Антитеза. Земное и небесное в стихотворении Ангел

Филолох
В литературе авторами часто используется такое средство художественной выразительности, как антитеза. Поэты этого сайта не являются исключением, но некоторые, как я обратил внимание, используют антитезу необоснованно. Поэтому о ней и пойдет сегодня речь.
Антите;за  - риторическое противопоставление — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи ,заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Как средство усиления выразительности , антитеза чaщe всeго применяется при сопоставлении образов или понятий , контрастирующих между собой. Оттеняя  контрастные черты сопоставляемых членов, антитеза именно благодаря своей резкости отличается слишком настойчивой убедительностью и яркостью, за что эту фигуру так любили романтики (М.Ю. Лермонтов в том числе).
Рассмотрим на примере, как использовал антитезу М.Ю. Лермонтов в стихотворении "Ангел".
 
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел ;
И месяц, и звезды, и тучи
толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятия нес
Для мира печали и слез ,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов , но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Думаю, что не стОит отвлекаться на определение идейно-тематического содержания: оно у Лермонтова всегда понятно даже школьнику,- а лучше сразу перейдем к делу и  рассмотрим, что и - главное - как противопоставляет Лермонтов.
Ясно, что в центре повествования в стихотворении - ангел и его песня. Теперь нужно найти в тексте "Ангела", как и в любом романтическом произведении,  нечто, что является контрастом. Возьмем шире. Ангел и его песня - это небесное, а все, что им противопоставлено,- земное.
1. Думаю, это можно выразить в нескольких словах. Ангел несет в наш грешный мир невинную душу  и поет прекрасную песню. Душа  не смогла запомнить этой песни, но  осталось воспоминание о ней, настолько прекрасной, что все земные песни не могут заменить небесных звуков.    
2. Проследим за настроением, которое передают строки стихотворения.
Оно меняется от радости до печали и грусти.
3. Далее рассмотрим средства художественной выразительности. Тут проблем не должно возникнуть, так как это будет "прямая" антитеза, то есть противопоставление будет понятно из значения употребленных слов. Возьмем эпитеты. Небесное: тихая песня, святая; безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание... И земное - скучные песни. Как видим, небесное преобладает над земным, но так и должно быть у романтиков. Теперь рассмотрим: метафоры. Например, небесное: месяц, эвезды, тучи внимали; земное: душа томилась.
4. Размер. Для подчеркивания контраста поэт использует чередование четырехстопного и трехстопного амфибрахия: 1 и 3 строки катренов написаны Ам4, а 2 и 3 Ам3. Этот прием усиливается смежной рифмовкой.
5. Рифма. Во всем стихотворении Лермонтов использует только мужскую рифму, однако и здесь можно найти контраст: в первых двух строках она закрытая, а во 2 и 3 - открытая или прикрытая. В 4 катрене рифма везде открытая. Почему, возникает вопрос? Все просто: в заключительной строфе говорится о только о земном, то есть нет противопоставления.
6. Лексика. Для передачи небесного используется высокая лексика, но не для земного. Небесное воспринимается более торжественно благодаря удивительной музыкальности звукописи.
7. Синтаксис. Для земного он обычный, однако для небесного поэт использует частое повторение союза "и", что должно напомнить о языкe, которым сделан славянский перевод Библии.
Таким образом, мы видим, что способов передачи антитезы в стихотворении очень много, это не простое противопоставление хорошего и плохого, а умело использованный пример примeнeния антитезы.