Война была работой боевой

Серопова Любовь
К 70-летию Дня Победы.

Который раз убеждаюсь, что мир тесен, а Земля-матушка – не такая уж и большая...

  Родителей давно нет, дети выросли, взрослеют внуки. Но что они знают о поколении наших отцов, о том времени, когда выстоял наш народ в войне с фашистскими захватчиками? А что знаю я, чей отец, будучи кадровым офицером ВВС, прошёл её  до конца?  Что знаю я  не о войне в целом, а конкретно, о боевом пути  отца, в деталях?  Практически ничего.

  ОБ ОТЦЕ.
 
  Моему папе было 32 года, когда в 1941 году началась Великая Отечественная война.  Он воевал  на Закавказском, Крымском, Воронежском, Сталинградском, на 1 и 2 Украинских фронтах: через  Молдавию, Румынию, Венгрию, Польшу - на Берлин,
а 12 мая 1945 года  - ещё и освобождение Праги.
 
  Отец  был  штурманом пикирующего бомбардировщика ПЕ-2 знаменитого Полбинского бомбардировочного авиа корпуса (БАК); участвовал во всех самых ответственных сражениях и боевых заданиях и как бомбардировщик, и как авиаразведчик, и как «охотник» (так называли тех, кому доверяли сомостоятельно искать  цель и поражать её.)
 
  Экипаж моего папы был снайперским, т-е, опытным, одним из лучших. Таких в авиа полках были единицы.
Но об этом я узнала совсем недавно.

  Он  был человек скромный, и сам никогда не заводил разговора о войне, а мы  почему-то и не спрашивали... Конечно, ежегодно  в День Победы - 9 мая,  как и других ветеранов войны, его приглашали в школы, на предприятия, в ВУЗы,  и там он что-то рассказывал молодому поколению, отвечал на вопросы, но меня на этих встречах не было, и я этих рассказов не слышала.  Очень жаль...
  Теперь его давно нет.
 
  И  однажды,  спустя много лет,  ко мне в руки попали  исписанные им  странички  автобиографии.  Сколько  же появилось вопросов! Я ничего не знала о его боевом пути.
 
  Заглянув в  интернет,  к своему удивлению,  я нашла очень много интересных подробностей о 81-м Гвардейском орденов Суворова и  Богдана Хмельницкого Краковском Бомбардировочном Авиационном полке, в котором служил папа,  и о  прославленном командире авиационного корпуса гвардии генерал-майоре Иване Семёновиче Полбине.
 
 (Гвардии генерал-майор авиации И. С. Полбин погиб 11 февраля 1945 года в воздушном бою под Бреслау, совершая свой 157-й боевой вылет, на глазах моего папы и его лётчика – Героя Советского Союза Петра Черныша, летевших первыми ведомыми справа за генералом Полбиным и сопровождавших горящий ПЕ-2 своего командира, пока он не  рухнул и взорвался.)

  Однополчанин отца Герой Советского Союза генерал Н.И. Гапеёнок в 2002 году  написал книгу

 «Дороги победы. Боевой путь 81 гвардейского БАП. Книга памяти».
 
  http://militera.lib.ru/h/gapeenok_ni/index.html

  Оказывается, о боевом пути полка, в котором служил отец, есть подробная книжка, основанная на военных архивах, документах и воспоминаниях однополчан!  Представляете мой восторг, мою радость!!!

Её-то я и прочитала в интернете и из неё про папин экипаж узнала больше, чем от него самого при  жизни. В книге много подробностей о «боевой работе» полка и много интересного, в том числе и про экипаж моего отца. В рассказах о боевых вылетах  не раз упоминается его эскадрилья и его экипаж.

 Я очень горда этим.
 И хочу, чтобы и дети, и внуки об этом знали.

 Но, приступая к стихотворению «Война была работой боевой», я толком не знала, на каком именно самолёте-бомбардировщике летал отец. Сначала, сверяя картинки по сохранившейся фронтовой фотографии, искала в интернете всё, что было похоже. Вспомнилось слово «Пешка», которое однажды звучало в семье, нашла много материалов  про авиаконструктора Владимира Ивановича Петлякова, (это отдельная заслуживающая внимания судьба), потом прочитала некоторые исторические материалы со ссылками на военные архивы, потом – мемуары однополчан,.. и многое стало понятным.

 Мне удалось по крупицам проследить весь боевой путь отца. Очень жаль, что при его жизни не хватило понимания, что это важно и для меня, и для детей и внуков. Казалось, что всё и так предельно ясно.
 
 В самолётах я тоже не разбираюсь. Поэтому искала в словарях и в других материалах разные подробности про пикирующие бомбардировщики, про вражеские истребители того времени и т. д.
 
  А сам эпизод, описанный в «разговоре с внуком», был рассказан моим отцом моей дочери, по её просьбе, когда она училась в 5 классе. Ей нужен был реальный факт о войне со слов ветерана для домашнего сочинения «Никто не забыт и ничто не забыто», и черновик этого сочинения случайно сохранился.
 
  Теперь дети моей дочери, мои внук и внучка, тоже кое-что узнали о войне и о своём пра-дедушке из первых рук.
   
  Мой отец, простой и скромный человек, с первого дня ВОВ воевал, рисковал жизнью, был тяжело ранен, дошёл до Берлина, вернулся с орденами и медалями, но никогда не считал, что он герой, хотя у него было более 190 успешных боевых вылетов, а для звания Героя Советского Союза необходимо было - 150.
 (Будучи секретарём партийной организации, на себя подписывать представление он не мог, Героем стал только его лётчик, с которым они летали всю войну.)
 
 Война была для них «работой боевой», работой с которой не все возвращались живыми.
               
                *****
 ПАМЯТИ ОТЦА, участника ВОВ, Гвардии майора ВВС, ветерана 81-го Гвардейского орденов Суворова и Богдана Хмельницкого Краковского Бомбардировочного Авиационного полка*, штурмана эскадрильи, Жукова Сергея Васильевича. 
Награждён орденом Отечественной войны 1-ой степени, двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды, двумя орденами Красного Знамени;  двенадцатью медалями: За боевые заслуги, За победу над Германией, За взятие Берлина, За освобождение Праги, 30 лет СА и флота и другими.
 

      ВОЙНА БЫЛА РАБОТОЙ БОЕВОЙ.

(реальный факт из биографии моего отца,
 его разговор с внуком)

Дедуля, расскажи мне, как ты воевал,
Громил фашистских гадов и гвардейцем стал, 
Припомни яркий случай из военных лет,
Как в небе добивались лётчики побед.
      
Мы почитаем вас – героев в орденах,   
За то, что шли в атаку, забывая страх,
Готовой к подвигам была святая рать,
Вы шли за Родину отважно умирать!

Послушай, внук, была война совсем другой,      
Для нас она была - работой боевой,
Никто не дрался, тОлько чтоб героем стать,
Нам важно было честь Отчизны отстоять,

Прогнать захватчиков с моей родной земли,
Чтоб жёны и детишки в мире жить могли.
Не умирать мы шли, а грудью защищать
Народ и землю русскую за пядью пядь.

А в схватке, верно, побеждает тот,            
Кто выучкой, умом и ловкостью берёт...
Вот случай из войны, неброский, рядовой:
Приказ тогда мы получили боевой

Аэродром в Крыму, в Джанкое,** разбомбить,
Напор немецких войск на юге упредить.
Был сложным и опасным тот ночной полёт:
Мы укрывали в облаках наш самолёт.

Хоть видимости – «ноль», но цель близка,   
И штурману её не трудно отыскать,
Спикировав углом до нужной высоты,
Бомбардировщик разметал в снегу щиты.

Не ждали немцы нас в ту памятную ночь,               
Мы отбомбили цель и улетали прочь.
И, спохватившись, вслед нам враг заговорил,
Огонь зенитных батарей по нам открыл.

Лучи прожекторОв – вразлёт, наперекрёст -               
Нащупывали нас, летящих среди звёзд.
Четыре мессера, откуда ни возьмись,
Как коршуны на кур, свалились сверху вниз.

И, уклоняясь от атаки, по прямой
Наш экипаж вступил с врагом в неравный бой.
Твой штурман-дедушка, нацелив пулемёт,
Удачно сбил фашистский мессер-самолёт.
 
Но три других - отстали лишь тогда,               
Когда охвачен был огнём и наш ПЕ-2***.
Машину резко бросило в крутой вираж,
И эхом гулким взвыл наш корпус-фюзеляж.

Мой лётчик врос в штурвал: «Давай расчёт!               
Дотянем до своих?»
                - «Ну, если повезёт:
Курс – восемьдесят пять, на северо-восток,
Там озеро Эльтон, собьём огня поток!»

Пилот подправил ход на вынужденный курс,               
Сбил скорость, устраняя неритмичный пульс,
И на педали управленья надавил,
Отжав штурвал и руль, насколько было сил.

Стрелок-радист отстукивал «морзель»,               
Заглядывая изредка в свою турель****,
Бензин, стекающий по кромке у крыла,
Горел, и пламя вырывалось из сопла*****.

Бомбардировщик шёл вперёд сквозь облака,               
То подминая их под хвост и под бока,
То в них ныряя... И в ночи его броня
Несла по небу шлейф из языков огня.   

А на востоке начинался новый день,               
Гасило солнышко остатки звёзд и темь,
Пропала глупая холодная луна.
Сквозь смотровой щиток земля теперь видна.

И вот, под нами - чаша озера Эльтон...         
«Перекрываю баки, отключил мотор!
Планирую к поверхности воды!..            
Держитесь крепче, братцы! Выживем! Лады!»

По глади трижды рикошетом проскользнув,      
Водой озёрною с бортов огонь смахнув
И сделав сильный заключительный бросок,
На брюхе "Пешка" глухо врезалась в песок.

Удар!..
Заскрежетал от треска фюзеляж.
Застыл в оцепененье лётный экипаж.
Запахло гарью, и бензином, и травой,
И тишина нам показалась неживой.

В отключке были несколько секунд...               
Осела «Пешка» наша в приозёрный грунт.
Очнувшись, отстегнул ремни и парашют:
«Ребята, вылезайте! Прибыли! Нас ждут!..»

Все трое ранены, но это не беда.
Мы живы! Не в плену! И сохранён ПЕ-2.
Из дыма выбраться друг другу помогли,
Взяв рацию и документы, отползли.

Огонь на лонжеронах* вроде поутих...
А вскоре помощь подоспела от своих.
Встречали, как героев, нас в родном полку:
По стопке водки - всем! Героям – коньяку!
               ***

Я рассказал тебе историю свою
о том, как выжил экипаж в одном бою.
А в сутки вылетов бывало три и пять,
и каждый смело можно подвигом считать.

Дрались мы до победы в связке, как один.               
Был Сталинград, Бреслау, Прага и Берлин.
Вертушкой Полбинской громили мы врага,
Наш полк Гвардейским стал навечно, навсегда!

Теперь ты понял, внук, что трудной, непростой               
Была война для нас работой боевой.
И главное в бою – не подвиг совершить,
А, выполнив задачу, выжить, чтоб врага добить.

Когда меня не станет, с честью сохрани мои
медали, ордена... Поведают они,
Как воевал твой дед в прошедшую войну,
Как отстояли мир, свободу и страну!
***


Примечания:   

*81-й ГБАП -(Гвардейский бомбардировочный авиационный полк пикирующих бомбардировщиков) - один из лучших советских бомбардировочных полков, оснащённый Пе-2, стал первой бомбардировочной Гвардейской авиачастью в ВВС РККА СССР.
 С весны 1943 года полк преобразован из двухэскадрильного в трехэскадрильный и оставался таким до окончания войны.
 Приказом НКО СССР № 128 от 18.03.1943 и Директивой Штаба ВВС КА № 512350 от 21/23.03.1943 преобразован в 81 гбап и был доукомплектован третьей эскадрильей.
 
 Командир полка - Герой Советского Союза гвардии подполковник В. Я. Гаврилов, командир 1-й Гвардейской авиадивизии - гвардии полковник Ф. И. Добыш, командир авиакорпуса – легендарный гвардии генерал-майор И. С. Полбин.
 
**Джанкой — город республиканского подчинения на севере Крыма.

***ПЕ-2 – пикирующий бомбардировщик конструктора Петлякова В. М.
         
  Пе-2 сыграл выдающуюся роль в достижении победы в Великой Отечественной войне. Этот самолет применялся как бомбардировщик, разведчик, истребитель. Они воевали на всех фронтах и в морской авиации всех флотов. В руках советских летчиков Пе-2 в полной мере раскрыл заложенные в нём возможности. Скорость, маневренность, мощное вооружение плюс прочность, надежность и живучесть были его отличительными чертами. Пе-2 был популярен у летчиков и с первого до последнего дня Великой Отечественной войны "Пешка" (так с любовью называли его лётчики) служила им верой и правдой.

  В ходе Второй мировой войны Пе-2 стал самым массовым советским фронтовым       бомбардировщиком, таким же символом Победы, как Т-34 и Ил-2.

****Турель – вращающаяся башня-установка для орудий и пулемётов на самолётах.

 Озеро Эльтон – "крупнейшее в Европе солёное озеро на территории Волгоградской области, раскинувшееся среди ровной степной местности на площади 152 кв. км.,  настоящее чудо природы, жемчужина приволжской степи. Среди опустыненной заволжской степи - огромная чаша озера с водой золотисто-розового оттенка окаймлена широкой полосой сверкающих на солнце белоснежных кристаллов соли. Трудно найти место, которое могло бы сравниться с Эльтоном по красоте и разнообразию ландшафтов: озерные мелководья, пляжи, солончаки, живописные дельты впадающих рек, балки, овраги, долины."

*****Сопло, словарь Ушакова: СО'ПЛО' - (тех.) - трубчатая коническая насадка, служащая для регулирования выходящей из неё струи газа, пара, жидкости.

ФЮЗЕЛЯЖ - корпус летательного аппарата.

 Лонжерон, БСЭ: Лонжерон (от французского longeron), основной силовой элемент    конструкции многих инженерных сооружений (самолётов, автомобилей, вагонов,  мостов, кораблей и др.).

Подробнее См.  -  http://www.proza.ru/2011/04/25/1590 -