Гитарист

Сергей Никифоров -Старший
История, выдуманная от начала до конца

   Вечер удался. Веселье было в полном разгаре. Короткие паузы между тостами и плясками заполнял молодой парень. Подыгрывая себе на гитаре, он пел Высоцкого, Розенбаума, Визбора, Кукина. Охотно откликаясь на просьбы жующих и пьющих гостей, запевал как хорошо известные и любимые с младых ногтей «Ой, мороз, мороз» и «Виновата ли я», так и современные песни. Гости благодарно аплодировали и весело смеялись после каждой нестройно, но громко исполненной хором песни. Иногда звучало что-то незнакомое, однако на это мало кто обращал внимание – слов не знали, да и ничего подобного раньше не слышали.
   Лишь один из присутствующих (мужчина лет сорока пяти, приятной и открытой внешности, неброско, но со вкусом одетый) заметно оживлялся и, насколько это было возможно в бурлящей компании, внимательно вслушивался в каждую незнакомую песню. При этом он старался не привлекать к себе внимания исполнителя. Общаясь с соседями по столу, мило шутил с дамами, отвечал понимающим хохотком на скабрезные высказывания мужчин. Словом, был как все.
   Время от времени он делал какие-то пометки в небольшом блокноте. На недоумённые вопросы соседей типа – не оперу ли он пишет (в смысле – оперуполномоченному), мужчина объяснял, что плохо запоминает имена, потому и пользуется блокнотом. Ответ звучал достаточно убедительно, и захмелевшие гости незамедлительно возвращались к выпивке и закускам. Постепенно шумное застолье перешло в следующую стадию – находя общую тему для разговоров, гости разбивались на группки.
   И только гитарист в одиночестве продолжал напевать что-то свое, одному ему известное. По всему было видно, что такое положение дел ему не впервой, и он ничуть не страдает от отсутствия внимания со стороны окружающих.
Мужчина подсел к парню и дружелюбно улыбнулся.
 – Привет!
Гитарист в такт мелодии ответил двойным кивком, изобразив на лице нечто, похожее на улыбку.
– Хорошо поёшь, – незнакомец вновь улыбнулся.
Парень снисходительно вскинул брови – мол, знаю.
– А вот сейчас – чьё это?
– Моё, – ответил юноша и слегка прихлопнул ладонью струны, оборвав песню на полуслове.
– Да ты пой, пой, – мужчина стушевался, явно не ожидая такого оборота. – Я никогда раньше не слышал эту песню.
– А я её и пою в первый раз, – парень улыбнулся теперь уже открыто. Незнакомец умел расположить к себе собеседника.
– Может, и в последний, – гитарист грустно вздохнул и снова начал перебирать струны.
– Это почему же? – удивился мужчина.
– А кому нужны мои песни, кроме меня самого?
– Ну, как же? А они? – мужчина обвёл взглядом вновь усевшихся за столы гостей. – Разве они не любят слушать тебя? Ничего, что я на ты? – спохватился он.
– Ничего, – парень поставил гитару между ног и потянулся к недопитой рюмке.  – Любят, конечно. Выпьете со мной?
– Выпью.
  Ответ прозвучал неожиданно быстро. Молодой человек только теперь вскинул глаза и внимательно посмотрел на незнакомца.
Выдержав взгляд, тот твёрдо повторил:
– Выпью. Отчего же не выпить с хорошим человеком? – добавил он, наливая в свою рюмку коньяк.
– Ты что пьёшь? – рука с бутылкой замерла над столом.
– Всё… – парень хотел было продолжить расхожую фразу, но почему-то сдержался. – Коньяк тоже.
– За тебя, за твои песни, – тост прозвучал настолько искренне и душевно, что юноша опять поднял глаза и шевельнул губами, будто намереваясь что-то спросить.
Но мужчина опередил его, звякнув рюмкой о рюмку:
– За тебя…
– Спасибо…
  Пил незнакомец мелкими неспешными глотками, словно подчёркивая, что в эту минуту во всей вселенной ничего, кроме коньяка его не интересует. Гитарист, забыв про свою рюмку, заворожённо наблюдал за происходящим.
Мужчина «покатал» во рту последний глоток, причмокнул и удовлетворённо улыбнулся:
– Уснул, что ли, хороший человек? Пей давай… Да пей же! – он громко рассмеялся.
Парень, словно очнувшись, опрокинул рюмку и выпил содержимое одним глотком.
– Зря ты так – прекрасный коньяк. Его прочувствовать надо, посмаковать. Это же не водка.
Парень качнул головой, отмахиваясь:
– Почему вы решили, что я хороший человек?
Вместо ответа мужчина вновь наполнил рюмки и, теперь уже без слов, выпил свою одним глотком.
– Тоже ничего, – удовлетворённо констатировал он.
И, немного помолчав, продолжил:
– Нехороший человек не может писать песни.
– Это почему же?
– Не может и все. Песня идет из души, от сердца. А у нехорошего ни того, ни другого нет.
Парень усмехнулся и покачал головой.
– Давно сочиняешь? – как бы невзначай спросил незнакомец.
– Сколько себя помню.
– С пелёнок, что ли?
– Нет, конечно… Песни лет с пятнадцати, если это можно назвать песнями… А стихи-то каждый хоть раз пробовал…
– Пожалуй, ты прав про хоть раз. А пишешь как – на заказ, или когда захочется?
– Трудно сказать…
– ?
– На заказ – нет, конечно. Заказывают чаще поздравления, ну… к юбилеям, ко дням рождения. Один раз матерщину заказали, в другой – ещё какую-то ерунду…
– Интере-есно! И что же – написал?!
– Написал, – парень снова заулыбался, очевидно, что-то вспоминая.
– И заказчику понравилось? Я имею в виду матерщину.
– Не знаю – отзывов не получал.
– А заплатили-то достойно?
Теперь удивился уже парень:
– За что заплатили?
– За работу.
– Какая же это работа? Для меня это развлечение, отдушина, если хотите.
– Нет, дружок, ты не прав. Развлечение – это когда ты сам себе написал, сам себя прочитал, сам себя похвалил, или там поругал. Другими словами, выпустил пар. Но если ты писал на заказ – это уже не развлечение, а работа. А всякий труд должен быть оплачен. Об этом ещё Карл Маркс писал. Слышал про «Капитал»-то, небось?
– Слышал. Даже читал и конспектировал.
– Да ну? Где учился?
– На экономическом.
– М-м-м! Вдвойне приятно!
– Приятно что?
– Что хороший человек ещё и образованным оказался.
– Спасибо…
– И воспитанным.
– Да будет вам!
– Я серьёзно, – мужчина наполнил рюмки. – Я вообще человек серьёзный. И просто так ничего не говорю. И не делаю.
– И со мной заговорили не просто так, – полувопросительно резюмировал парень.
– Да ты и сообразительный, к тому же! Предлагаю выпить за удачу. Ты как – веришь в неё, в госпожу Удачу-то?
– Верю, я доверчивый.
– Не хами. Я серьёзно, – повторил незнакомец и протянул руку с рюмкой. Они чокнулись, мелкими глотками выпили коньяк, одновременно причмокнули и весело рассмеялись.
– Ну и как? – мужчина, прищурившись, смотрел на парня.
– Тоже ничего, – ответил тот, стараясь воспроизвести интонацию собеседника.
Они снова рассмеялись, не обращая внимания на разом прекративших жевать и тщетно пытавшихся понять причину столь бурного веселья гостей, которых, впрочем, очередной тост быстро вернул к бутылкам и салатам.
– А как ты думаешь, – мужчина внимательно смотрел на парня, – твои песни могли бы иметь успех, ну, скажем, на эстраде?
– При определенном стечении обстоятельств – могли бы…
– Каких, например?
– Имя, деньги, связи…
– Здраво мыслишь… А хотел бы ты для них, для своих песен, такой судьбы?
– Хотел бы, не хотел бы… От меня это не зависит.
– Почему так категорично?
– Потому что ни того, ни другого, ни третьего у меня нет. И вряд ли когда будет. В нужном количестве, – парень грустно усмехнулся.
– А каково это количество, представляешь?
– Догадываюсь, – гитарист досадливо поморщился. – Что вы всё вокруг, да около? Что вам от меня нужно-то?
– Ну… если споёшь ещё что-нибудь из своего репертуара, буду весьма благодарен. А ещё есть деловое предложение…
Мужчина замолчал, давая парню время обдумать услышанное. Тот нервно постукивал пальцами правой руки по грифу гитары. Наконец спросил:
– Кто же и что мне предлагает?
Собеседник удовлетворённо кашлянул.
– Я могу купить твои песни.
– Зачем? Берите так… Для хорошего человека не жалко.
– Ты не понял. Я могу и хочу купить твои песни, – мужчина сделал ударение на слове «купить». – Другими словами, я предлагаю тебе работу, или заработок, как угодно.
– А что вам мешает взять их просто так, без всякой оплаты?
– Из тех, которые ты пел сегодня, я купил бы две – про осень и про офицеров, – незнакомец оставил вопрос без ответа. – Пожалуй, ещё про Наденьку. Остальные внимания не заслуживают.
– Всё-равно не понимаю – покупать-то зачем?
– Да хотя бы затем, чтобы у тебя стимул был писать ещё, – не выдержав, повысил голос мужчина. – Писать ЧТО нужно и КАК нужно.
– Даже так?
– Даже так.
– И во сколько же вы оценили, к примеру, осень, или офицеров?
Мужчина вполголоса назвал сумму. Парень недоверчиво посмотрел на него и потянулся к бутылке.
– Подожди, – незнакомец мягко, но уверенно отвёл его руку, – успеем ещё. Ну, так что?
– Что – «что»?
– Ты согласен? Или тебя не устраивает цена?
– Так не бывает. Вы чего-то не договариваете. Или я чего-то не понимаю.
– Ты все правильно понимаешь. Цена – это только одно из условий договора, причём не самое важное и существенное.
– Что же может быть важнее?
– Судьба…
– ?
– Дальнейшая судьба твоих песен.
Парень неопределённо то ли пожал, то ли передернул плечами:
– Теперь точно ничего не понимаю.
– Да всё очень просто – работая, ты создаёшь некий продукт (в нашем случае это песня). Продав плоды своего труда, ты забываешь о них… навсегда. И продолжаешь работать дальше.
– То есть, я отказываюсь от авторских прав.
– Умница. Я в тебе не сомневался.
– Другими словами – у моей песни будет новый автор…
– Или авторы, или коллектив авторов. Тебе-то какая разница?
– Ну, а если мне… – начал было парень.
Мужчина, словно прочитав его мысли, быстро продолжил:
– Вздумается защитить свои права? Да пожалуйста! Только не советую.
– Это почему же?
– Тому есть несколько причин.
– Хотелось бы знать.
– Во-первых, договор мы с тобой заключаем в устной форме. Хочешь заработать – работай. Не хочешь – пиши поздравления к юбилеям.
– А во-вторых?
– Во-вторых, за свою работу ты будешь получать неплохие деньги, причем, живые и не облагаемые налогом. Соображаешь?
– Угу.
– Тогда подумай, есть ли смысл резать курицу, несущую, пусть не золотые, но настоящие яйца?
– Никакого. Но это ведь не всё?
– Не всё. Ты ничего не докажешь. В лучшем случае…
– А в худшем – морду набьют?
Незнакомец поморщился.
– Это не самое худшее. И вообще, давай о деле. Ты согласен или нет?
– Кто вы? – после непродолжительной паузы спросил парень.
– Собиратель фольклора. Коллекционер-селекционер, – опять рассмеялся мужчина.
– И что – занимаетесь собирательством бескорыстно?
– Нет, конечно, это моя работа. Но сейчас не обо мне.
– И молодые дарования раскручиваете?
– Нет. Этим занимаются другие. Я покупаю и продаю материал.
– Хорошо зарабатываете? – юноше явно нравилось быть в роли задающего вопросы.
– Всяко бывает…
– А всё-таки?
– Хочешь знать, какая разница между моим и твоим заработком?
– Какая же?
– Ты получаешь все деньги и сразу. Я же – в зависимости от того, сколько времени и средств потребуется на обработку материала, насколько готовый продукт будет востребован. Много от чего…
– Это что же – можете остаться вообще без денег?
– Я же говорю – всяко бывает, – мужчина устало вздохнул и бросил взгляд на часы.
– А где гарантии, что я сполна получу обещанные деньги? И как получу?
– Хороший вопрос. Вижу, что тебя заинтересовало моё предложение. Получишь, не сомневайся.
Незнакомец держал в руке бутылку с коньяком:
– Ну, так что – по рукам?

А здесь
http://stihi.ru/2010/05/07/2856