7. 1. Некоторые интересные мысли о ритмике ямба

Почти год Юрий Петрович хранил молчание.

Он ведь высказывается только, когда очень хочет. Ну, просто, не может молчать.

На этот раз поводом для нарушения молчания послужили два совершенно разных стиха, совершенно разных авторов (имена авторов, как обычно, разглашать не стану).

Фрагмент №1
 
Дождь хлещет вновь стальные лужи,
Швыряет ветер жухлую листву,
А мне один твой взгляд лишь нужен,
Тобой одним я сутками живу...

Фрагмент №2

Моя Кончита! Ты прелестна, право...
Твоя чудная неземная красота
Мне послужила ветреной забавой,
И опьянила вязкой нежностью уста.

Если кому-то не будут странны на слух эти два фрагмента, можно дальше не читать.
А вот тех, кто озадачился, но не понял причины, прошу проследовать за мной.

В обоих случаях имеем ямб.
Только размер в первом случае 9-10-9-10, а во втором 11-12-11-12.

Укоротим произвольно чётные строки (о смысле не задумываемся, просто добиваемся "правильного" ритмического рисунка):

Фрагмент №1

Дождь хлещет вновь стальные лужи,
Швыряет жухлую листву,
А мне один твой взгляд лишь нужен,
Тобой одним лишь я живу...

Фрагмент №2

Моя Кончита! Ты прелестна, право...
Твоя чудная злая красота
Мне послужила ветреной забавой,
И опьянила нежностью уста.

Не правда ли, звучит стройнее и ритмичнее?

Теперь размер в первом случае 9-8-9-8, а во втором 11-10-11-10.

Для любого начинающего математика вывод напрашивается сам собой:
Только если чётные строки короче или равны (ещё надо проверить) нечётным, ритм будет "правильным".

Ан, нет!

Вот другой пример, напрочь отвергающий этот, сам собой напрашивающийся, вывод:

Я не ищу с тобою встреч, (8)
Несу одна размолвок ношу, (9)
Не удалось любовь сберечь, (8)
Все мысли о тебе отброшу. (9)

Пожалуйста! Чётная строчка длинней, но никаких ритмических трудностей не замечено. Всё прекрасно читается. Так в чём же дело?

Прошу помощи у профессиональных филологов. Возможно, я изобретаю велосипед.

Однако у меня сложилось мнение, что "неправильный" ритм возник вследствие того, что в чётных строках женская рифма (они кончаются безударно), а в нечётных мужская (они кончаются ударно). В случае если в нечётных строках мужская рифма, чётные можно строить любым образом (хоть длиннее, хоть короче, хоть равно по числу слогов). Если же в нечётных строках рифма женская, то будьте любезны не добавлять лишнего слога - получите то, что мы имеем в двух рассмотренных примерах. Ну, а о желательности чередования мужской и женской рифмы, тут я думаю всё и так вполне понятно.

В общем МУЖСКАЯ рифма в первой строке даёт бОльшую свободу, нежели женская, которая накладывает свои ритмические ограничения на дальнейшее развитие стиха.

Только умоляю, не называйте меня Прокрустом, калечащим юные таланты. У талантов, как правило, на уровне подсознания ритм и так выходит "правильным". Они и не считают никаких слогов и размеров не определяют.

А вот если человек задумался о том "а чего это ритм не бьёт?". Вот тут самое время "поверить гармонию алгеброй".

Удачи вам на этом пути!

Ещё раз прошу помочь профессионалов. Высказывайте смело своё мнение.

Всегда ваш,

Ю.П.

P.S. Профессионалы меня дилетанта не поняли и не поправили. Ни у кого не нашлось желания и времени напомнить мне о существовании понятия мужской и женской рифмы.
Спасибо Виолетте Анисимовой! Она пусть случайно, но навела меня на очень полезные мысли в этой связи, что позволило переработать текст и отточить формулировки, кои стали, надеюсь, более понятны и дилетантам и профессионалам.

Ещё раз!!! Жду мнения профессиональных филологов.


Рецензии
Ритм, размеры и другая "математика" в стихах важна, не менее важны и другие "атрибуты" поэзии. В этом я полностью согласен с Вами. Но что делать, если при соблюдении всего этого в результате рождается "не живой" стих. Нет чувства. Вовсе не сочинять? Я бы и хотел этого, но стихи "случаются". Сам знаю, что "рваные" и уж на ухо, воспитанное на классике, непотребные.
Хотелось бы услышать Ваше мнение о этих моих стихах, если Вас это не затруднит:
http://stihi.ru/2011/11/12/8932
http://stihi.ru/2012/02/07/10719
С уважением, Владимир.

Волков Северный   15.10.2012 20:53     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.