Основные способы влияния на культуру речи

Владимир Юденко Избранное
                ... даже владея одним и тем же языком,
           люди не всегда могут правильно понять друг друга,
           и причиной часто является именно расхождение культур.
               
                Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров
           "Язык и культура"

I. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

     Язык является хранителем культуры. И для восприятия и понимания художественной литературы им надо владеть в совершенстве. С его помощью формируется личность, национальный характер и любовь к родине. Всё наше будущее зависит от того насколько правильно мы общаемся: то ли в быту, то ли на международных переговорах. От этого иногда зависит всего лишь настроение, а изредка и судьба государства.
     Без культуры речи немыслимо быть авторитетной личностью, с мнением которой будут считаться. Она определяет степень владения нормами, лежащими в основе образцовой разновидности национального языка.
     Язык, обладающий жёсткостью и гибкостью одновременно, исключит излишнюю сложность восприятия. В идеале - читатель должен не только понимать писателя, но и совершать умственную работу по расширению своего кругозора, получая новое знание. И на этом пути много нерешённых проблем, а некоторые вопросы требуют постоянного внимания, поскольку каждое поколение заново штурмует преграды, уже преодолённые предшественниками.
     Интеллектуальная составляющая общественных отношений состоит из гуманитарной части и технической. Они дополняют одна другую, а на первом этапе обучения и воспитания - гуманитарная преобладает.
   
      Как создать самый эффективный и плодотворный круг общения? Как избежать засорения своей памяти и речи бесполезными сведениями? Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим основные источники информации и их непосредственное влияние на сознание человека. Получится следующая таблица.

Источники информации. Обобщённая оценка результатов их влияния.
Виды речи. Их влияние на сознание человека.

1. Живое общение. Зависит от круга общения. Смешанная. Сильное.
2. Телевидение.         Более положительная.         Устная.      Сильное.
3. Интернет.               Более отрицательная.        Письменная. Сильное.
4. Радио.                Более отрицательная.         Устная.        Слабое.
5. Печатные источники. Более положительная оценка. Письменная.Очень сильное.

     Такая таблица доходчиво отображает источники и силу их влияния, высвечивает (подсказывает) способы регулирования и дозирования такого внешнего воздействия.

     ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ - наиболее существенный источник информации,
который последовательно, организованно или хаотично влияет на формирование и развитие личности. Здесь: семья, садик, школа, улица, университет, рабочий коллектив. Тут - самый широкий КРУГ ОБЩЕНИЯ, который можно регулировать, а со временем и управлять им, что ещё важнее. Регулирование сферы общения самой личностью в конечном итоге и определит её достижения в обществе.
     Живое общение всё более замещается телевидением и Интернетом. Итог - молодёжь плохо знает даже свой родной язык, то есть не владеет должным образом ни одним (!) языком.
     Многие люди проходят два этапа в своей жизни: ученичество и взросление. Взрослые - подразделяются на три группы:
- лидеры (быстро усваивают передовое и сами творят его),
- середнячки, которых не спасает даже два института, они редко становятся учителями,  потому что мало знать самому, надо ещё владеть искусством передачи своих знаний или идей в  другие головы; и губит их главным образом отсутствие культуры речи,
- третьи, а их не менее 10%, - никогда не достигают уровня  учителей, плохо воспринимают знание, не понимают и не ценят достижений человечества.

     ПЕЧАТНЫЕ ИСТОЧНИКИ оказывают самое сильное влияние на формирование, развитие и совершенствование культуры речи. Это происходит по многим причинам.
- С их помощью человек впервые знакомится с грамотной,
  стилистически правильно построенной речью.
- Ребёнок воспринимает письменное слово не только на
  сознательном, но и на подсознательном уровне. У него активно
  развивается кругозор и заполняется память. Перезагрузка
  памяти - дело неблагодарное и трудоёмкое. Общеизвестно, что
  дети, приобщённые к раннему чтению не только любознательнее и
  активнее своих сверстников, но и намного грамотнее их. Эта
  грамотность - более плод автоматической фиксации информации,
  чем заслуга педагогов. Перед отправкой своих деток в школу -
  научите их читать и считать.
- Важно и то, что школьник при этом контролируем и не портит
  своё зрение (как в Интернете).
- Необходимо своевременно пополнять домашнюю библиотеку сына или
  дочери. Речь не об учебниках, а о художественной детской
  литературе. И здесь много подводных камней. Приобретайте
  классику! В детские писатели ринулись все неудачники, кто не
  смог утвердиться в литературе для взрослых. При этом они
  прихватили с собой и свой "неповторимый почерк" -
  безграмотность, убогость мысли, нарушение логики и смысла,
  а также малый словарный запас.

     Замечательно высказался в телевизионной беседе с Владимиром Познером лауреат Нобелевской премии по физике (2000) Жорес Алфёров о том, что в науке надо работать НА ОПЕРЕЖЕНИЕ - и только в этом случае можно догнать развитые страны, и такие научные кадры в России есть.
     Хочу добавить, что НА ОПЕРЕЖЕНИЕ мы можем сработать и в гуманитарной сфере, заменив единый государственный экзамен (ЕГЭ) разработанным мной  тестом "Интеллект", который выявляет не объём зубрёжки или заготовленных шпаргалок, а умение мыслить, то есть качество работы человеческого мозга.  Человек с развитым интеллектом способен не только успешно обучаться, но и обучать других, а самое главное - создавать новый продукт в науке и технике. Уважаемый Ж.Алфёров - тоже противник ЕГЭ. 
     На сегодняшний день мной разработано четыре теста, чем не может порадовать ни одна академия, что говорит не столько о моих способностях, сколько о слабостях упомянутых учебных организаций:
-  «Психофизиологическая устойчивость» (1992),  авт. св. СССР № 1752350,
-  «Интеллект» (1992), впервые в мировой практике – устойчив и нормирован,
-  «Воображение» (2004), устойчивый тест для взрослых,
-  «Память» (2010), автоматизированная версия алгоритма.
     Подробнее о моих тестах изложено в статье на "Проза.ру":
http://www.proza.ru/2010/02/27/1452
     Это и есть моё главное инновационное предложение по скорейшему выходу из тупикового положения. И не только в области литературы.

II. ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

     Михаил Булгаков оказался прав: кризис в мозгах - служит зародышем и основой любого кризиса.
     Отставание в научно-технической сфере обходится России в сотни миллиардов потерянных рублей. Закладывается оно отставанием в гуманитарных областях обучения и образования, которые пока требуют на два порядка меньших затрат при положительных "всходах" через одно-два десятилетия.
     Упущения в этих вопросах кончатся тем, что мы продолжим и далее кормить наших конкурентов в лице больших международных корпораций, продающих нам самолёты, пароходы, а то и целиком автомобильные заводы. Пора предпринимать срочные меры по части организации и управления на государственном уровне.
     В этой статье затронуты проблемы только гуманитарной интеллектуальной составляющей, в той её части, которая относится к художественной литературе.

     Стратегия и тактика развития России наряду с техническими вопросами должна предусматривать:
- развитие творческого начала в подростковом возрасте,
- выявление и поддержку молодых дарований и талантов,
- замену ЕГЭ  тестированием показателя интеллекта,
- привлечение к разрешению этих проблем интеллектуальных
  специалистов самого высокого уровня.
- составление и утверждение ОБЯЗАТЕЛЬНОГО списка учебной,
  методической и художественной литературы и обеспечение её
  издания и рассылки по библиотекам всех городов России
  районного масштаба. С дублированием в Интернете.

     Обозначив способы влияния на развитие языка и культуры речи, а также предназначение русской литературы и поэзии в частности, мы можем чётко сформулировать направления, в которых целесообразно продвигаться, совершенствуя свой интеллект и интеллектуальный потенциал нации.
     Общая задача развития современной русской литературы состоит из трёх частей:
- создание литературного шедевра (таковым является не каждое
  произведение даже у классика),
- его выявление,
- доведение до массового читателя.

1. По причине негативного влияния (статистически) радио и Интернета, которое накладывается на безграмотность (большинства), вскоре просто будет НЕКОМУ создавать литературные произведения высокого уровня. Сюда можно соотнести и тенденцию общего падения культуры и нравов во всех слоях общества.
     Писатель сегодня - и издатель, и распространитель. И всё - за свои деньги. Получается: чем больше у него денег, тем больший он писатель. Приехали.

2. Сделаем допущение, что некто всё же написал превосходное стихотворение. КТО его отыщет, ГДЕ и КАКИМ ОБРАЗОМ, если сам автор не отправит своё творение в солидный журнал. А в журнале -
правят бал представители одного из трёх союзов писателей, а автор не удосужился или не успел вступить, да ещё именно в этот. 
     Ещё Пушкин указывал, что от односторонности ума спасает только МНОГООБРАЗНОСТЬ писателя. А не членство во всех союзах  или многопартийность  - добавлю я. Писатель не должен служить олигархам или ещё более тонкой прослойке общества. Поэзия - это не политика. Руководители приходят и уходят, а гении остаются в душе и сознании народа, если и не как спасители, то хотя бы как стражи морали и духовного здоровья нации. Пророки всегда были и есть в своём отечестве, но их стезя неимоверно трудна, что и отображено в моём стихотворении.

          ПРОРОКИ

Печальней с каждым днём судьба...
Всё реже - в мир идут пророки.
Что для Вселенной наши сроки?!
Извечна - в их душе мольба.

Они найдут:
и кров
и пищу.
Что ещё можно пожелать?
Пророки -
истину не ищут,
несут её - другим отдать.

Возьмут ли?
Вот ведь в чём загвоздка!
Поймут ли
откровенье слёз?
Просыпана
на Землю
горстка
горящих
путеводных
звёзд.

2000.

И две самые яркие путеводные звезды в русской литературе есть:
Александр Сергеевич Пушкин и Лев Николаевич Толстой.

     Коррупция и протекция сегодня тоже не ограничивается кабинетами министерств, главков, и управлений. Она равно "осчастливила" всех своим присутствием: и науку, и культуру, и литературу. И не каждый богатый и влиятельный человек устоит перед соблазном получить медаль, а то и орден за "вклад в развитие литературы". Уже не говорю об академиях, пекущих академиков, как пирожки. Когда я впервые прочёл словосочетание "Академия поэзии", то не поверил своим глазам, а сейчас привык,  даже недавно в альманахе под таким же громким названием отыскал несколько своих стихотворений.

3. Сделаем второе допущение: выявили и опубликовали. И что?
При тиражах по три тысячи экземпляров – достанется только по одной книжке на десять городов необъятной России, а скорее всего хорошая книжка не прорвёт "блокаду" садового кольца. И читатель останется опять в убеждённости: талантов на Руси нет. Посмотрел тираж альманаха "Академия поэзии 2008", в котором оказалось много уважаемых и всем известных авторов, - всего 2000 экз.
     Или культуру речи надо воспитывать только в Москве и Санкт-Петербурге?

     Выход из тупиковой ситуации предлагаю конкретный.
     Надо рационально и настойчиво провести работу по замене ЕГЭ на независимое экспресс-тестирование, которое достаточно отработано в некоторых школах, институтах и академиях. Необходимо выявление и продвижение талантов поручить независимой, компетентной организации, например, "Клубу интеллектуалов". Это позволит обрести свободу не только слова, но и печати тем, кто достоин. Свободу от  протекционизма.
     Общественная организация "Клуб интеллектуалов" имеет положительный опыт работы в этой сфере. За что стала серебряным лауреатом Международного конкурса "Золотое перо Руси - 2007" в номинации ОБЩЕСТВЕННЫЕ КОММУНИКАЦИИ.
     А бездарность, работая локтями, всегда найдёт и деньги, и способ опубликоваться. Но сколько можно засорять мозги читателей низкопробной продукцией, а потом требовать от них грамотности и культуры? Или кто-то целенаправленно хочет держать народ в кандалах невежества? Но спираль развития цивилизации неумолимо уменьшает диаметр витков, оставляя всё меньше времени на выполнение принятых решений.
     Культура речи и мышления - спасительный круг любой нации и особенно той, которой есть что терять.

   Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Владимир Юденко. Интеллект. Рига, "Клуб интеллектуалов",
   2004. http://www.evrokatalog.eu/klub-intellektualov
2. Владимир Юденко. Ошибся ли Пушкин? Рига, "Настоящее время"
   № 6, 2006. http://www.proza.ru/2006/05/04-289
3. Владимир Юденко. Пути повышения интеллектуального потенциала
   нации, "Проза.ру", 2009.
4. Альманах "Академия поэзии 2008". Москва. Общероссийская
   общественная организация писателей "Литературный фонд
   России", 2008.
5. Владимир Юденко. Нобелевские лауреаты - поэты. Эссе,
   "Стихи.ру", 2008. http://www.proza.ru/2009/02/01/387
6. Тер-Минасова С.Г. Язык и международная коммуникация. - 2-е
   издание, Москва, издательство МГУ, 2004.
7. Владимир Юденко. Клуб интеллектуалов представляет. Белла
   Ахмадулина, "Проза.ру", 2009.
   http://www.stihi.ru/2009/10/23/4482
8. Владимир Юденко. Атака на русский язык. "Проза.ру", 2009.
9. Владимир Юденко. Отношение к русскому языку. Итоги 
   эксперимента, "Проза.ру", 2009.
   http://www.proza.ru/2009/11/05/771
10.Владимир Юденко. Как оценить стихотворение? "Проза.ру", 2009.
11.Владимир Юденко. Тест по русскому языку. Выход из тупика.
   "Проза.ру", 2010. http://www.proza.ru/2010/01/03/22
12. Владимир Юденко. Зачем нужна поэзия?
                http://www.stihi.ru/2009/10/14/63

   2009