Открытое обращение Родительской Общественности

Елена Черлянцева
www.oodvrs.ru

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!


В Государственной Думе принят законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Сам факт внесения законопроекта свидетельствует о понимании нашими законодателями необходимости реформирования бюджетной сферы. Однако данная редакция проекта, по мнению большинства независимых экспертов, приведет к переводу государственных учреждений на коммерческую основу. Предполагается, что государство будет финансировать не всю деятельность подобных организаций, а лишь определенный объем услуг по государственному заданию, а все остальное им придется зарабатывать самостоятельно, таким образом, услуги муниципальных учреждений перестанут быть бесплатными. Коммерциализация бюджетной сферы сделает ее услуги недоступными для значительной части небогатого в целом населения России. Мы предвидим, что данная проблема может привести к расслоению общества, что может повлечь за собой негативные последствия.

Мы считаем, что ранг такого закона требует референдума и принятия его при общем обсуждении всех граждан Российской Федерации, поскольку он грубейшим образом нарушает 7, 41, 43 статьи Конституции, и, следовательно, подрывает основы конституционного строя страны, нарушает права и свободы человека. В России финансирование образования, здравоохранения, науки по отношению к ВВП и без того меньше, чем в любой развитой стране. Этот закон приведёт к дальнейшей деградации социальной сферы и к ухудшению качества жизни населения.

Нас, родительскую общественность, беспокоит то, что данный законопроект не получил широкой огласки. А ведь смысл его в том, что все бюджетные учреждения страны должны быть поделены на два типа: государственные и бюджетные нового типа. С государственными - все понятно. Но их останутся единицы. Стопроцентное бюджетное содержание получит лишь малая часть организаций. Бюджетным организациям нового типа придется довольствоваться госзаказом - финансированием строго определенного перечня работ. Но остальное правительство предлагает социальной сфере заработать самостоятельно. Государство уже однажды пыталось заставить госучреждения окунуться в рынок, приняв закон об автономных организациях. Затея, как констатировали депутаты, с треском провалилась: за два года в автономные перерегистрировались всего четыре организации. Теперь все будет проще: общее для всех социальных организаций решение властей, выделение имущества и оформление государственного заказа, «за который госучреждения будут бороться».

Например, бесплатными останутся «только те образовательные услуги, на оказание которых будет устанавливаться госзадание, при этом бюджетное учреждение будет не в праве отказываться от его выполнения». Проблема в том, что пресловутое государственное (муниципальное) задание еще только предстоит сформулировать. За что будет платить государство? Войдут ли в эти платежи расходы по содержанию имущества и налоги? Вопрос до сих пор остается открытым.

Во-первых, родительская общественность обеспокоена тем, что в стране создаются предпосылки для фактического разделения образования на «элитное» и «обычное». Бюджеты субъектов федерации не осилят осуществление подобных преобразований, а доступ к «дополнительному образованию» получат только те дети, родители которых «доплатят». И «доплатят» немалую сумму - 5-6 тысяч рублей в месяц. Согласитесь, что далеко не все родители смогут дать своим детям качественное образование. Тем более что подобный опыт платного образования в нашей стране уже был. Вспомните 50-е годы прошлого века, когда платной была старшая школа, и только единицы подростков смогли получить среднее образование и в дальнейшем продолжить обучение в вузах. Но то были сложные послевоенные годы, когда страну необходимо было возрождать из руин. Неужели сегодня Россия находится в таком же положении?

Во-вторых, предлагаемый законопроект фактически выводит большую группу медучреждений из-под контроля. Мы понимаем, что государство сможет контролировать только выполнение госзадания, остальная же деятельность контролю не поддается. Мы считаем, что необходимо провести анализ сети учреждений с учетом прогнозов и планов развития территорий. Иначе, закрыв какую-нибудь сельскую больницу, мы получим ситуацию, когда несколько малых населенных пунктов могут остаться без помощи. Еще одна проблема - коррупционная составляющая приватизации больниц. Можно корпус, набитый оборудованием, продать по цене сарая. Можно обанкротить больницу, не дав ей госзадания. Конечно, это крайние случаи, но примеры тому есть. Стоит только вспомнить приватизацию государственных предприятий в лихие 90-е годы, когда гиганты промышленности распродавались за копейки. Свежа в памяти ситуация с детскими садами, когда помещения отдавались под различные коммерческие организации. Сейчас региональные власти пытаются вернуть хотя бы некоторые площади.

Очень настораживает и то, как ведется работа над законопроектом. На целый ряд важнейших вопросов до сих пор нет ответа. Сама формулировка понятия «госзадание», а также лимит и список учреждений еще не определены. Как быть, если работа школы или больницы в каком-то населенном пункте не будет окупаться, и что делать местным жителям, которые пользовались их услугами, или как будут регулироваться цены на платные социальные услуги? Что будут делать дети, родители которых не смогут оплатить дополнительные уроки?

Возникает вероятность того, что будут создаваться условия для преднамеренного банкротства муниципальных учреждений, находящихся в зданиях и помещениях, привлекательных для богатых инвесторов. Это грозит обанкротившимся школам, поликлиникам, вузам, многие из которых располагаются в уникальных зданиях.

Сегодня ясно одно: структура финансирования социальной сферы будет изменена. А финансовая нагрузка по ее содержанию ляжет на плечи потребителей услуг - то есть на нас, налогоплательщиков. Недаром думские комитеты называют сокращение бюджетных расходов и оптимизацию (что в переводе с бюрократического языка - то же самое сокращение) социальной инфраструктуры одной из главных целей реформы.

На наш взгляд, этот законопроект побуждает население Российской Федерации к проявлениям экстремизма, а, следовательно, должен быть и сам охарактеризован, как экстремистский. Общество лишено возможности обсудить этот закон в рамках какой бы то ни было дискуссии. Такие масштабные перемены нельзя вводить без всенародного обсуждения, без честного ответа на все интересующие граждан вопросы.

В скором времени законопроект поступит к Вам, Дмитрий Анатольевич, на подпись. Родительская общественность обращает Ваше внимание на то, что проект закона не зависимо от желаний и побуждений его авторов направлен против благополучия населения страны. Он приведет к полному развалу социальной сферы.

Настоятельно просим вынести этот законопроект на открытое общественное обсуждение с привлечением специалистов из каждой отрасли: образование, медицина, музейное и библиотечное сообщество.

Родительская общественность настаивает на том, чтобы Вы отклонили принятие и утверждение законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в предлагаемой редакции и направили его на серьезную доработку с учетом всех замечаний при широком обсуждении в обществе.