Палиндромоны

Владимир Монахов
НАША РОДИНА ТРИ с Р:

КРАХ СОСКИ –
НЕТ И ТРЕМ С.
НО К СТА Р БРАТСК –
ОН СМЕРТИ ТЕНЬ
И К SOS – ХАРК!

3-х: ТИШИе

Лето. Видно – хороша
Муза! Разума шорох –
Он диво тел!

Импрессионизм

У дома нет и нет сока.
Пятна фиалок – кола и фанта.
Пакостень и те на моду!

ЦВЕТОМУЗЫКА
1.
А досада!
Мрак отлил в ноту.
Бутон лопнул.
В лун полноту бутон влил,
То карма – да сода!

2.
У флокс небес – колет такт в уме.
У метко как актер врёт.
Кака кок! Тему – ему вткать.
Тело к себе наскол – ФУ!

*
Ха рта и ТВ-театр, тает в ти/атрах!

*
Сырброворбрысь

*

А ТОЛПА ЖАРИТ,
А РЯДОВАЯ ВОДЯРА -
ТИРАЖ ОПЛОТА!

Русский палиндром. Век ХХ

Владимир МОНАХОВ, "Восточно-Сибирская правда" 7 декабря 2000 год

Еще со школы нам известен палиндром "А роза упала на лапу Азора" -- эта поэтическая строка одинаково прочитывается как слева, так и справа. Эту особенность русского языка нам преподавали как поэтическую забаву декадентствующей интеллигенции. Но ХХ век продемонстрировал живучесть палиндрома, многие русские поэты активно использовали его в своем творчестве. И это доказала "Антология русского палиндрома" Владимира Рыбинского, которая увидела свет в Москве. 85 авторов собраны под одной обложкой, и среди них немало известных, таких как Велимир Хлебников, Владимир Набоков, Михаил Шолохов, Андрей Вознесенский, Илья Фоняков... Правда, немало и таких, чьи имена на слуху только у узких специалистов этой необычной формы литературы. Но тем не менее все они объединены -- выпускают свои издания, проводят свои конкурсы, пропагандируют свое творчество в средствах массовой информации. В числе авторов антологии русского палиндрома и двое братчан -- Виктор Сербский и Владимир Громов, чьи тексты отличаются не только оригинальностью, но и тонким поэтическим звучанием. Несколько лет назад Виктор Сербский выпустил даже палиндромную поэму "На море роман", которая получила признание среди публики, читающей эти необычные произведения. Составитель "Антологии русского палиндрома" Владимир Рыбинский пытается убедить литературную общественность, что палиндром в ХХ веке стал законным жанром отечественной словесности, хотя он до сих пор не стал достоянием широкой публики, и тираж антологии в 500 экземпляров -- тому подтверждение. Но у любителей палиндрома в запасе век XXI, где палиндром вполне может разгуляться на бесконечном поле Интернета.

Год палиндрома

Владимир МОНАХОВ,
"Восточно-Сибирская правда" 29 декабря 2001 год

Так предлагают именовать 2002-й русские поэты

Раз в столетие бывает такое сочетание цифр года, которое одинаково прочитывается слева направо и справа налево. В литературе этот феномен языка называется палиндромом. Активно им пользовались еще в античности, но наибольший расцвет палиндром получил в VIII-X веках в Византии. В русской литературе первым заговорил палиндромом Гаврила Державин. Со школьной скамьи твердо помним: - "Я иду с мечем судия!". А чуть позже заиграла поэтическая фраза "А роза упала на лапу Азора", авторство которой приписывается многим поэтам, но чаще всего Афанасию Фету.

Русский симметричный ХХ век заговорил на языке палиндрома во весь "солоГолос". Поэт поэтов Велимир Хлебников написал большую поэму "Степан Разин", заставив говорить о палиндроме как составной части русской литературы. Но желающих продолжать начатое Хлебниковым в экспериментальное советское время было немного.

Самым знаменитым палиндромистом середины прошлого века был Андрей Вознесенский. Ему разрешали печатать свои изыски в этой области и широко цитировали напевную фразу "А луна канула", которая демонстрировала торжество технических завоеваний советского человека в космосе. А в это время, почти безымянными, в области русского палиндрома работало немало поэтов. Лучшим из них считался Николай Ладыгин, который виртуозно составлял из палиндромных фраз масштабные поэтические тексты.

Переломным в русском палиндроме стал 1991 палиндромный год ХХ века. По сути, с него стартовало золотое десятилетие современного палиндрома. Так полагает Владимир Рыбинский из Тулы, который составил объемную библиографию ХХ века и подвел итоги минувшим 90-м годам. Сегодня в России около ста палиндромистов, 64 из них объединились в литературную группу "Амфирифма", в которую входит и ваш покорный слуга.

В 1996 году известный палиндромист Александр Бубнов защитил первую в стране научную диссертацию на степень кандидата по теме "Языковые особенности русского палиндрома". Сегодня А. Бубнов работает над докторской диссертацией, тем самым введя палиндром в научный оборот русского языка. В России сегодня выходят три издания, целиком посвященные проблемам палиндрома. В Перми - "Тит". В Туле - "Амфирифма". В Курске - "Кубики Букв".

- Палиндромы вокруг нас, - говорит братчанин Виктор Сербский. - Надо только внимательнее присмотреться к окружающей действительности.

Сербский в этом не одинок. Многие русские поэты, увлеченные созданием палиндромов, задолго до наступления даты 2002 призывали готовиться к палиндромному году ХХI века.

Я, в свою очередь, предлагаю вам познакомиться с палиндромными текстами братских поэтов, которые находят в русском языке красоту обратного чтения.

С 2002-м палиндромным годом вас, сибиряки!


***************
Карл Соприцкий
---------------

О СОБАКЕ

Лазил дог, упал -

Лапу год лизал.

Виктор Сербский

Атака заката.

А дама -- тамада.

Нота нежен, не женат он.

Тане! Женат.



**************
Владимир Громов
________________

Я рад, Еве даря

Розу или узор.

А буду нежен у дуба...

Пил у лип.

Я зуба, бузя,

Мару лишил у рам.

Учел - лечу

Он же нежно,

Стелет, стелет-с.

О, не лезь: зелено!