Тайны соборов. Часть 4

Чувалова Татьяна
Символ розы, то есть детали с мотивами лучей часто применялись  в готической и романской архитектурах.
Это и окно на переднем фасаде, и орнамент здания, а ещё помню на старых иконах цветы - теперь таких нет, но вот они розы или нет, я не знаю. Хотя символика везде одинакова в христианстве, должны быть они.

Стилизированное воспроизведение цветка розы, от которой окно-роза получило своё название, иногда напоминает изображение колеса, например, в Сан-Дезо в Вероне,

где РОЗА ВОСПРИНИМАЕТСЯ И НАЗЫВАЕТСЯ "КОЛЕСОМ ФОРТУНЫ".

С этой точки зрения символом становится символ

 СОЛНЦА, ОГНЕННОЕ КОЛЕСО, КОТОРОЕ ОТОЖДЕСТВЛЯЕТСЯ С ЦИКЛИЧЕСКИМ ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ ЖИЗНИ В НЕИЗМЕННОМ ПОРЯДКЕ КОСМОСА.

По мнению эзотерика Р. Генона, такое значение имеет мотив розы, заимствованный у кельтов и воспроизводимый в течение всего средневековья.

И он же признаёт сходство между колесом и МАНДАЛОЙ, так на санскрите называется "круг", используемый во время медитации мистиками-буддистами, в частности, в окружность, в которую вписан лотос.
Поскольку на Западе вместо вместо лотоса символу цветка соответствует роза, то получается, что это одинаковая символика. Помню стихи чудного автора посвящённые лотосу и сам лотос помню до сих пор.

РОЗА АССОЦИИРУЕТСЯ С ЖЕНСКИМ НАЧАЛОМ.

В греческой мифологии она связывалась с АФРОДИТОЙ, БОГИНЕЙ ЛЮБВИ.

В культе ИСИДЫ ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО, ВЫРАЖЕННОЕ В РОЗЕ, ОДУХОТВОРЯЛОСЬ: после того, как человек, посвящённый в мистерии Исиды, испытывал рабство вожделения, он должен был стремиться к сублимации инстинктов и питаться розами, вступив на путь внутреннего возрождения.

В культе КИБЕЛЫ, фригийского божества, схожего с ИСИДОЙ, который был перенесён из Рима, где богиня пользовалась гораздо большим почитанием по сравнению с официальными богами, жрецы практиковали добровольную кастрацию. Об этом символе  я упоминала при работе с образом Хозяйки Медной горы, и вот ещё раз появился в другом источнике, что значит связь мировых культур и образов.

В ХРИСТИАНСТВЕ РОЗА СТАНОВИТСЯ СИМВОЛОМ, СВЯЗАННЫМ С ДЕВОЙ МАРИЕЙ, МИСТИЧЕСКОЙ РОЗОЙ В МОЛИТВАХ РОЗАРИЯ.

На иллюстрации Г. Доре к 31 песне Рая Данте Алиггьери в "Божественной Комедии", названной

"ГОТИЧЕСКИМ СОБОРОМ В СИТАХ", "БЕЛАЯ РОЗА" В РАЮ ЯВЛЯЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ ВИДЕНИЕМ. ИЗ

ОСЛЕПИТЕЛЬНОГО ПОТОКА СВЕТА ПОЯВЛЯЮТСЯ АНГЕЛЫ В ОБРАЗЕ БАБОЧЕК. ОНИ САДЯТСЯ НА

ПРАВЕДНИКОВ В ОБРАЗЕ ЦВЕТОВ, КОТОРЫЕ ОПУСКАЮТСЯ НА БЕРЕГА, ЧТОБЫ ЗАТЕМ ВЕРНУТЬСЯ К

ИСТОКАМ. ПОСЛЕ ЧЕГО ВСПЫШКА ПРЕВРАЩАЕТСЯ ВО ВРАЩАЮЩИЙСЯ КРУГ, СОСТАВЛЯЯ ЦЕНТР

БЕЛОСНЕЖНОЙ РОЗЫ, РАСШИРЯЮЩИЙСЯ ДО КРАЙНИХ ЛЕПЕСТКОВ (МЕСТА ДЛЯ ПРАВЕДНИКОВ).


Если роза имеет шесть лепестков, она символизирует изображение шестиконечной звезды и является ПЕЧАТЬЮ СОЛОМОНА, СИМВОЛОМ МУДРОСТИ.
 
Семь лепестков отождествляются с СЕМЕРИЧНЫМ порядком космоса (семь дней недели, семь направлений пространства, семь планет и т.д.).

ВОСЕМЬ ЛЕПЕСТКОВ СИМВОЛИЗИРУЮТ ВОЗРОЖДЕНИЕ.

ЯВЛЯЯСЬ ПРОИЗВОДНОЙ КРУГА РОЗА НАПОМИНАЕТ О МУЗЫКЕ НЕБЕСНЫХ СФЕР, о которой говорил Платон.

В христианской иконографии роза со ВСЕМИ РАСКРЫТЫМИ ЛЕПЕСТКАМИ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАШЕЙ, И ОТСЮДА ОНА НЕИЗБЕЖНО СВЯЗАНА С ЧАШЕЙ ГРААЛЯ, В КОТОРУЮ БЫЛА СОБРАНА КРОВЬ ХРИСТА.

В католичестве красная роза считается символом "СВЯТОГО СЕРДЦА ИИСУСА", именно тем символом, в котором к концу средневековья воплотилась мистическая проблема Грааля.

Когда роза-окно, то выполняется функция, особым образом выделяющая СВЕТ КАК ДАР СОЛНЦА, ВОСПРОИЗВОДЯ ПОРЯДОК ЕЖЕДНЕВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СВЕТИЛА С ЗЕМЛЁЙ.

При этом имеется особенность:левая роза не освещается солнцем, потому что она расположена на севере; роза противоположной стороны залита светом в полдень, а роза над порталом - на закате.
Алхимики усматривали в этом желание строителей произвести в цвете три этапа ДЕЛАНИЯ (чёрный, белый и красный).

И ещё один символ соборов, который, как и роза имеет не только значение орнамента - ЭТО ЗОДИАК.

Его изображения ведут происхождение от древних цивилизаций:египетской, китайской, персидской, индийской.

Поскольку знаки зодиака связывались с монументами, которые прославляли посвящение людей в тайный синкретизм эпохи эллинства зодиак был унаследован христианами, заняв центральное место в иконографии, где он часто ассоциируется с изображением сезонных работ в каждый из 12 месяцев года.

Таким образом, зодиакальные знаки символизировали время, которое проходит, движется по кругу, но они указывали также на тесную взаимосвязь между деятельностью человека и тем, что происходит на небе.

НЕУДИВИТЕЛЬНО, ЧТО НЕРЕДКО ЭТИ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВПИСЫВАЛИСЬ В КРУГ, ИДЕАЛЬНЫЙ, СХОДНЫЙ

ПО ОБРАЗУ БОГА, СУЩЕСТВОВАНИЕ КОТОРОГО СОВЕРШЕННЫМ ОБРАЗОМ РЕГУЛИРУЕТ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ И

ОБЕСПЕЧИВАЕТ И СОХРАНЯЕТ РАВНОВЕСИЕ ВО ВСЕЛЕННОЙ.

Поэтому в соборах были представлены настоящие КАМЕННЫЕ КАЛЕНДАРИ, где с символами созвездий ассоциировались занятия людей.
Пример, знак Девы - сбор винограда, знак Весов - с октябрём, когда свиньи выгоняются на выпас желудей и т.д.

Иногда знаки зодиака заключались в полукруги,

ОКРУЖАЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ ХРИСТА ВО СЛАВЕ; В ЭТОМ СЛУЧАЕ ОНИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О СОЮЗЕ МЕЖДУ

ЗЕМЛЁЙ И НЕБОМ, И ЯСНО ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ПОРЯДОК, УСТАНОВЛЕННЫЙ ТВОРЦОМ, СООТВЕТСТВУЕТ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМУ ПОРЯДКУ В СОЗДАННОЙ ИМ МАТЕРИИ.

Исходя из выше изложенного закончу этот раздел темы словами святого Бернара:

" КРУГ - ЭТО НЕБО (ДОМ БОГА), КОРПУС ОПИРАЕТСЯ НА ЕГО НОГИ (КОЛОННЫ), ТВОЙ ХРАМ ДОЛЖЕН ПЕРЕЙТИ ОТ ЗЕМЛИ К НЕБУ, ПРОЙДЯ ОТ КВАДРАТА ДО КРУГА, ПЕРЕХОДНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ БУДЕТ ВОСЬМИУГОЛЬНИК, БОГ - ЭТО ДЛИНА, ШИРИНА И ГЛУБИНА. Я ПОДНЯЛСЯ НАД СОБОЙ, А ЕЩЁ ВЫШЕ ЦАРСТВУЕТ СЛОВО (КОЛОКОЛЬНЯ). Я, КАК ЛЮБОПЫТНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ОПУСТИЛСЯ НА ДНО МОЕГО СУЩЕСТВА, Я НАШЁЛ ЕГО ЕЩЁ НИЖЕ (КРИПТА).
КЛУАТР - ЭТО ЛЁГКИЕ АББАТСТВА, ЗАЛ КАПИТУЛЫ - ЕЁ МОЗГ. ОСТАНОВИ СВОЙ РЕЗЕЦ, СОЗДАЙ ГАРМОНИЧНЫЕ РИТМЫ, КАК ТЕ, ЧТО ТВОРИЛ ДАВИД, ИГРАЯ НА СВОЕЙ АРФЕ, КОГДА ТВОЯ РАБОТА БУДЕТ ЗАКОНЧЕНА, ТЫ УЗНАЕШЬ, ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ХРАМ ЖИВЫМ СУЩЕСТВОМ, ВХОДИТ ЛИ В НЕГО СВЕТ, СВЕТ ДОЛЖЕН ПЕТЬ НА КАМНЯХ, ПОДОБНО ПСАЛМУ".