Духовная брань. Текст 1. Рок-н-ролл

Борис Пинаев
РОК-Н-РОЛЛ

А дальше… Ну, вот – Мария опять встала из окопа и пошла вперёд. Почти совсем одна… На дворе перестройка… демократизация… расцветают сто цветов… но почему-то с трупным запахом. Рок-группы "Урфин джюс", "Наутилус", "Апрельский марш", "Икс", "Кунсткамера"… Паноптикум. Сейчас, в 2005-м, у нас тут на заборах афишный рокер Бутусов уже почему-то в кожаном кресле и с толстой сигарой меж пальцев. Двадцать лет назад они были как-то попроще. Телеканал сообщает: "В 44 года Бутусов пока ещё не определился с духовными ценностями". Разве? В сегодняшней (2005 г.) газете можно прочесть: "Конечно, я в церковь хожу постоянно, причащаюсь, пост соблюдаю. Личного духовника у меня пока ещё нет, но я к этому стремлюсь. В любом случае, я в последнее время часто общаюсь с людьми духовного сана, состоящими при храмах". Конечно, тут "маленькая" деталь: люди "при храмах" пытаются (в том числе) возродить и русскую национальную культуру, а рок и попса – ныне самые главные орудия её уничтожения. Орудия главного калибра…

Потом я прочёл у архимандрита Лазаря: "Необыкновенно широко стало разливаться влияние такой бедственной стихии, как западная "рок-культура" со всеми её разветвлениями, проявлениями и влияниями. …Эта "культура" постоянно изменяется, как хамелеон, подстраиваясь ко всем оттенкам настроения новых поколений, меняет наименования своих "новых" стилей, даже как будто иногда отвергает вчерашнее и бунтует против самой себя, чтобы этим только оживить интерес и вкус к тому же самому. Суть же её всё та же. ...Само появление "рок-н-ролла" воспринималось на Западе как начало "сексуальной революции молодёжи". Весь путь, по которому прошла и идёт эта разрушительная "культура", направляя короткой дорогой огромные толпы в кромешный ад, – весь он покрыт срамом самых гнусных, самых страшных смертных грехов: всевозможные блудные извращения, полная "свобода любви", т.е. отвержение всякого стыда, полная распущенность самых низких страстей, наркомания… При всём при этом в той среде часто произносится имя Господа Иисуса Христа, часто можно встретить изображение креста и лика Господня… и это только ещё более должно ранить сердце христианина, видящего такое насмешничество над святынями. В песнях часто встречаются богохульные выражения, иногда явный сатанизм.

…Мик Джаггер из "Роллинг Стоунс" был посвящён сатане и во все ритуалы чёрной магии. Он сам называл себя "воплощением Люцифера". Заглавия трёх его песен явно подтверждают это: "Симпатия к диаволу", "Их сатанинским величествам", "Заклинания моего брата демона".

Джон Леннон заявил во время публичного исполнения "Дьявольского Белого Альбома": "Христианство пройдёт. Оно съёжится и исчезнет. Я прав, и моя правота будет доказана. Сейчас мы более популярны, чем Иисус Христос. Я не знаю, что уйдёт первым – рок-н-ролл или христианство".

…Недопустимо думать, будто христианину всё-таки можно иногда кое-что слушать из такой музыки, выбирая более или менее "безобидное", и тешить этим свой слух. Нет! Не собирают с терновника виноград! Злое дерево не приносит добрых плодов. Дерево, корнями своими пьющее соки адовой бездны, не может приносить безвредных плодов. Можно ли иногда христианину ради развлечения и для разнообразия пообщаться с диаволом? …Даже самое "лёгкое" увлечение православного христианина рок-культурой есть измена своей вере, есть явное оскорбление своего Господа, удаление от Него, есть пагубная прелесть, заигрывание с сатаной. Спеши исповедоваться и не имей более к сему отношения".

Сразу же небольшой комментарий. Это из разговора с рокером Вячеславом Бутусовым (Перепечатка: Бутусов // Покров. Православная молодёжная газета. 2005. №19, октябрь):

"- Когда-то рок вообще называли музыкой дьявола.
Бутусов: Вообще-то рок-н-ролл таковым считается по определенным структурным понятиям, потому что слишком много в нём и богохульства, и фривольности, и самонадеянности – многих вещей, которые считаются грехом в православном понимании".

Да вот и в другой сегодняшней газете можно прочесть кое-что о рок-н-ролле 80-х ("Лучше покрась свой забор, друг!" – утверждает певец А.Градский…//АиФ. 2005. №40):
"- Вся совковая гитарная рок-музыка ориентировалась на лозунг в стихах: меньше поэзии, больше речовки. А теперь это вообще никак не играет. …Я посмеялся, когда читал воспоминания Юры Шевчука – как в 1984-м его "запрещали". А его никто не запрещал! Просто Шевчук тогда никому не был известен и не нужен. …А безвестность ставится в заслугу: нас зажимали, мол, КГБ… Да кому ты на хрен нужен! КГБ тебя свернул бы в пять минут, если бы захотел!

У этих ребят был посыл – не музыка и стихи, а борьба. Это ошибка. Раз вышел с гитарой на сцену, будь профи – музыкантом, певцом и поэтом. А если твоя первая задача – что-то порицать, а что-то поддерживать, то ты – социальный деятель. "Социально заряженная самодеятельность". И когда теряется предмет борьбы, ты остаёшься ни с чем. Некого побеждать и даже некому проигрывать. …А о чём ещё петь? О вечном? На это у них кишка тонка.

- Эстрада за 20 лет переродилась, как оборотень. Сначала – эпоха пафоса, в котором был свой смысл. Потом – стеб над пафосом. А теперь – стеб над стебом, глумление над глумлением. То есть – пустота. Ваша же фраза?
- А чего вы хотите?! Для настоящей критики и стеба нужен объект – общепризнанные непреходящие ценности. А их сейчас нет".

Здесь очень хорошо выражена суть "рока": стеб, глумление (пародия на непреходящие музыкальные и прочие ценности). А если вообще всякие высокие ценности исчезли, то культура вырождается в "попсу", исчезает соотношение "Культ•культура/антикультура", всё превращается в навоз.

Да, можно бесконечно цитировать "бывших" – тех, кто лежал в истоках екатеринбуржского рок-н-ролла. Вот Илья Кормильцев – "в 80-90-е … песни на его стихи пели культовые группы "Урфин Джюс" и "Наутилус Помпилиус" (Новые Известия. 2006. №23). Он говорит:

"Рокеры, кумиры прошлого исчерпали своё историческое предназначение. Просто доживают свой век… В 80-е он (рок-н-ролл) играл протестную роль в совершенно конкретном социально-политическом поле позднего Советского Союза. Хотя, замечу, импульсы, питавшие этот протест, были направлены вовсе не против того, для разрушения чего в итоге он был использован. (Да уж… В СССР это был проект КГБ, вышедший из-под конроля, как все вообще проекты комитета. Ибо они не ведали, что творили. – Борис.) Но так или иначе этот протестный заряд был отстрелян…

- То есть рок-н-ролл сегодня принципиально ничем не отличается от эстрады, от попсы?
- Абсолютно не отличается. Поэтому критики и не могут определить, в какой разряд вписывать многие нынешние популярные группы… Да потом и в плане выразительных средств всё, что было специфической принадлежностью рока, давным-давно используется эстрадой".

Что ж, так оно и есть: "Постоянный сотрудник и журналист легендарного американского журнала "Нью-Йоркер" в жанре занимательной культурологии (Джон Сибрук), перенося постмодернистские идеи на многочисленные факты из истории журнала "Нью-Йоркер" и американскую современную поп-культуру, описывает догму исчезновения культурных оппозиций между "высоким" и "низким", "элитарным" и "коммерческим", "качественным" и "количественным" – или, по-американски говоря, между …"высокой культурой аристократии" и "коммерческой культурой масс".

…Маркетинг стал определять культурную политику, а то, что не могло выступить объектом выгодных рыночных инвестиций, фактически исчезало или переходило в маргинальную культурную зону.

…Сибрук …стал свидетелем "мощного тектонического сдвига", окончания определенного периода в культурной жизни и начала новой культурной парадигмы – от аристократической иерархии "высокого" и "низкого" к масс-культурной модели ноубрау. Впрочем, как считает Сибрук, аристократическая культура подверглась сокрушительному удару ещё в 1962 году, когда американский поп-артист Энди Уорхол выставил в галерее "Стейбл" рисунки суповых консервов и банок с кока-колой.

Место старой американской культурной иерархии, по Сибруку, сегодня занимает новая модель культуры – ноубрау – не высокая и не низкая, и даже не средняя культура. Культура ноубрау "существует вообще вне старой иерархии вкуса". В этой "культуре" единственным показателем качества становится принцип "модности" и популярности, а главным источником статуса объявляется коммерческий успех. Ноубрау – место, где разницы между маркетингом и культурой не существует, где они сливаются воедино" (Илья Шишкин. Апостроф//Завтра. 2005. №35).

Что ж, маммонизм-капитализм (сатанизм) отменяет Культуру, которая жива лишь в сочетании с религиозным Культом. Невозможно служить сразу и Богу, и маммоне… Как тут не вспомнить Льва Артуровича Эппле: "Ресторанная музыка…" Ресторан, возведённый в перл создания. Трактир, кабак, ставший средоточием современной цивилизации. Да и какой-то рокер однажды (кажется, Шевчук)… однажды сказанул: рок против наркотиков ¬– это значит пчёлы против мёда.

И вот тогда, на заре советского рок-н-ролла, на заре перестройки социализма в капитализм Мария пошла в атаку: "Слушайте радиопамфлет "Из хроники рОкового братства"… Слышны две фразы из песни: "Кто ты есть, пора открывать себя!"

Корр.: "Пора открывать себя" – кричат рок-мальчики со сцены. Зал отзывается воем, свистом, топотом. Загадочная аудитория. В перерыве посмотреть – есть даже такие, что похожи на мыслителя Спинозу (в молодости). И в возрасте есть некоторые. А визжат как резаные. Неужели больше нечем отозваться на призыв "открывать себя"? Радиокорреспондента почему-то недолюбливают, за руки хватают – прямо-таки страшно становится.

Грехов: - Я вам разрешения такого не давал!
Корр.: - Я не понимаю, почему вы все в волнение такое пришли? Магнитофон мой очень большой, и его всегда видно… Вы меня очень вежливо провели, посадили…

- Я вас сюда, во-первых, не садил… Во-вторых, прекратите запись!
-Почему? Я у вас беру интервью. У меня даже есть документ, на основании которого я могу брать интервью. Другое дело, что вы просто можете его не дать… Вы можете сказать: "Я не желаю с вами разговаривать".

- Я не желаю с вами разговаривать.
- Ну и всё. До свидания.
- Во-первых, разрешите мне у вас забрать магнитофон.
- Нет, магнитофон вы у меня не возьмёте.
- Выйдите тогда из зала!
- Нет, я не выйду из зала…
- Выйдите из зала. Пойдёмте к директору клуба, там мы с вами разберемся.
- Не трогайте магнитофон, не трогайте! (слышна возня)…

Корр.: Детектив – да и только. Но ближе к делу. То, что я увидела собственными глазами, называется "творческая лаборатория". А в ином варианте – "творческая мастерская". И так солидно, и эдак. Но было тут и третье слово, и в нём весь секрет. Это слово – "закрытая". "Закрытая творческая мастерская". При закрытых дверях, где все свои, мастера рока берут государственный флаг – и имитируют его расстрел. При закрытых дверях, под этот ужасающий "металлолом" поют шифрованные тексты. При закрытых дверях сцена и зал обмениваются загадочными репликами, тайну которых вот так с ходу непосвящённому журналисту и не постичь. Да что журналисту! Сам председатель жюри, член Союза композиторов СССР Сергей Иванович Сиротин, похоже, озадачен не меньше меня.

Сиротин: - Вот этот клуб – что это такое? Или это секта каких-то единоверцев, или это люди, которых объединяет служение искусству? Если это не просто кликушество, а искусство, тогда то, что вы делаете, надо судить по законам искусства… И тогда встаёт тьма-тьмущая вопросов, которые, я смотрю, вы себе вообще не задаёте никогда. Возникают вопросы, связанные с самой сутью явления…
Голос: - Например?

- Например. Вон в той анкете, которую предлагает Паша Гафтыкин, есть всё что угодно: как играет барабанщик (и за это присуждают очки), как играет гитара… соответствие жанру… Лишь нет такого понятия, как…
Голос: - Гражданственность!

- Да. И ещё: идейная направленность (хохот в зале). У вас нет такой линейки, понимаете?… на которой нанесены сантиметры и которую можно было бы приложить к каждому коллективу. Приложить, измерить: вот этот лучше, этот выше, а этот – ниже…
Голос: - В гробу мы её видали! (аплодисменты).

Другой голос: - Жанр почти сработался, но ещё до сих пор не реализован.
Сиротин: - Ну, почему не реализован… Он просто не вписывается в наши привычные институты (шум).
Третий голос: - Только не в наши, а в ваши (смех, аплодисменты).

Корр.: - Ну зачем же так выразительно… Можно подумать, будто мы всем миром очень рвёмся вступить в ваше "рОковое братство" – как вы сами себя именуете…

Сиротин: - Наверное, надо пару слов сказать ещё о том, что особенно не понравилось. Я думаю, решение худсовета правильное, когда был снят этот самый "Флаг", потому что есть вещи, переступать через которые кощунственно. Недалеко от "Флага" ушла и группа "Метро" – по злобности, с которой у них написаны тексты. Я понимаю, что вас не заставишь кривить душой… Я и не хочу вас заставлять кривить душой. Если и дальше всё будет в том же духе – вы потеряете аудиторию, останетесь без слушателей.

Корр.: - А вот до этого, увы, ещё далеко, и обольщаться рано. Много лет "металлолом" ходит в магнитофонных перезаписях, дурит нашу неискушённую, не посвящённую в рокерские тайны молодёжь. "Сиротки" из "Урфин джюса" (почему-то они назвали эту свою рок-группу "еврейский сирота") – так вот, повторяю, "сиротки" из "Урфин джюса" не один год трудились, чтобы тиражировать свои опусы. И посмотрите-ка, какие сильные у них покровители. Например, Кроликов Виктор Дмитриевич – зав отделом научно-методического центра областного управления культуры. Голова кружится от весомости словосочетаний! Два года назад музыкальная редакция областного радио негромко коснулась идейных и эстетических критериев товарища Кроликова устами Виндербейна Марка Семеновича, работника студии граммзаписи. И вот ещё тогда Виндербейн сообщил на всю Свердловскую область (из передачи "Перекрёсток", 11 ноября 1984 года):

"Виктор Дмитриевич Кроликов – это зав сектором, который нас курирует и оказывает нам большую помощь, потому что утверждение обычно зависит от людей более старшего поколения, а он специалист своего дела… Они ведут школу дискотетчиков, диск-жокеев… Он своё дело знает… Он ориентируется очень хорошо в этом мире музыки, и он нам оказывает помощь и поддержку".

Корр.: - Не стану спорить: своё дело Кроликов, видимо, действительно знает неплохо. Во всяком случае, шагает по ступенькам-то: смотрите, вчера зав сектором, а сегодня зав отделом научно-методического центра, и опекает уже не какие-то там шлягеры и дискотечную продукцию, а сам его величество тяжёлый рок.

Корр.: - Ну, вот – теперь я готова с вами поговорить…
Кроликов: - Ну, хорошо, что вас интересует?
Корр.: - Во-первых, какие у вас ко мне претензии?

Кроликов: - Значит, мы объясним, в чём дело. Организовано прослушивание сырого, неотсортированного музыкального материала, который пока не может идти куда-то на публичное исполнение. Поэтому это закрытая мастерская только для членов рок-клуба и для комсомольского актива.

Корр.: - Не спешите воспринимать интервью Виктора Дмитриевича всерьёз. Он пошутил насчёт сырого материала. Материал давно созрел, и его выпускают на широкую публику. Отныне одиннадцать рок-групп будут расстреливать своими чудовищными металлическими очередями "тысячи неискушённых, простодушных наших ребят" – как пишет "Уральский рабочий".

Да, чуть не забыла, но хорошо – Кроликов напомнил о комсомольском активе. Вот ещё один достойный защитник "великого дела", направленного на оболванивание молодёжи – инструктор обкома комсомола Дантон Хайрулин.

Дантон: - Творческие мастерские – это довольно большое событие для нас с вами. Я, откровенно говоря, ожидал более низкого уровня, потому что они были сделаны на скорую руку, очень быстро. Но, к счастью, сработали все: администратор, технический персонал.

(Ах Мария, ты тогда даже и не представляла, насколько всё и везде "схвачено" – сверху донизу. Только в 90-е годы стал виден во всей красе наш политический и литературно-музыкальный свинарник.)

Корр.: Я не буду разбирать содержание текстов и связывать логической нитью выступления рокеров с другими явлениями "искусства" в нашем городе. Просто потому, что достаточно того, что сказано. Но одну эпохальную фразу Кроликова хочу повторить его же устами – и не один раз, а, пользуясь техническими возможностями, – несколько раз, множество раз:

"Как бы вот это рОковое братство оно не перешло в роковОе" (повторить три раза, потом смикшировать).

Корр.: Что же касается самого рока, то он как музыкально-идеологический феномен вряд ли поддаётся воспитанию, перевоспитанию или вообще какой-либо трансформации. Так, шампанское, даже если на бутылке написать "Советское шампанское", всё равно остаётся алкогольным напитком, наносящим ущерб нашему душевному и физическому здоровью. Точно так же рок остаётся роком вне зависимости от географических или государственных границ. Вот что пишут о нём на Западе, то есть там, где он возник: "Мышление, воля и нравственное сознание подвергаются столь сильному воздействию рок-музыки, что способности к здравому суждению и сопротивлению оказываются сильно приглушенными или даже вообще нейтрализованными. В этом состоянии нравственного и умственного замешательства даётся зелёный свет разгулу наиболее диких, до этого сдерживаемых импульсов, таких как ненависть, гнев, ревность, мстительность, сексуальность".

Как видим, рок-музыка по самой своей природе, как алкоголь или наркотики, может лишь искалечить человека. Это её сверхзадача, которую она решает независимо от места или времени исполнения. Именно поэтому мы не считаем устаревшими записи двухмесячной давности. Тем более, что рок-клуб за это время лишь расширил зону влияния, перейдя из закрытого помещения на открытую площадь. А завтра он хочет выйти за пределы Свердловска и взять штурмом область. Здесь энергия настолько велика, что хочется крикнуть SOS – спасите наши души! Только ведь никто не спасёт, пока наши дети сами не уразумеют ущербность рока.

Я НЕ ПРИЗЫВАЮ административно запретить рок-музыку. Эта мера ничего не даст. Каждый поклонник рока должен найти в себе нравственные силы для того, чтобы наложить внутренний запрет. Музыка, сводящая сущность человека к его инстинктам, мягко говоря, не самой высшей пробы, вряд ли может бесконечно притягивать уважающего себя человека".

Недавно нашёл кусочек рукописного текста без начала: "После выхода передачи в эфир вокруг меня развернулась клеветническая компания. 13 октября 1986 года в Высшей партийной школе перед первыми секретарями зоны Урала выступила зведующая отделом культуры Свердловского обкома КПСС тов. Баулова и уделила мне внимание следующим образом:

1. "Пинаева воспользовалась запрещённым журналистским приёмом" (сказано было без комментариев).
2. "Выкрики рокеров "в гробу мы видели гражданственность" были спровоцированы Пинаевой".

Это уже не шуточки… В атаку на Марию пошёл обком КПСС…

«16 октября молодёжная газета "На смену" отдала атакам на мой радиопамфлет целую полосу. Не буду пересказывать газету, достаточно сказать, что там мне клеветнически приписываются слова, которых я никогда не говорила, и это легко доказать, поскольку передача не стёрта. Например: "Точка зрения автора радиопамфлета в своей однозначной непререкаемости сродни фамусовской: собрать всю эту электронику, все магнитофонные плёнки и сжечь, а самих "рокеров" разогнать, чтоб и духу их в отечестве не было". Но в моей передаче было сказано нечто противоположное: "Я НЕ ПРИЗЫВАЮ административно запретить рок-музыку. Эта мера ничего не даст. Каждый поклонник рока должен найти в себе внутренние силы для того, чтобы наложить нравственный запрет. Музыка, сводящая сущность человека к его инстинктам, мягко говоря, не самой высокой пробы, вряд ли может бесконечно притягивать уважающего себя человека".

Рядом с этим текстом я обнаружил кусочек своего письма доктору медицинских наук, профессору С.С.Барацу: "Обратиться к вам меня вынудили следующие обстоятельства. Моя жена М.К.Пинаева является инвалидом II группы. Перед тем, как отправить в новом году на ВТЭК, её положили в отделение Дины Семеновны Барташовой (фамилию нынче изменил) – в то отделение, с которого в 1985 году начался её путь в инвалидность, когда ей был поставлен диагноз: стенокардия IV функционального класса. Во время обследования состояние Пинаевой ухудшилось, чему способствовала, в частности, попытка провести велоэргометрическую пробу. Несмотря на настоятельные просьбы больной освободить её от этой процедуры (в позапрошлом году она оказалась свидетельницей гибели женщины в отделении Барташовой сразу после этого "обследования"), её всё-таки отправили на "велосипед", с которого, однако, сняли, так и не осуществив диагностического опыта: у жены поднялся пульс до 140 ударов в минуту.

Выписали Пинаеву с диагнозом "стенокардия II – III класса", хотя состояние её ничем принципиально не отличается от прошедших двух лет. Руководствуясь этим диагнозом, кардиоВТЭК не решился определить группу инвалидности и отправил жену на областную ВТЭК, вызов откуда пока не пришёл.

После кардиоВТЭКа жена побывала на консультации у врача Барташовой, поскольку последняя не сочла возможным посмотреть её во время обследования в своём собственном отделении. И теперь, через полмесяца, тов. Барташова присвоил ей уже не II – III, а III класс.

Все эти необъяснимые врачебно-бюрократические процедуры выбили мою жену из колеи, повысились дозы нитроглицирина, участились сердечные приступы и т.д. А я слышал, что врачи дают клятву Гиппократа, в основе которой призыв "Не повреди!" Может быть, этот слух – ложный? У меня создаётся именно такое впечатление, потому что однажды врач-травматолог С.Е. Фрумкин уже "ошибочно" просверлил жене кости ног, поставив диагноз (с его слов) по мокрым снимкам. После чего, собственно, она и почувствовала резкое ухудшение со стороны сердца (см. газету "Уральский рабочий")".

Окончания своего письма я пока найти не могу. Помню лишь, что врачи Барац и Хейнонен (кажется, фамилии не путаю), будучи каким-то кардионачальством, устроили консилиум, пригласив Барташову, где и поставили снова честный диагноз "стенокардия IV функционального класса". Было сказано: такого не бывает, чтобы за год функциональный класс "прыгал" с четвертого до второго… Но врачи ВТЭК (а это такая комиссия, которая определяет группу инвалидности) заявили, что ситуация спорная, и отправили Марию аж в Москву. Куда она, конечно, не поехала. Спора-то ведь сейчас никакого нет: Барташова на консилиуме согласилась с Барацем и Хейноненом.

Вскоре состоялся то ли съезд КПСС, то ли партийная конференция, куда я опять отправил письмо. А в те времена с такого рода письмами начальство было вынуждено основательно разбираться на месте. Мне звонили из обкома КПСС, приглашали в горздравотдел, где я показал официальную бумагу за подписями Бараца и Хейнонена. Наши политические противники были вынуждены дать задний ход. Марии вернули вторую группу инвалидности. Одновременно не подтвердилась гипотеза о всепобеждающей силе "рокеров-брокеров". Ухо, конечно, надо держать востро, и покорно складывать лапки ни в коем случае нельзя. Тебя, конечно, будут уничтожать всевозможными способами, даже и физически, но… А что делать?

В каком-то 87-м или 88-м году я написал письмо в наш областной комитет по телевидению и радиовещанию, чтобы в случае чего ломали ноги мне, а не Марии. Про рок-н-ролл, театр и всякое такое прочее. По следам её радиопередач.

Ответ получил… из Риги. Во втором номере журнала "Даугава" (1989 г.) появилась статья ""Бесы" нашего времени" (где некая дама попыталась как-то очень простенько "увязать" меня с Д.Васильевым и его московской "Памятью"):

"Сегодня мы можем спокойно и уверенно сказать, что Рижский ТЮЗ считается одним из лучших ТЮЗов страны. А аплодировали этому театру не только в Советском Союзе. Во время гастролей лицо театра – его афиша, весёлая, красивая и умная. Есть такая выездная и у нашего ТЮЗа, большой сводный театральный "orbis terrarum", выполненный художником (смотри репродукцию).

Чтобы понять её, достаточно быть человеком без предубеждений, знать репертуар театра, с интересом относиться к общеевропейской культуре, не предпочитая одно знание другому. Но... на гастролях в Свердловске и афиша и присутствие театра в городе были восприняты с неожиданной агрессивностью. Некий научный сотрудник Б.Пинаев пишет в редакцию молодёжных передач (а в Ригу-то как моё письмо попало? – Б.П.): "Можно вовсе не говорить о самих спектаклях, достаточно рассмотреть сводную афишу театра. Если её расшифровать, то станут гораздо яснее ИДЕИ, КОТОРЫМИ ВООДУШЕВЛЕНЫ НЕКОТОРЫЕ НАШИ РОК-АНСАМБЛИ. Афиша представляет собой иносказательное целое, которое сравнительно легко расшифровывается человеком, знакомым с иудаизмом. Ключ к афише – фигуры Адама и Евы, сообщающие зрителю, что речь идёт о ветхозаветной символике. Они расположены на фоне облака, из коего появляется рука бога Иеговы с мечом, поражающим змея. На божественном мече начертана надпись "15 лет Чукоккале" – это один из спектаклей, рекламируемых афишей. Но в системе иносказательных образов афиши "Чукоккала" – это и есть змей Левиафан, пронзённый иудейским мечом. Таким образом, афиша нам сообщает, что жить этому змею осталось всего 15 лет – до 2000 года… Иудейский меч растворяется в фигуре тупого русского мужичка с топором и дубиной. Учитывая данное обстоятельство, мы должны понимать, что это и есть змей Левиафан (он же Чукоккала), только в человеческом облике. Змей Левиафан, по мысли авторов афиши, – это НАШ НАРОД, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ СОБОЙ ЯКОБЫ НАЧАЛО ХАОТИЧЕСКОЕ И ТЁМНОЕ В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ СВЕТЛОМУ ИУДЕЙСКОМУ НАЧАЛУ.

Кто же заинтересован в том, чтобы посеять межнациональную рознь? Кто это так высокомерен и шовинистичен? Уж не сионисты ли наши доморощенные рекламируют свои идеи насчёт богоизбранности одного народа и тупой отсталости всех остальных?"

Вот такая простенькая дешифровка. Потом Пинаев ссылается на В.Соловьёва, С.Трубецкого, на Каббалу, обвиняя афишу театра в сионистском звучании. Автор афиши мог бы сказать: "Дивны дела твои, господи!", узнав о себе, что он сионист.

Никто не отрицает достоинств русского философа Вл. Соловьёва, имевшего влияние на многие яркие умы Х1Х века. Никто не вычёркивает из истории русской культуры философа его круга С.Трубецкого. Но что предположительно ищет Б.Пинаев и подобные ему люди в работах русского мистика? Его мечту о "богочеловеческом братстве во вселенной" или "на когда евреи конец света назначили"?

Увлеченные люди видят обычно мир сквозь призму своих увлечений. Одни, которые сумасшедшие театралы, опознают в "В.В. 99%" – Брехта, другие читают В.В. как "Бнай Брит" и смотрятся в кривое зеркало Каббалы, магии чисел, там дальше – антропософия, Штейнер, Блаватская.

Да, существует сионизм, шовинизм, "местный" национализм. Существуют национальные проблемы, которые должны быть в процессе перестройки разрешены. Но ведь они должны быть разрешены объединением общих усилий, когда будут уничтожены границы национальной узости и национальных предрассудков.

Так кто же пытается посеять межнациональную рознь: научный сотрудник Б.Пинаев или режиссёр ТЮЗа А.Шапиро, поставивший чеховскую "Чайку" в Финляндии и мечтающий увидеть гайдаровского "Бумбараша" на никарагуанской сцене?
Можно было бы написать сакраментальную фразу типа "ответ и так достаточно ясен", тем более что выступлению Б.Пинаева уже уделялось место В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПЕЧАТИ, но давайте вести дискуссию (да, именно так приходится называть разговор на тему, которая, казалось, давно исчерпала себя) так, как того требуют современные условия гласности и демократизации – предоставляя слово оппоненту".

К тому времени дискуссия вступила в самую интересную фазу: Б.Пинаев был вычищен уже и из старших научных сотрудников, и из младших. А потом, через 4 года, во время суда над газетой Ю. Липатникова «Русский союз" (в которой он, Пинаев, даже и не участвовал, но взялся защищать на суде, потому что Липатников уже был убит) оппоненты из "Моссада" (или КГБ?) дважды пытались его убрать с использованием спецсредств. Сердечная недостаточность в отдельно взятой комнате... Дивны дела твои, "Даугава"…

А рок-н-ролл нынче по-прежнему процветает – теперь уж за счёт искусно придуманной конфронтации с "попсой", на фоне которой он даже выглядит почти солидно и респектабельно. Удалось доказать дурачкам и дурочкам, будто диавол гораздо респектабельнее мелкого беса? Старый технологический приём…

Недавно прочёл у Валерия Гаврилина, отдавшего жизнь великой музыке: "Что РОК – не искусство, явственно из того, что на РОК невозможна пародия. Будет тот же рок. Рок – уже пародия" (Наш современник. 2002. №1). Пародия – это шут, изображающий короля. Диавол, обезьяна Бога. Пародировать шута и сатану невозможно. Конечно, рок – из сферы развлечений и удовольствий: "Тяга к развлечениям и увеселениям – признак ОЖЕСТОЧЕНИЯ общества. Чем распространеннее, изобретательнее развлечения и увеселения, тем ожесточённее и эгоистичнее общество. От экстаза увеселения, удовольствия до экстаза убийства – один шаг. Время удовольствий и время войны – соседи" (Валерий Гаврилин. О музыке и не только… // НС. 2002. №1).

Впрочем… Впрочем, чего уж сетовать… Рок-н-ролл – это ж просто один из симптомов. Как высокая температура при тяжкой болезни. Это симптом пародийной эпохи. И самый главный, самый основательный пародист – диавол, обезьяна Бога. От него все формы пародии, в том числе рок-н-ролл.

"Есть эпохи серьёзные и есть – иронические, даже пародийные. Каждая из них – водный поток, а мы всего лишь рыбы, не подозревающие, что существует небо. Впрочем, серьёзная эпоха (вроде средневековья с его идеальными ценностями) может быть уподоблена не водным, а небесным потокам над коричнево-мутной штормовой океанской бездной. И уж тогда мы – летучие рыбы, принадлежащие пучине, но телом и духом рвущиеся в те горние сферы, о коих томится душа".

Это Мария вырезала из молодёжной газеты "На смену!" мою рецензию "Летучие рыбы". Только число и год не написала. Кажется, это 1992-й. Там на обороте перепечатка из РИА "Новости", где дифирамб Пиночету: "…много говорится об интеллектуальной помощи американских экономистов этой стране, в частности упоминается имя американского учёного М.Фридмана. …Ещё во времена администрации С.Альенде группа из 10 экспертов, тесно связанных с предпринимательским кругами, приступила к разработке альтернативной программы экономического развития, ставшей официальной с приходом военного режима. …Хунта отпустила цены, одновременно провела антиинфляционные мероприятия. При этом вплоть до 1982 года сохранялась система индексации заработной платы".

Наша хунта тогда тоже по наущению янки отпустила цены, но почему-то забыла провести "антиинфляционные мероприятия". По-видимому, хунте нужна была Веймарская республика №2 – со всеми вытекающими последствиями (вплоть до повальной нищеты, комплекса униженности – и нацизма; не зря мировое правительство назначило российскими олигархами в основном евреев – для разогрева "антисемитизма"). Надо же создать антикитайскую машину… Из кого? Из кого не жалко. Но к ужасу наших мучителей в этом "новом Веймаре" родился вовсе не нацизм – возродилось Православие. Слава Тебе, Господи… опять посрамил новоявленных хозяев земного шара.

А что же там дальше у Бориса Иваныча? Да, там про ту же пародийную торгово-материалистическую эпоху:
"В ироническую эпоху треска и вобла тоже иногда любопытствуют насчёт символов мира надводного, только их любопытство своеобразно. Если представить, что упомянутые символы запечатлены в книге книг – в Священном Писании, то результатом рыбьей любознательности становится превращение Писания, допустим, в "Вечерю Киприана". Это Библия, разрезанная на кусочки, которые соединены таким образом, что возникает кощунственная картина пиршества с пьянкой и обжорством. Пародия берёт священный, сакральный текст и выворачивает его наизнанку, превращая верх в низ, лицо, извините, в задницу. Не зря во время отправления "чёрной мессы" (это дьявольская пародия на католическую литургию) сатану целуют именно в этот зловонный центр, представляющийся главным в изнаночной системе ценностей.

Как видим, пародия не самостоятельна, вторична: она не способна создать нечто оригинальное. На закате любой серьёзной эпохи изнаночное умонастроение эпидемически охватывает все стороны жизни человека (вплоть до одежды, когда женщины надевают мужское платье, а вместо музыки приходят "попса" и рок-н-ролл). Возникает целое племя гуманитариев – режиссёров, писателей, живописцев, поэтов и т.д. и т.п., которые тем только и живут, что претворяют вино в уксус. Европейская цивилизация, как полагали наши великие современники Алексей Лосев и Павел Флоренский, мокнет в этом уксусе уже по крайней мере лет шестьсот. Её идеалы со времён Рабле и Боккаччо прочно укоренились в области "ниже пояса". А сегодня даже душеполезные священнодейства преобразились в протестантские шоу (с раздачей подарков).

Россия стала ломиться в широко раскрытые европейские двери ещё во времена Лжедмитриев, лживо-изнаночных русско-польских царей. Русско-голландский император Петр Великий (он даже бумаги подписывал латинскими литерами – Питер) решительно перешагнул порог, а большевики-интернационалисты сделали нас европеистее самих европейцев. Правда публичный дом европейского образца поначалу создавался тайно, за глухим забором из кумача, ракет, бетона, колючей проволоки. Но вот сейчас-то мы счастливы, потому что тайный блуд наконец стал откровенным. Те сексуально-порнографические чудеса, которыми потихоньку наслаждались наши партийно-комсомольские вожди, теперь стали доступны широким народным массам. Каждый получил возможность стать полноправным участником "чёрной мессы"…

Итак, мы рыбы, плывущие в пародийно-порнографическом потоке. Так ли? Неужто никто не способен вырваться за водный горизонт? И неужели всех гуманитариев, занятых литературой и искусством, можно огульно зачислить в изнаночный легион?

Ехидный читатель, конечно, крикнет: ну, по крайней мере один человек, то есть автор этих газетных заметок, всё-таки взмахнул плавниками и оказался в атмосфере. Сразу же и отвечу: нет, к сожалению, всю жизнь я, как многие, бреду с коростой на глазах и далеко вытянув слепые руки. Минуты просветления наступают лишь в тот момент, когда изредка и случайно забредаю в екатеринбургский храм Иоанна Предтечи. А вышел – и снова темнота, снова то театр, то кинозал, то художественный салон. Вот в прошлую пятницу как раз и попал в салон на выставку-продажу "Маски и лица".

Захожу и начинаю размышлять: как смотреть выставленные на продажу картины – слева направо или справа налево? Ладно, когда водят по кругу, то хоть и пойдёшь налево, да придёшь всё-таки направо. Так что всё одно… Остановится перед "Похищением Европы". Бык, похожий на толстого чёрта с рогами, то ли уже тащит, то ли приготовился тащить упитанно-голую девушку. Только и всего? Уж если пародировать миф о Европе и Зевсе, то можно бы назвать картину хотя бы так: "Похищение Антарктиды". Какие там ещё континенты? Австралия, Африка…

Ну и так далее – всё древние сюжеты:
1. "Кающаяся Мария Магдалина" (огромная обнажённая женщина и три ангелочка).
2. "Спящая муза" (голая дама спит на одном крыле, прикрывшись другим, в то время как на заднем плане её торгуют, а она ни при чём).
3. "Марс и Венера" (дурацкого вида офицер в эполетах, барышня с асимметричным бюстом, лошадь и Купидон).

А в пространственных промежутках между всем перечисленным тоже много обнажённой женской натуры (только уже без мифологических затей) и всякого ужасного абстракционизма. "Не продать, однако, – подумалось. – Нынче в коммерческих киосках эротический маньяк купит задёшево всё то же самое, что здесь предлагают за семьдесят или даже сто двадцать тысяч. Ну, дороговато, честное слово; хотя, конечно, и краски нынче не дёшевы, холст, багет, ручная работа, античный шарм. Опять же вдохновение… Да, кстати, "Кающуюся Магдалину" писал в 1992 году В.А.Пурсин. Если всех прочих изящных пародистов можно, в силу безыскусности, оставить безымянными, то В.А. вполне способен претендовать на известность. Вещь, писанная им, зла и кощунственна, ибо изображено там вовсе не покаяние падшей женщины, а нечто обратное – совращение ангелов. "…Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят". Это как раз про художника Пурсина; я ему хочу оказать дружескую услугу, напомнив цитату из Евангелия – а вдруг он чего-то не знает. Не в назидание напоминаю (кто я такой, чтобы назидать), а просто под влиянием минутного доброго чувства. Сам-то я, может, в сто раз хуже его…

Наверное, честный профессиональный художник сегодня должен стать иконописцем. Вполне допускаю, что это экстремизм, но что такого найдёт у себя в душе современный русский живописец, чем он помог бы остановить духовное и физическое разложение европейского человечества? Что он найдёт в себе такого, что бы не было с наибольшей силой выражено в Православии?

Да, иконопись… Уже у самого выхода, рядом с бюстом Ильича, увидел нечто похожее. Три работы художника Б.М. Худорожкова, писанные нынче и в прошлом году: "Иоанн Богослов", "Распятие", "Мария Магдалина". Нечто столь же похожее на иконопись, как пародия на оригинал. Надобно отдать должное – это не прямолинейно злой примитив, как у Пурсина. Здесь дым, поднимающийся из адской бездны, почти не заметен. Подумаешь, мол, нельзя пошутить: одутловатый Иоанн с гусиным пером и черепом погружён в красивый пейзаж, а рядом уже написанная книга, где можно различить какие-то русские словечки: "Досифей", "победил" и т.д. Рядом многофигурная композиция "Распятие" – кукольный театр, где все слегка, совсем чуть-чуть, еле-еле улыбаются.

А про "Марию Магдалину" невозможно вообще что-либо сказать. Нечто совершенно серо-ординарное, долженствующее, очевидно, подчеркнуть кукольность и никчемность случившихся давным-давно событий. И чего это вы, мол, до сих пор носитесь с этим вашим Христом и христианством. Впрочем, как и с русским царём Николаем Вторым, изображённым вместе с семьёй на четвёртой картинке Худорожкова. Ординарная мещанская семья, женщины в какой-то дурацкой кисее, у императрицы на голове корона, больше похожая на расчёску, царь с красным значком у аксельбанта. Фоном – красные драпировки с кистями, фальшивые колонны, как в третьеразрядной фотографической мастерской. Вы-то, мол, полагали, что ваша история исполнена драматизма и патетики… Да ничуть не бывало – всё скука неприличнейшая и не о чем сожалеть.

Однако возьмите любую газету, г-н Худорожков, и вы там обнаружите: события, происходящие в нашей стране, заставляют содрогаться в надежде и ужасе весь поднебесный мир. Россия так и не превратилась в пародию. В России ХХ века играют не фарс, а трагедию, но слёзы здесь настоящие и кровь настоящая".
(Продолжение следует)



Рецензии

Сама я может во много раз хуже.
Это действительно - брань. Дочитала и стало худо.
Я не вижу так как видят многие, много просто не знаю.
Слушаю музыку и стихи - плачу и радуюсь.
Пожалуй, я плохой воитель Христов, но стараюсь слушать сердце. А песню "Осень" Шевчука можно найти в моём альбоме.
Вот, Борис Иванович! Простите меня, но так есть.
С уважением,
Татьяна Кожухова   02.03.2010 01:13
 
Таня, очень трудно поднять голову над водами эпохи... Часто мы погружены в них с головой: и я, и Вы, и...
Нам с Марией было проще: "рок" нас не интересовал ни в 50-е годы, ни позже... Была классика, была народная песня...
Борис Пинаев   02.03.2010 10:25
 
И классика и народная музыка для меня есть и сейчас.
Я не поклонник, и "Осень" Шевчука слушала в 80 годы, совершенно не задумываясь о том, что он рок-музыкант.
Я и сейчас музыкальный дилетант, и вообще - дилетант... Но я согласна с тем, что там, где затрагиваются вопросы нравственности, необходимо уметь зажигать внутренний свет. Как это можно сделать не в себе? Если это вообще возможно, то без понимания основ, причин - (почему это происходит? т.е. хоть на мгновение нужно уметь увидеть мир глазами другого человека)- всё сведётся к простому осуждению. А там, где царствует ложь, что сеется?
Внутренние силы - это видение света, это желание подняться! И как это сделать, не видя в себе точки опоры?

Ладно, надо знать, "что есть что?".
" Каждый поклонник рока должен найти в себе внутренние силы для того, чтобы наложить нравственный запрет. Музыка, сводящая сущность человека к его инстинктам, мягко говоря, не самой высокой пробы, вряд ли может бесконечно притягивать уважающего себя человека". - Это слова Марии. Верю, она знала, что говорила.
С уважением,
Татьяна Кожухова   02.03.2010 17:45