Сверкая в лучах естества об обнаженной натуре на к

Ольга Скубеева
 (Об обнаженной натуре на картинах Никаса Сафронова)


В мастерской художника

Девушка стоит.

И накидка сброшена,

Красотой слепит...

Сколько нужно таланта, вдохновения, мастерства и любви к женщине и ко всему прекрасному для того, чтобы передать на холсте эту божественную красоту женского тела. Сколько нужно красок, тончайших оттенков, игры света и тени, чтобы это гениальное творение природы засверкало в лучах естества.

Художник Никас Сафронов, отдавая без остатка всю свою душу холсту, сумел донести до нас прекраснейшие чувства и всех покорил своим искусством и подарил нам столько света, неземную красоту и упоение в тиши.

Какие чудные мгновенья!

Пленяют женские черты.

И как божественно творенье!

Как гений чистой красоты!

В картинах столько упоенья!

Пейзаж он пишет иль портрет.

ВЕСЬ МИР ЗАМРЕТ ОТ ВОСХИЩЕНЬЯ:

ПРЕКРАСНЕЕ КАРТИНЫ НЕТ!

Средь тысячи его картин

ШЕДЕВРОВ НАМ НЕ СОСЧИТАТЬ!

Тех, что волнуют до глубин.

И тех, что гению под стать.

КАРТИНЫ ЧУДНЫЕ НАПИШЕТ

ВНОВЬ ГЕНИАЛЬНАЯ РУКА.

ПОЛОТНА КРАСОТОЮ ДЫШАТ,

СВОЙ СЛЕД, ОСТАВИВ, НА ВЕКА!

Эти строчки стихотворения «Гениальная рука», посвященного Никасу Сафронову, можно отнести ко всему его искусству в целом.

Одним из его шедевров и одной из самых мной любимых и лучших картин Сафронова является картина «ЛЕСНОЙ СОН». Она отличается таким целомудрием и чистотой. Красота, дрожащая на ветру! На картине изображена спящая и обнаженная по пояс нежная и прекрасная девушка. Ее красота гармонично вписана в красоту пейзажа., а сама картина написана, как древо жизни.

Будто жизни древо

Девушка лежит.

С нежной чистой девой

КРАСОТА ДРОЖИТ.

-------------------------

Волосы, как ветви.

Тело, словно, ствол.

И травинок ветер

Шевелит узор.

-------------------------

Будто жизни соки

Девственная грудь.

Негой дышат щеки,

Хочется заснуть.

---------------------------

Будто корни руки,

Красота полей.

Затихают звуки.

НЕТ НАМ СНА МИЛЕЙ!

----------------------------

Вдаль бежит тропинка.

В небе облака.

ДИВНАЯ КАРТИНА!

ГЕНИЯ РУКА!

-----------------------------

В ТИШИНЕ ПЕЙЗАЖА

СНИТСЯ ЛЕСНОЙ СОН.

ЧУДНЫМ ВЕРНИСАЖЕМ

ПУСТЬ ПРОДЛИТСЯ ОН!

Я бы сняла шапку перед этой дивной картиной и перед этой красотой также, как когда-то советские офицеры и солдаты сняли фуражки и пилотки перед «Сикстинской мадонной Рафаэля». И Я СЧИТАЮ, ЧТО ЭТО ОДНА ИЗ КАРТИН НИКАСА САФРОНОВА,В КОТОРОЙ ОН ДОСТИГ ПИКА КРАСОТЫ И СОВЕРШЕНСТВА, ДОСТОЙНА САМОГО ЛУВРА!»

Краса и нежность без прикрас. Эти слова можно сказать о девичьей фигурке, сидящей на картине «Нежное кощунство Никаса Сафронова в истории искусств».

...А рядом с нею Афродита.

Краса и нежность без прикрас.

Полунагая и босая

И чудных глаз голубизна.

Накидка красная свисает

И дева юная она.

Чудесна и фантастическая картина Девушка и море»,а которой написана необычными цветами красок сидящая у моря на фоне заката девушка. Гениальность ее в том, что девушка как бы вошла и села в картину со зрительного зала, так как часть ее фигуры выступает из картины.

Будто из зрительного зала

Вошла в картину и сидит.

И на волну, что бьется валом

Она восторженно глядит.

Сидит в мечтах сама с собою

И чудно пенится волна,

И от дыхания прибоя

Уж посинела вся спина.

Закат вечерний золотится,

Кругом такая тишина!

Быть может, нам картина снится,

Где девушка сидит одна?

Картина «Женщина- загадка» полна особой прелести, загадки и тайны. И эту загадку невозможно разгадать также, как и увидеть лицо изображенной на ней сидящей обнаженной женской фигуры ,так как на картине видна только нижняя часть ее спины с идеальными пропорциями тела.

Женщина- загадка

Сидит без прикрас.

Не увидим взгляда

Чудных ее глаз.

Вся в лучах заката,

Светится спина.

С золотым накатом

Роскоши полна.

Не увидим плечи,

Шелк ее волос.

Не узнать при встрече

Красоту из грез.

Формой чудной груши

Слепит нагота!

Ей наряд не нужен.

Женщина-мечта!

ДИВНОЮ ГАРМОНИЕЙ

ИДЕАЛ СИДИТ!

И в душе симфонией

Музыка звучит.

Восхищает, пленяет и завораживает взгляд своей красотой и фантастическая река как из сказки, где текут молочные реки на картине «Начало»,где началом реки является обнаженная спящая девичья фигурка.

Как реки начало

Девушка лежит.

Красотой встречает,

А река бежит.

Кудри золотые,

Негой дышит грудь.

Облака седые

Над водой плывут.

Спит, раскинув руки,

И закрыв глаза.

Затихают звуки,

Лишь реки слеза.

Средь камней огромных,

Среди чудных гор.

Спит стыдливо, скромно,

А кругом простор.

И река без края,

Без конца бежит.

Птица золотая

Над волной кружит.

Горы в дымке синей,

Пенится вода.

И теченья сила.

Как попасть туда?

НЕТ РЕКИ КРАСИВЕЙ,

ЧТО ПЛЕНЯЕТ ВЗГЛЯД.

НО ОНА НЕ В СИЛАХ

ПОВЕРНУТЬ НАЗАД!

Не уступает этой картине по красоте и совершенству не менее фантастическая картина «Спящая гора», написанная в виде длинной фигуры обнаженной женщины, как в синей дымке.

Спящая гора

С чудным женским ликом

Спит по вечерам,

Золотятся блики.

Блики на воде,

Домик одинокий.

Где же это, где?

И ложатся строки.

Не болят бока.

Каменное тело.

Под щекой рука.

Спать так захотела.

Спит, глаза закрыв,

Волосы раскинув,

Губы приоткрыв,

Вытянувши спину.

Лодочник сидит

В золоте травы.

На гору глядит,

В дымке синевы.

От красы такой

Чувств прольется дождик.

Гения рукой

Сон создал художник.

Спящая гора

У воды лежит.

Ей вставать с утра,

Пусть еще поспит!

Безмятежно развалилась и полна умиротворения женская фигура на картине» Ожидающая чуда или Отдых моей кошечки в летний день» (Из серии «Женщины- кошки»).

Лежит, как маха обнаженная.

Она не прячется под тень.

Ее красой, завороженный

Сияет чудный летний день.

Одна рука под головою

И умиления полна.

Дыша зеленою листвою,

Лежит и чуда ждет она.

Легка и воздушна картина «Парящая в облаках» с обнаженной фигурой женщины.

Парящая в облаках,

Как будто парит над землей.

В руке за спиною рука.

Кругом тишина и покой.

Парящая плоть так легка

И смутно желтеет закат.

Клубятся вдали облака

И вдаль уносится взгляд.

Почти слилась с саксофоном и приобрела часть его очертаний обнаженная девичья фигура на картине «Девушка- саксофон».

Длинный саксофон,

Девушки спина.

И неясный фон,

Девушка одна.

Дивной музыкой

Девушка сидит.

Брошенная ткань

Чистотой слепит.

По спине металл,

Яркий блеск и свет.

Очертаньем стал

Этот инструмент.

Полна покоя, тишины и красоты уходящего вечера картина «Отдыхающая». Женская фигура на картине написана с таким мастерством, что прописана каждая нежная складочка этого чудного женского тела.

Отдыхающая на камнях

На накидке сиреневой спит.

В даль безбрежную горы манят.

Ярким светом фигура слепит.

Перед ней серебрится волна.

И еще далеко до ночи.

И такая стоит тишина!

А вокруг нее солнца лучи.

В сизой дымке плывут облака.

Вечер сменит сияющий день.

Золотой догорает закат

И ложится прохладная тень...

В «прозрачной накидке белой» пленяют взор женские фигуры на таких картинах , как «Венеция на отдыхе или Гиперболические воспоминания о двух днях, проведенных в Венеции в 1985 году»(Из серии «Женщины-кошки») и «Театральное представление с масками на тему Боттичелли».

В прозрачной накидке белой,

С веером чудным в руке

Лежит красотою несмелой

В прохладе, на ветерке.

Сверкает бордовая штора

И нас в мир чудесный манит

Венеция - город, который

Своей красотою пленит...

Как и на картине Боттичелли

Девушки прекрасные стоят.

И над головами не свечение,

А над головами дивный сад.

На их лицах, как в театре маски,

Девичья сокрыта красота.

И стоят они, как будто в сказке.

Под ногами вся земля в цветах.

АНГЕЛОЧЕК ВЫСОКО ЛЕТАЕТ,

ОДЕЯНИЙ КИСЕЯ ДРОЖИТ

И ЦВЕТЕНЬЯ КРАСОТА ВИТАЕТ,

ТЕНЬ ВЕКОВ ЗАГАДКОЮ ЛЕЖИТ...

Легкость и движения, как в танце

И наклон изящный головы.

ТРИ ДЕВИЦЫ – ТРИ ПРЕКРАСНЫХ ГРАЦИИ

НАС ПЛЕНЯЮТ В РОСКОШИ ЛИСТВЫ.

Очень изыскана, элегантна, аристократична и эффектна картина « Милое обаяние буржуазии» из серии « Женщины- кошки». В ней все гармонично и подчинено созданию цельного образа. Фигуры как в легкой дымке на заднем плане подчеркивают изящество и роскошь центральной обнаженной женской фигуры.

Буржуазии обаяние,

Изысканный картины вид.

И это роскоши слияние

Изящной красотой слепит.

Шикарны бедра, ноги длинны.

Фигура стройная лежит.

И эта дивная картина

Девичьей грацией дрожит.

И на младой груди играет

Заката чудная краса.

Прекрасный вечер догорает,

Сверкают кошечки глаза.

А фон сиреневой волною

И покрывала белизна.

И, наслаждаясь, тишиною,

ТАК ОБАЯНИЯ ПОЛНА!

Впечатление от картины «Голая исповедь во время явления Христа» усиливается в несколько раз благодаря тому, что молящаяся девушка написана голой. В этой картине есть какая-то незащищенность, как обнаженная душа и неприкрытый грех и все, как на духу.

Голая девушка, спину согнув

Одна на коленях стоит.

Голову вниз и в колени уткнув,

Христа о прощенье молит.

Голая исповедь в Храме Христа

Старается грех искупить.

СЛОВОМ ХРИСТА И ДВИЖЕНЬЕМ ПЕРСТА

ГРЕШНИЦУ НУЖНО ПРОСТИТЬ!

Голая девушка скоро уже

Из храма смиренно уйдет.

ГОЛАЯ ИСПОВЕДЬ С БОГОМ В ДУШЕ

ИСТИНУ ВНОВЬ ОБРЕТЕТ!

Картина «Плачущий ангел» вызывает в душе сострадание и жалость к ангелу, как к покинутому всеми и обиженному ребенку, которого хочется приласкать и утешить. И его нагота и беспорядок за спиной усиливают чувство незащищенности.

Ангел, как ребенок.

Крылья за спиной.

Он так юн и тонок,

Слепит белизной.

На холодном камне

Голенький сидит.

ОН – НЕСЧАСТНЫЙ САМЫЙ,

ОЧЕНЬ ЖАЛКИЙ ВИД.

Он сидит и плачет,

Голову склонил.

ЧТО ЖЕ ЭТО ЗНАЧИТ?

ЧЕМ ЖЕ ОН НЕ МИЛ?

КТО Ж ЕГО ОБИДЕЛ

Где-то в облаках?

Или что увидел

Он издалека?

За спиною хаос

И кругом погром.

Будто все упало,

С неба грянул гром.

ОН К БРЕВНУ, ПРИЖАВШИСЬ,

СРЕДЬ КАМНЕЙ СИДИТ.

КАК РЕБЕНОК, СЖАВШИСЬ,

ВСЕМИ ПОЗАБЫТ.

ВЫПЛАКАВ ВСЕ СЛЕЗЫ,

ЧЕРЕЗ САМЫЙ КРАЙ.

РАНО ИЛИ ПОЗДНО

ВОЗВРАТИТСЯ В РАЙ!

Обнаженная фигура сидит и на картине «Богиня плодородия».Это божество также сверкает в лучах естества.

Богиня плодородия.

Сидит она дородная.

Здоровьем так и пышет!

И урожаем дышит.

Зовут ее ДЕМЕТРА

И с нею вся земля:

И ПАШНИ КИЛОМЕТРЫ

И ДИВНЫЕ ПОЛЯ.

Земля богата злаками,

Обилия полна

И урожая знаками

Окружена она.

Колосья и колеса,

Растительность видна,

И УРОЖАЯ ОСЕНЬ,

ЦВЕТЕНИЯ ВЕСНА!

Картина «Ангел и поверженный тиран» наводит нас на философские размышления о жизни и смерти ,о боге, о рае и аде. Полуобнаженный ангел и мертвая голова в ногах!

Ангел и поверженный тиран.

Под ногами голова лежит.

Столько было крови, столько ран!

И дух смерти над землей кружит.

Белый ангел полон чистоты.

Крылья, сложив, на камнях сидит

И сияют белые цветы.

И ростками зелени обвит.

Будто льдом затянут горизонт

И кругом холодные снега.

Глаза слепит ледяной узор,

Голова валяется в ногах.

Так картина холода полна,

Как зима застывшая она...

Прекрасны обнаженные фигуры мужчины и женщины на картине « Адам и Ева в райском саду» и полнейшая идиллия на лоне первозданной природы.

Адам и Ева в райском саду,

Где шума нет и суеты.

Где кактусов нет и цветы не растут,

Где только яблок плоды.

Где можно бродить по траве босиком,

И птицы на ветках поют.

Где дышится воздухом чистым легко

И слезы от горя не льют.

Где солнца лучи и цветенья весна,

Где нет даже злобы людской.

Куда не зайдут черт и сам сатана

И ГДЕ ТИШИНА И ПОКОЙ.

Никас Сафронов умеет передать красоту не только обнаженного женского, но и мужского тела. , где «нагота накидкою прикрыта»,(Скульптура мужчины с головою лошади») или написана со спины, как на картине «Идеалистический сон о Средневековье».


Женская фигура

В облаках лежит.

Голая натура

В воздухе дрожит.

Ей мужчина снится

Стройный, молодой.

Небо золотится,

Лодка за спиной.

По волнам зеленым

Тянет лодку он.

Может, он влюбленный?

Только это сон.

На одной из фотографий Никаса Сафронова в альбоме «Между светом и тьмой» видна часть великолепной картины, на которой изображена мужская фигура со спины. И в этой картине своя загадка и тайна, так как не видно не только лица на картине, но и надпись под ней и непонятно – чья это фигура? Может быть, самого художника?

И даже каменной статуе Никас Сафронов сумел придать женственность, вечную красоту и гармонию на картине « Женственная гармония каменной статуи». А статую Венеры Милосской художник написал на лоне природы. И это очень гениальная идея, так как она словно ожила в пространстве и чувствуется даже легкий ветерок на картине и она будто воздухом дышит.

КРАСОТА НЕЗЕМНАЯ

Среди дивных полей.

Ее каждый узнает

Сколько есть на земле.

-------------------------------------

Словно вышла с музея

Показать красоту.

И стоит Колизеем,

Воплощая мечту.

---------------------------------------

Может, ей уже тесно

В душных стенах стоять.

На природе ей место,

Где красы не объять.

------------------------------------------

Будто на постаменте

В разнотравье стоит.

Нет прекрасней момента!

Чистотою пленит.

--------------------------------------

Будто воздухом дышит.

Тишина и покой.

Подойти бы к ней ближе,

Прикоснуться рукой.

----------------------------------------

Стоит в вечном пространстве.

Восхищенья кумир.

ЧУДНОЙ ДЕВОЮ СТРАНСТВИЙ

К НАМ ЯВИЛАСЯ В МИР.

------------------------------------------

Золотятся деревья,

Зеленеет трава,

СКВОЗЬ ЭПОХИ И ВРЕМЯ

ОНА ВЕЧНО ЖИВА!

----------------------------------------

СТАН ВЕНЕРЫ МИЛОССКОЙ

ПОТРЯСАЕТ НАС ВНОВЬ.

И НЕВОЛЬНЫЕ СЛЕЗЫ

И К НЕЙ ВЕЧНА ЛЮБОВЬ!

На картинах Никаса Сафронова потрясает не только стан Венеры Милосской, но роскошные женские формы и прелести, длинные стройные ножки и прекрасные лица. САФРОНОВ ЗНАЕТ ТОЛК В ЖЕНСКОЙ КРАСОТЕ И ЦЕНИТ РУБЕНСОВСКИЙ ТИП ЖЕНЩИНЫ!

Самой роскошной и самой любимой моей картиной является картина «Девушка с маской на плоту желаний». Возле нее можно стоять часами и она достойна того, чтобы украсить любую галерею или любой музей мира. ЗА ТАКОЙ КАРТИНОЙ МОЖНО БРОСИТЬСЯ И В ОГОНЬ, И В ВОДУ, спасая это гениальное творение, где «дивной Афродиты чувственная власть» и где «тайна, море, эротика!» В НЕЙ ВОПЛОЩЕНО ВСЕ И ОНА ВСЯ ИСКРИТСЯ И СВЕРКАЕТ В ЛУЧАХ ЕСТЕСТВА!

"ДЕВУШКА С МАСКОЙ НА ПЛОТУ ЖЕЛАНИЙ"

Тихо волны плещут,

Дерево плота.

Красота трепещет,

Девушка - мечта!

---------------------------

По плечам струится

Золото волос.

Море серебрится,

ЦАРСТВО ЧУДНЫХ ГРЕЗ!

----------------------------

Тело молодое

В бликах янтаря

Слепит над водою,

Красками горя.

----------------------------

На плоту желаний

Грезы дальних стран,

Облака в тумане

И девичий стан.

----------------------------

На плоту желаний

Царствует любовь,

Снова ожидание

Зажигает кровь.

---------------------------

Губы приоткрыты

И бушует страсть.

ДИВНОЙ АФРОДИТЫ

ЧУВСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ!

-----------------------------

НА ПЛОТУ ЖЕЛАНИЙ

РОСКОШЬ, КРАСОТА.

В ВЕЧНОМ ОЖИДАНИИ

ВСЕ СИДИТ МЕЧТА!

И ЭТА РОСКОШЬ И КРАСОТА КРУГОМ! Шикарна и идеальна фигура обнаженной молодой девушки на картине «Девушка в черной раме на черном фоне с окном на теле, которое является переходом в другое измерение». В этой картине есть что-то фантастическое и космическое. Ничем не уступает "Девушке с маской ..."по красоте и совершенству и картина "Девушка с шаром на фоне каменного льва", на которой изображена с чудными формами и роскошной грудью прекрасная молодая девушка.

Девушка с шаром

И каменный лев.

Волны волос золотые.

Слепит красой,

На колени, присев,

Хлопья клубятся седые.

Прозрачный шар

И кругом темнота.

Львиная грива белеет.

ДЕВУШКА С ШАРОМ

ЧЬЯ-ТО МЕЧТА!

Грезы витают над нею.

Длинные ноги, роскошная грудь.

Слепит оранжевым светом,

Нежные губы раскрыты чуть-чуть

И ВДОХНОВЕНЬЕ ПОЭТА!

Картина "Утро искусства, охраняемое каменным львом" навевает прекрасные чувства ,которые просыпаются вместе с миром искусства, раскрывая двери в огромный мир вечной красоты и совершенства, в мир вдохновения и мастерства вместе с выходом из дверей юной и обнаженной девушки.

Утро искусства слепит красотой

В открытом проеме дверей

ДЕВИЧЬЯ ФИГУРКА ЧУДЕСНОЙ МЕЧТОЙ,

Каменный лев – царь зверей.

Лев все на каменных плитах лежит,

Толстые стены, как в замке.

А КРАСОТА НА ВЕТРУ ВСЕ ДРОЖИТ

В МИРЕ ПРЕКРАСНЕЙШЕМ САМОМ

В лучах рассвета, небес синевы

ДИВНОЕ УТРО ИСКУССТВА!

Кроны деревьев и зелень травы

СТОЛЬКО ПРЕКРАСНОГО ЧУВСТВА!

Завораживает и пленяет красота женских тел и роскошь груди на картине "Гейши". В этой картине есть что-то греческое и мифологическое.

Две гейши с темноты времен.

Глаза кошачьи,

Глаз орлиный.

Картины темный мрачный фон,

ФИГУРЫ СТРОЙНЫЕ И ДЛИННЫЕ.

Две гейши и их чудный свет

Слепит оранжевой волною.

ИХ ТЕЛ МЛАДЫХ ПРЕКРАСНЕЙ НЕТ!

Синеют горы за спиною.

Одна, как будто Клеопатра.

И, будто маски на их лицах.

И ГЕЙШИ ДВЕ ПРЕКРАСНОЙ ПАРОЙ.

БУДТО НЕ ГЕЙШИ, А ЦАРИЦЫ!

ХУДОЖНИК НИКАС САФРОНОВ НЕ ПРОСТО ПИШЕТ НА СВОИХ ПОЛОТНАХ ГОЛОЕ ТЕЛО. Его КАРТИНЫ – ЭТО КАРТИНЫ ,ПОЛНЫЕ ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ, КАК И САМА ЖЕНЩИНА,КАРТИНЫ, НАВОДЯЩИЕ НА ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ БЫТИЯ, О ЖИЗНИ И СМЕРТИ,О ВЕЧНОЙ КРАСОТЕ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ. Его картины дышат чистотой, нежностью, целомудрием, обаянием. И ЭТО КРАСОТА, ДРОЖАЩАЯ НА ВЕТРУ, В КОТОРОЙ ЗВУЧИТ ВЫСОКАЯ ПОЭЗИЯ!

Изображая на своих полотнах обнаженное женское тело, ангелов ,божества ,используя библейские сюжеты, обращаясь к мировому наследию великих художников прошлых веков, Никас Сафронов придает всему свое неповторимое звучание и создает свои цельные и законченные образы.

И ВО ВСЕМ У НЕГО СВОЙ СМЫСЛ И СВОЯ ГАРМОНИЯ. И, СОЗДАВАЯ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ШЕДЕВРЫ, ОН ИЩЕТ КРАСОТУ В ПОВСЕДНЕВНОСТИ. И ЕГО ГЕНИАЛЬНЫЕ ПОЛОТНА СВЕРКАЮТ ДИВНЫМ СВЕТОМ В ЛУЧАХ ЕСТЕСТВА, КРАСОТЫ И СОВЕРШЕНСТВА!!!