Живопись на коробках Александра Бабулевича

Татьяна Зоммер
НАИВНАЯ БОРЬБА ПРОТИВ НАИВНЫХ КОРОБОК
Лирическо-террористическая живопись визуального поэта Александра Бабулевича

 Да, столько фриков зараз может потянуть только литературный анти-салон Николая Байтова при Зверевском центре. На вечер «Между перформансом и хеппинингом» Александра Бабулевича собралась самая оторванная андеграундная публика и принялась плавно перетекать из одного литературно-художественного действа в другое.

Свои картинки для выставки сам Бабулевич всерьез не расценивает. Скорее, его «живопись» - и есть повод для таких жизнерадостных хеппинингов. Потому и оформлены его «полотна» вполне по-детски: фломастерами и акварельными мелками на коробках из-под конфет. Можно сказать, смешанная, то есть смешная выставка. Я даже чуть не приняла ее за настоящее «наивное искусство», идущее из глубин подсознания. Но рисунки на коробках оказались «всего лишь» книжно-визуальной рефлексией автора – реакцией на прочитанное в литературе и увиденное в живописи.

Все вторично, но концептуально. Каждый может углядеть в этой выставке свое. Мне так вспомнились акрилово-чернильные иконографичные образы Якова Веньковецкого – друга Иосифа Бродского. Кроме того, на каждой коробке – мощная экспрессия цвета. Немецкие экспрессионисты отдыхают. А из наших всплывают в памяти разве что авангардные работы Р. Фалька и схематично-трафаретные рисунки Н. Гончаровой, выставляемые ныне в Третьяковкой галерее на Крымском валу.

Переиначить мир, пересочинить его в цвете, разыграть по-новому как театр на коробках, помогали Бабулевичу другие такие же «творцы». Света Литвак с Колей Байтовым поставили мини-пьесу Нины Искренко. Главными действующими лицами зрелищного акта были черные офисные стулья в накидках и белые зубные щетки в человеческий рост. Они-то и напоминали «живую» мебель Фалька. А Света Литвак в расписном халатике и головой Олоферна подмышкой, как вы понимаете, могла играть только роль фона. Так в жизни и бывает. Вот где они – те женщины, которые чистили зубы в Отрадном? А стулья и щетки – на своих местах. 

Что сочинимо – то и уничтожимо. Александр Курбатов затянул «концептуально-сочиненную» стокуплетную колыбельную песенку про тщетные превращения раздвоившейся современной Аленушки и превратившегося в бульдозер Иванушки, испившего водицы из гусеничного следа. Галерею «детских приколистов» продолжил Герман Виноградов. Он пришел на вечер по снегу в коротких штанишках и штиблетах на босу ногу. Потому как на нашу улицу уже «пришла весна». Вместе с дочкой Василисой-Дада он исполнил песни «Про педалефилию…» и «Как прекрасна бОрОда».

Под аккомпанемент мастерски выбивающей клавиши из пиано Светланы Голыбиной известная своим голосовым «терроризмом» Вера Сажина тоже тщетно пыталась переиначить мир на собственный, бредовый лад. Оставаясь при этом вместе с видимым миром все в тех же декорациях. Владимир Тучков пошел в придуманном «терроризме» дальше: нарисовал на газете солярный знак из двух зиг-загов, а потом, как бы опомнившись, принялся его тут же сжигать. А вместе с ним – попутно и то, что попалось под руку из нашей повседневной, «сочиненной» нами же самими жизни.

У Алексея Сосны японские стихотворные танки легко превратились в политические орудия борьбы, на которую была потрачена молодость. Но как и в случае со щетками-женщинами, молодость прошла, а «режим остался». Все не так, как кажется. Поэтому гастролирующий по России и Германии мастер голосового стиха и лингвоартист Сергей Бирюков и прочитал на ура стихи про свое метафизическое «Как Бы».

И в этом «как бы» – итог жизни и творчества целого поколения. Наивная борьба художников-акционистов против наивных коробок современности. В этом, собственно, и заключается суть перманентного акционизма. Не придумывать мир заново. А принимать посильное участие в рамках существующих декораций. Не чистый лист притягивает внимание акциониста. А «борьба против» – уже существующего неважно-чего-то. Пусть это даже наивная борьба против наивных коробок.
___________
Фото Татьяны Зоммер: Саша Бабулевич на фоне своих "иконографичных картинок".