Иван Бунин. Духовное наследие России

Владимир Юденко Избранное
               
       Из очерка о лауреатах Нобелевской премии:
И.Бунин (1933), Б.Пастернак (1958), И.Бродский (1987).
--------------------------------------------------------
Я жил во сне. Богов творил я сам (1908). Иван Бунин.
Я ведь тоже упал с облаков (1959). Борис Пастернак.
Я сниму погоны и стану просто одной звездой (1994).  Иосиф Бродский.

       Высокую планку задавали себе Нобелевские лауреаты.
А что ещё объединяло столь разных поэтов?
Двое были вынуждены покинуть Россию, да так и остались на чужбине, а Пастернак в России подвергался гонениям, как за независимость суждений, так и за зарубежные публикации (особенно "Доктора Живаго"), а также за присвоение Нобелевской премии, от которой ему пришлось отказаться. До сих пор недоступны многие произведения Бунина и Бродского, созданные ими в эмиграции. С Пастернаком Бунина соединяет общая нить судьбы: первый - получает отказ от своей невесты (И.Высоцкой), невеста Бунина умирает, что пронизывает всё его творчество неизгладимыми нотками грусти и печали. Оба творят самокритично и часто правят свои стихотворения. Оба подражают Пушкину и Лермонтову, но духовно созревают позже упомянутых классиков и это беспокоит их по понятной причине, если вспомнить "Страх влияния" Хэролда Блума.
       Эту статью пишу потому, что резко усилился интерес ко всем трём поэтам. Веяние времени: людей интересуют личности достигшие вершин и в области интеллектуального, творческого труда. Бытует мнение, что Нобелевский комитет замечал только тех, кто противостоял советской власти. Основание? Он "не заметил" (например) Анну Ахматову, которая по признанию самого Бродского - недосягаема. И я - такого же мнения.


                Никого в подлунной нет,
                Только я да бог.
                Иван БУНИН


       Гении всегда одиноки. Их любят и ненавидят, им завидуют. "...Нобелевская премия, присуждённая Бунину ... - акция, носившая, конечно, недвусмысленно тенденциозный, политический характер, - художественная ценность творений Бунина была там лишь поводом..." (А.Твардовский).
       Как поэт Бунин развивается медленно, период подражательства и ученичества затягивается чуть не до тридцати лет. Образы печали, ночи, тумана, одиночества слишком часто повторяются. Очень заметно влияние раннего Лермонтова в ст. "Ночь и день седая..." и других. Но продукты этого подражательства несоизмеримо слабее.
       Гений Лермонтова ("Выхожу один я на дорогу...") не даёт ему покоя:
- "В полночь выхожу ОДИН из дома..." (1888).
- "ОДИН встречаю я..." (1889).
- "Что ОДИН я радуюсь и плачу..." (1893).
- "Затаив дыханье, я стою ОДИН. (1896).
- "И ОДИН я в поле, и отважно..." (1900).
- "Иду ОДИН тропинкою лесною..." (1901).
       Но ему так и не удаётся достичь подобной основательной глубины. Для этого надо побывать на месте Лермонтова: на грани жизни и смерти, на поле побед, утрат и поражений. Мы знаем, что это удалось только Николаю Гумилёву.
       Бунин чувствовал слабость многих своих творений, подвергал их неоднократной поздней редакции, а некоторые завещал и вовсе не включать в издание избранных произведений. Но кто прислушался? Не исключаю, что Нобелевскую премию он получил не за поэзию, а за прозу (мне подсказали, что так оно и есть).

       Как ни странно - практически отсутствует любовная лирика. И в 26 лет частые гости: смерть, траур, погост - "Могилы, ветряки, дороги и курганы..." (1894) - типичная строка. Первая попытка яркого самовыражения наступает только в 28 (!) лет. А в 30 - пришло прозрение и начало прорезаться! Появилось стихотворение "Затрепетали звёзды в небе..."
       А до этого наблюдались многочисленные повторы даже в пределах одного стихотворения таких слов как: красота, печаль, взор, я. В стихах не должно быть слова "красота". Мастерство поэта не в комбинаторике слов, а в том, чтобы подвести читателя к самостоятельному выводу: это красиво, хоть и навевает печаль. Буквальное использование таких терминов - хуже штампов, это обычно соотносят к малому словарному запасу писателя. Откуда всегда неутешительный вывод не в пользу последнего. Перечисляю недостатки не с целью умалить достоинства, а для обучения будущих гениев на чужих ошибках.
       Хоть и с большим опозданием, но поэтическая муза пришла к Ивану Бунину. Для доказательства приведу одно из его стихотворений, которое он не включил в собрание сочинений по неизвестной причине. Написано в 1907 году.

                ***
Жгли на кострах за пап и за чертей,
Живьём бросали в олово и серу
За ад и рай, безверие и веру,
За исчисленье солнечных путей.

И что ж! Чертей не пламя утешает,
Не то, что злей ехидны человек,
А то, что гроб сожжённых в прошлый век,
Он в нынешнем цветами украшает.

("Грамотный" редактор подчеркнул в двух местах)!

       Закончу повествование о Бунине двумя его строками и своим стихотворением, ему адресованным.

"Будущим поэтам, для меня безвестным,
Бог оставит тайну - память обо мне..."

       В статье сделана попытка - чуть приоткрыть эту тайну.

           Ивану БУНИНУ

Певец природы и печали
и ночи тёмной фаворит,
Россию так любил вначале,
что после - ею не забыт.

За той тоской разноголосья
наш слух и радость различит.
Тобой воспетые колосья
созрели так, что не горчит.

Живя в Берлине и Париже,
всей своенравною душой
ты был к России много ближе...
И ей - достался
гений
твой.

2008

      Иван Бунин - несомненно, относится к тем поэтам, которые составляют основное, общечеловеческое духовное наследие России. Народ помнит, принимает и ценит его творчество - за открытую душевность и близость к основам русской словесности.
      В своей очень краткой речи по случаю вручения Нобелевской премии - Бунин отметил, что главное для писателя СВОБОДА МЫСЛИ И СОВЕСТИ.


                Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Собрание сочинений И.А.Бунин. Том 1, стихотворения
   1888 - 1952. Москва, "Художественная литература" -
   1967г.
2. Владимир Юденко. Развитие русского языка и культуры речи.
   "Проза.ру", 2009. http://www.stihi.ru/2009/10/24/110
3. Владимир Юденко. Отношение к русскому языку. Итоги
   эксперимента. "Проза.ру", 2009.
   http://www.proza.ru/2009/11/05/771
4. Владимир Юденко. Эссе о содержательности стиха. Картина
   в раме. http://www.proza.ru/2006/11/06-11
5. Владимир Юденко. Основные способы влияния на культуру речи.
    http://www.russkijmir.lv/wordovskije/judenkorec.doc
6. Владимир Юденко. Современная русская поэзия.
                http://www.proza.ru/2010/10/23/1152

   2010