Оболганное и униженное русское слово гордость

Алла Приц
Нашла в сети статью, прочла... Господи, сколько высокомерия, сколько лукавства и откровенной лжи...
Приведу свою точку зрения на некоторые вещи, написанные там:
1."Гордый, во всём хочет преимуществовать пред другими. Гордый человек всякими способами ищет чести, славы и похвалы; он всегда и во всём хочет показать, что он есть нечто, и не что немаловажное; во всякие дела самовольно вмешивается(хотя иногда и сам не знает. как делать) и другим желает советовать. Указывать, повелевать и начальствовать. А кто противится его желанию, на того сильно гневается и злобится." (с)
-- А.П.: Не о чванливости и тщеславии ли речь?

2."Лишившись чести, должности или власти и вообще подвергнувшись бедам и несчастьям, гордый ропщет, жалуется, негодует, часто и хулит («Чем я погрешил?», «Того ли труды мои и заслуги достойны?» и т. п.). (с)
-- А.П.: Не об отсутсвии ли всякой гордости здесь говорится?

3. "Гордый сверх меры и безрассудно самонадеян и самоуверен: берется за подвиги сверх своих сил и начинает дела, которые не может выполнить. От гордости и своеумия — начало всякой духовной прелести (оболыцения)." (с)
-- А.П.: А здесь не о желании ли самосовершенствования и совершенствования мира говорится?

4. "Гордый человек хвалится и тем добром, которого не имеет; свои недостатки и пороки старается весьма тщательно скрыть от людей." (с)
-- А.П.: А не о хвастовстве ли и двуличии идет речь?

5. "Гордый унижает слабых и беззащитных, кротких и смиренных и не любит их, как вор не любит дневного света. Отсюда — презорство и глумление, насмешки и издевательства над ближними." (с)
-- А.П.: А здесь о беспринципности, жестокости и высокомерии.

6. "Гордый не терпит быть в унижении, в презрении; исправлений, замечаний, увещаний и обличений очень не любит и даже советов не принимает: «Мнит себе быть исправным, хотя весь замаран». Не сознавая своих недостатков, слабости, зависимости от Бога и от людей и не зная сам себя, он не терпит, чтобы другие его учили, наставляли, помогали, не старается просить и благодати у Бога." (с)
-- А.П.: А здесь о чем? О самонадеянности.

7. "У гордого, пишет преп. Иоанн Кассиан, «в говорении бывает крикливость, в молчании  —  досада, в веселости — громкий, разливающийся смех, в печали — бессмысленная (неразумная) пасмурность, в ответах — строптивость (колкость), в речи — легкомысленность, слова как попало вырываются без всякого участия сердца. Гордость не знает терпения, чужда любви, смела в нанесении оскорблений, малодушна в перенесении их, тяжела на послушание, если не предваряет его собственное желание и  воля, на увещания непреклонна, к отречению от своей воли не способна, к подчинению чужим крайне упорна, всегда усиливается поставить на своем решении, уступать же другому никогда не бывает согласна и, таким образом, бывает, что, сделавшись неспособной принимать спасительные советы,  она более верит своему мнению,  чем рассуждению старцев (духовников)»." (с)
-- А.П.:Лучше описать человека, болеющего гордыней, наверное, невозможно. Жаль только, слова преподобного Иоанна Кассиана, уроженца Западной Европы, перевели так неточно. Видимо, у переводчика не было чувства русского языка и он употребил слово "гордость" вместо "гордыни".(Прости Господи, трудно понять и "гордому", и "негордому"... чем измерить печаль, чтобы она была "разумной"? Может быть ничего измерять и не надо, а просто помнить, что уныние — грех? Но печаль далеко не уныние...
/гм... опять трудности "перевода"/)

8. "Гордость есть знак низкого ума и неблагородной души. Гордость есть убожество души, мечтающей, будто имеет богатство." (с)
-- А.П.: Без комментариев...

9. "Страсть гордости иногда скрывается под видом смирения. Гордый подчас нарочно (на словах) унижает себя, называет себя грешным, недостойным, наговаривает на себя небывалые за ним грехи, для того чтобы озадачить слушателей своим смирением и вынудить у них себе похвалу." (с)
-- А.П.: Этому, на мой взгляд, есть два объяснения: 1)человек неуверенный в себе, с очень низкой самооценкой /то есть без гордости вообще(?!)/ делает так, чтобы услышать от окружающих подтверждение своей хоть какой-то ценности как личности; 2)человек, страдающий гордыней, начинает кокетничать, дабы слышать и слышать от окружающих, какой он молодец.

 В этой статье много говорится от имени Бога (кто посмел?). Еще раз утверждаюсь в крамольной мысли, что многое из написанного внушалось пастве религиозными служителями (как и ныне во многих сектах) для их послушания и исключения всяких революций и волнений, дабы верхи оставались верхами, а низы — низами.
Что касается гордости, смысла этого слова, то тем, кому кажется, что оно несет в себе только негативное, может быть перестать употреблять его вовсе, потому что другие видят в этом слове совсем другое содержание и первые так и останутся непонятыми? И не настаивать на своей точке зрения, доказывая свою правоту, иначе это будет действие — доказывание своей правоты — которое вы, первые, сами же и осуждаете, и клеймите словом "гордость".
Что касается меня, то я разделяю понятия гордости и гордыни. Для меня гордость это прежде всего чувство человеского достоинства, самоуважения и уважения к другому человеку. Это вовсе не значит, что я уважаю всех и всегда. И не только других, а и себя временами. Но я твердо уверена, что гордый человек никогда не обидит слабого, не украдет, не предаст, не предастся безудержной лени, не пройдет мимо несправедливости и хамства, не будет изрыгать грязные ругательства, и всегда будет думать своими мозгами в меру их возможности, а не принимать слепо на веру всё, что скажет некто, осмеливающийся взять на себя роль судии. И не станет гордый жить в бедности и грязи (во всех смыслах этого слова) только потому, что так живут ближние, дабы не выделиться из толпы и не прослыть гордецом. Но он не побрезгует нищим, грязным и вонючим, видя, как он замерзает на улице, а поможет ему. Не было бы таких "гордецов", не было бы ничего, кроме банана или крапивы на обед. И не было бы искусства. Потому что любой творец в глазах осуждающих гордость — гордец недостойный. Как же! Он же пишет, рисует, сочиняет, потому что думает, что другие не могут того же самого! Да еще несет к людям и издает свои творения, потому что уверен, что такого больше не сделает никто!
Но может быть, Господь так и задумал, что человек должен быть просто частью природы? Чтобы люди не портили своим умом — осознав однажды, что они люди — первозданной природы? Но зачем же тогда Он наградил нас разумом, талантами и любопытством?.. "Человек — это звучит гордо!" — здесь с Горьким я согласна на все сто.
Возьмите слово "любовь", вставьте в определенный контекст, и убедитесь, что из красивого и светлого слова оно может превратиться в непотребное. Потому я и осмеливаюсь советовать: не равняйте слово "гордость" со всеми грехами человеческими, а исходите из жизненного "контекста".