от искусства мэтры:
       Скульптурам этим место - во дворцах!
       И пусть музейные украсят метры
       Шедевры Эрьзи - Гения Резца!



       * Знаменитая фраза С.Д.Эрьзи: «Это не мое, я это присвоил у Бога!»

       ** В переводе с эрзянского «Эрян яла стяко…» - «Живу до сих пор напрасно…»

       *** Из воспоминаний скульптора Владимира Лемпорта:
       «Лысый начальник Главизо Сысоев пришел в мастерскую Эрзи, осмотрел ее и сказал:
       "Не наше! Нам такого не нужно!"
       Сысоев понял, что один Эрзя может пошатнуть весь стиль социалистического реализма. И однажды Эрзю нашли мертвым в его мастерской. У него был пробит череп, выбит один глаз и сломаны ребра, но официально было заявлено, что Эрзя влез на два стула, ввертывая лампочку, и упал. Инсульт. Свидетелей не было. Прессы тоже.»

       **** «Дети» - так С.Д.Эрьзя называл созданные им скульптуры