Рождение вальса

Эдуард Шульман
  Этим Плэйкастам я обязан Евгении Шерман. По-моему, она их сделала блестяще. Стоит сначала окунуться в этот мир стихов и музыки, а уж потом, (при желании), перейти к миниатюре. Кто знает, может быть после этого и не захочется ее читать в
овсе.... 

Слушать вальс по адресу:


http://music.lib.ru/s/shulxman_e_a/alb0.shtml





(Стихи Э. Шульмана)

(Стихи Е.Шерман)

(Стихи Э. Шульмана)

(Стихи Е.Шерман)
U

                (Миниатюра)

     Этот вальс пришел мне в голову по дороге домой. Я шел по тротуару вдоль одноэтажных разновысоких домов, между которыми были широкие большие деревянные ворота.  Слева от тротуара росли огромные деревья: акации, чинары, клены. Деревья всегда создавали шикарную тень от солнца, которая только в сумерках и при свете фонарей становилась почти черной с трепыхающимися от ветра листьями. Было ощущение, что тротуар покачивается…..

За деревьями был старый арык,  местами широковатый, в нем всегда быстро с журчаньем бежала вода. В зоне ворот деревьев не было, а арык был «запакован» в бетонные трубы. Я иногда брал ведро и поливал тротуар возле наших ворот. Тогда земля и асфальт отдавали запахом озона с пылью. Но потом, когда пыль оседала, наступала прохладная благодать. Соседи выходили  из квартир и разговаривали, иногда пощелкивая семечки. В этот раз на улице никого не было. Я шел по своей стороне, переступая места вздыбленного асфальта от могучих корней деревьев.. Противоположная сторона улицы почти ничем не отличалась от нашей:  через дорогу был арык, потом деревья, тротуар и дома с воротами между ними. По-моему, вальс пришел в голову, когда я проходил как раз мимо окон квартиры, где жили Туревские: Тома и Гала. Они были сестрами, малопохожими друг на друга, но обе очень симпатичные и всегда участвовали в уличных посиделках на мостике. Там собиралась вся ребятня улицы, пели песни и … даже танцевали, после того, как обязательно разбивали лампочку на столбе, чтоб не мешала. Там, на этом мостике под огромными кронами кленов, почти полностью прошло наше детство: там рассказывали страшные сказки, потом анекдоты, потом истории.

 Там же пели песни и танцевали под гитару. Напротив окон Туревских, через дорогу, жил Ласик Рутберг.  Его отец играл на скрипке в квартете. Этот квартет тогда славился не только в городе, но и в Союзе. Я поначалу не придал никакого значения тому, что услышал вальс. Только потом меня осенило, что я проигрываю в голове что-то красивое. Я даже остановился и подождал, когда он полностью «прокрутится». Может быть вся эта обстановка, улица, работа и оказали влияние на появление вальса. Не знаю.
 
   Не помню, сколько прошло с этого момента времени, пока однажды меня не пригласил на свой день рождения Ласик. На дне рождения оказалось много музыкантов. За пианино сидел, как я потом узнал, концертмейстер театра оперы и балета им. А.Навои, Валерий Айвазян. Он что-то играл, в комнате был шум, веселая суматоха. Я переборол робость и подошел к Валерию. Он услышал мой рассказ, затем просил напеть, а потом… он так красиво сыграл вальс, двумя руками с красивыми пассажами, что мне показалось, что это и не мой вальс вовсе.  Услышали его исполнение и другие и даже похлопали. Валерий тут же записал ноты вальса и вручил мне. С тех пор я бережно храню тот листочек, он уже пожелтел. Теперь я многие годы ходил и про себя напевал этот вальс, часто забывая, что это вообще мой вальс. Он в голове уже давно, как бы оброс звуками оркестра,и звучал классно. И все-таки, и все-таки, он не давал мне покоя: ну как же его озвучить, как сделать, чтобы о нем услышали другие. Ничего не выходило. Мой образ работы был далек от музыки, хотя… да впрочем, работу на авиазаводе тоже можно назвать в чем-то музыкой. Но это особая статья. А здесь я все маялся.

Подошли времена, когда и Союз начал распадаться. Выросла моя дочь и стала ходить на Чехова 5. Там открылся... еврейский центр. Там и организовался музыкальный кружок.  И там же она меня познакомила с... дирижером театра им. Навои.  В центре он с женой появлялся также,  как и я, чтобы посмотреть, чем там занимаются дети. Я принес ему листочек с нотами вальса. При следующей встрече, он сказал: «Милый вальс, хотите, я напишу слова, и сделаем из него романс». Это меня как-то зацепило: ведь я и сам бы мог написать слова. Так родились стихи, которые я посвятил Лиле, своей жене, которая, к слову сказать, очень даже их заслуживала.
      Надо сказать, что в музыке есть такой пассаж, который нарушает ритм стихотворения. Это было учтено, но без музыки стихотворение пришлось переделать, оно звучит по-другому и выглядит так.



              Воспоминание               
 Лиле…

       В сумерках ночные светят огоньки
       И деревьев кроны шелестят в тиши,
       Вдалеке уходит бледный лик луны,
       Только одиноко бродим мы одни.

       Сердце заполняет тихая печаль
       Ах, с какою грустью смотрим мы в ту даль.
       И воспоминанья всколыхнули в нас
       Этот незабытый и красивый вальс.

       Тихо, незаметно шли наши года.
       Не было отрады - не было тебя.
       Уходило время, уходили дни...
       Ну, а счастье где-то пряталось вдали.

       Встретились с тобою - заискрилась жизнь
       Жизнь стала иною - звезды вновь зажглись.
       И восторг, и счастье заполняют грудь.
       Так любовь пришла с годами, что же... ну и пусть.

       Нет, не пролетела мимо нас любовь-
       Счастье оправдало видение снов.
       Пусть же все проходит и идут года,
       Но хранить воспоминанья буду я всегда...

В этом виде стихотворение разместил на своей страничке в Стихире.

    Но ведь была музыка, и были стихи с учетом этого пассажа. Но опять никто не озвучивал. Так было до переезда в Израиль. Собственно, и в Израиле ничего не светило. Но дочка хотела очень петь. Опыт, полученный на Чехова 5, не давал покоя и голос у нее, надо прямо сказать, очень лиричный и красивый. Но не все так просто. Еще в Ташкенте она окончила университет, и стала программистом. Здесь в Израиле она заканчивает снова курсы программистов, устраивается работать по специальности, и…. вдруг, читает объявление об организации вокально-инструментального ансамбля.  Проходит прослушивание, и сбывается мечта: теперь она поет в ансамбле, не бросая при этом работу программиста. Вместе уговариваем Володю, организатора и органиста ансамбля, записать вальс. Забегая вперед, скажу, что он со временем становится настоящим спецом записи музыки на органоле, профессионалом. А я ему и дочке теперь всю жизнь благодарен за запись вальса.

 Так появился вальс, чудесно записанный на органоле. Но и дальше я не мог его никуда протолкнуть….. пока не появилась возможность это сделать с помощью Интернета. Появилась возможность распространять вальс всем родным и знакомым.  И вот я на СТИХИРЕ. Здесь появляется новый круг друзей и знакомых.  А меня уже не остановить: мне ужасно хочется, как любому нормальному человеку, чтобы больше людей услышали мой вальс. И, наконец, это осуществляется благодаря Евгении Шерман, которой так нравится вальс, что она в кратчайшее время создает Плэйкаст. Стихи к нему пишет свои, причем замечательные. Мне они очень нравятся, т.к. ко всему сохраняют и тот прежний настрой, и ностальгию. И вот музыка оживает и на страницах СТИХИРы, и во всем Интернете.  Женечка, огромное спасибо!

                Стихи Е. Шерман

                «Вальс -  Воспоминания»

В нашем тихом парке музыка звучит.
И в волшебном вальсе листопад кружит.
Ты со мною рядом.
Смотришь нежным взглядом.
Мы с тобой кружимся в вальсе вместе с этим листопадом.
В памяти всплывает старый вальс-бостон,
Закружил когда-то нас с тобою он.
Вот в такой же вечер,
Зажигая свечи,
Мы с тобой кружились в вальсе в месте нашей первой встречи.

Отшумели грозы, пронеслись года,
Мы с тобою вместе с той поры всегда.
Летом и зимою,
Светлою весною
Мы с тобой кружимся в вальсе и легко нам так с тобою!
Повзрослели дети, внуки подросли,
Но не утихает музыка любви.
Пусть не уставая
Нам она играет -
Будем мы кружиться в вальсе, в нежных звуках утопая...
         --------------------------------
      Принимаю решение подработать свои стихи «Воспоминания» (точнее восстановить в первоначальном виде).
 Пусть у этого вальса будет два стихотворения: мое и Евгении Шерман.

Плэйкаст Е. Шерман с ее же стихами:

А вот и мои  стихи, скорректированные под музыку вальса.

             Воспоминания …..Лиле…

       В сумерках ночные светят огоньки
       И деревьев кроны шелестят в тиши,
       Вдалеке уходит бледный лик луны,
       Только одиноко бродим мы одни с тобою в парке….
       Сердце заполняет тихая печаль
       Ах, с какою грустью смотрим мы в ту даль.
       И воспоминанья всколыхнули в нас
       Этот незабытый и красивый вальс любимый с детства…..

       Тихо, незаметно шли наши года.
       Не было отрады - не было тебя.
       Уходило время, уходили дни...
       Ну, а счастье пряталось от нас вдали теперь далекой….
       Нет, не пролетела мимо нас любовь-
       Счастье оправдало видение снов.
       Пусть же все проходит, и идут года,
       Но хранить воспоминанья буду я всегда, как прежде…

                ЭДШ 7.03.08

(Все эти выбитые из ритма строчки соответствуют пассажам вальса, поэтому, если проследить за музыкой, читая стихи, все уложится на место).

На фотографии ноты вальса, записанные рукою Валерия Айвазяна
(Стихи Э. Шульмана)

Слушать вальс по адресу:

http://music.lib.ru/s/shulxman_e_a/alb0.shtml



(Примечание! ЧТОБЫ ПРОСЛУШАТЬ ВАЛЬС, НЕОБХОДИМО СКОПИРОВАТЬ ССЫЛКУ:(http://music.lib.ru/s/shulxman_e_a/alb0.shtml) И ВВЕСТИ ЕЕ В АДРЕСНУЮ СТРОКУ, ЗАТЕМ КЛИКНУТЬ:
Прослушать:[mp3,2276k] в середине страницы слева, затем: СКАЧАТЬ (скачивается почти мгновенно), затем: ОТКРЫТЬ.