Портреты моих бывших одноклассников

Инна Деготькова
                И у дверей показывались выходцы
                Из первых игр   и первых букварей.
                Б. Пастернак. Закрой глаза   


     Одноклассники. Захотелось написать про них. Ведь детство кончается. Дописала в заголовок прилагательное «бывшие». Вспомнила ребят, а о ком написать, почему-то долго сомневалась.  В разные годы моего творческого  школьного детства одноклассниками были друзья  из  гимназии, из лицея, из художественной школы. Если из самых интересных представителей каждого «клана» собрать класс, то он станет необычайно вкусным фруктовым  «коктейлем», маленьким счастьем для любого учителя.
    Но, вернемся к портретам. Первое- это рамочки. Больше всего у меня приготовлено обычных, стандартных размеров 15*18 рамок, с шероховатой поверхностью необработанного дерева.
 Они не лакированные, они -  натуральные. Все-таки просятся в них   фотопортреты моих первых гимназистских товарищей. Ненаносная, естественная и наивная сущность одноклассников из начальной школы сейчас трогает до глубины.  В рамочки их скорее,  в рамочки!
    Лика, подружка моя ветреная, писательница и фантазерка, растеряшка и художница, как и я. Ее рамочку обязательно следует раскрасить радужными цветами, перевить равнодушные стороны рамочного прямоугольника фантиками от конфет . А одну сторону раскрасить тушью для ресниц, помадой и блеском… Лика уже не сочиняет рассказики, она усердно учит английский, носит  вещицы в стиле ретро.  И  давно не учится в той гимназии.

      Полина.  Наличие «толстушки» в каждом классе является обязательным элементом. Наш класс не был исключением.  Но наша «плюшечка» была, наверное, самая эрудированная и самая флегматичная из всех «черепашек» многочисленных   классов всего города. Традиционно она  ходила за ручку с ответственным и серьезным папой, говорила низким грудным голосом и была предметом наших едких насмешек на физкультуре.
    Рамочка, рамочка. Ну, пожалуй здесь и красить  ничего не надо. Да и фото вставлять не буду. Открытка с видом одной из станций Московского метро, почему-то очень ассоциируется у меня с  Полиной. Уже 6-ой год она –«москвичка». Из державшей ее папиной  руки моя одноклассница быстро  выпорхнула в ряды  «эмо-готов», закрыв правый глаз  косой челкой. В свою же освободившуюся руку изящно взяла сигаретку. Столичная картинка, что тут скажешь.

         Гимназия с грустью расставалась  каждый год с кем-то  из нас.

        Ксенечка, Аля  и Наташик- красавицы наши, скромницы. Такие разные, смешные, в меру «зубрилки», но учиться им было не в тягость. Даже поссориться по-настоящему с ними не успела, что б до разорванных тетрадок, до кукол, подаренных друг другу, а потом брошенных в лицо. За справедливость, за принцип, из-за мальчика. Нет. Не было. Уж очень они уравновешенные, очень аккуратные.
   Рамочка для них  овальная,  мягкая, бархатная, отделана пушистыми  пумпончиками, с газовой вуалью бледно-сиреневого томного цвета. Я ставлю ее  в центр экспозиции. На память.

      Бальная танцорша и «звезда» местных подиумов: две надежды нашего шоу бизнеса провинциальной модельной индустрии . Одна тихо, по инерции кружится,  то в вальсе, то в латиноамериканском танго, оставаясь милой  «Белоснежкой», совсем не повзрослевшей  с тех пор, как я ее видела. Другая – вихрь, осчастливливающая  бутики, бары, ночные клубы и модные тусовки города своим шумным появлением. Мы встречаемся с ней на улицах, окинув друг друга оценивающим взглядом, ограничиваемся дежурными «привет» и «как дела». Торопливо расходимся, не дождавшись такого же лаконичного ответа. Нам не интересно. Мы –разные.
    Рамка  для обеих жесткая, блестящая, с острыми углами загнутого металла. Магазинная штамповка, с ценником на обратной стороне картонной начинки. Все равно пусть стоит на комоде, но за всеми другими портретами. И пылится.

     Ника. От одного звучания имени начинается слабая  вибрация, а услужливая память воскрешает образ богини… Стоп. Память, памятью, а Ника- это Ника. Холодный взгляд Ники –несмеянны. Девочка без косметики. Девочка без эмоций. Учебник в образе девочки. Она в три года знала, что Деда Мороза нет; в 10 лет она стала круглой отличницей;  в 14 лет она отдала душу… Ну нет, конечно,  не все так трагично. Но отношения с религией очень  своеобразные. Кажется, она –адепт какой-то секты, и ее взгляд на описанную М.Булгаковым сцену встречи Понтия Пилата и Иешуа, вызывает у учителя ступор. Классическая методика преподавания литературы бессильна перед ее доводами.  В 25 лет может стать  монахиней женского монастыря…
    Хотя, я увлеклась. Простите.
    Ах да, рамочка! Но для Ники, кажется, и так вся жизнь – огромная  рамочка. Но она в ней счастлива.
    
     «Ребенок- непризнанный гений / Средь буднично -серых людей» написал когда-то М.Волошин.  И в нашей  гимназии были  невероятные краски, которыми мы раскрашивали мир. Это были мальчишки! Одноклассники мои, те с кем было интересно, кто дарил очередные мягкие игрушки на 8 Марта и засыпал «валентинками» в феврале, как красным листопадом. Мои друзья, обязательные озорники каждого школьного детства. Те, кто брал без спроса и ломал   розовые линейки. Те, кто бросался моим пеналом, защищая меня от «врагов». А потом эти защитники  трогательно предлагали свои обломанные карандаши и истекающие фиолетовой пастой ручки. И в этом был заложен некоторый  смысл: всегда была причина «вовремя» выйти из класса.

     Петя, два Сережи  и  Антон, они тоже ушли из той гимназии вслед за мной через один, два года. Нас безжалостно делили на «звезд» и «лузеров», мы по-детски противостояли этому. Но мы были слабы. Нам  усердно предлагали  английский и французский, и мы  «обижали» на уроках  русский язык.  Мы ушли, потому что мы  – не конформисты. Ушли, чтобы найти свои ориентиры и свои новые классы, где комфортно и непретенциозно.

     Пете – пластмассовая яркая рамка зеленого весеннего цвета. Сереже, хлебнувшему жизни в суворовском училище, наверное, рамка в виде БМП с вырезанным отверстием для его вечно улыбающейся физиономии. Он, тонкий мальчик, не побоялся встретиться с  «чудесами» армейского быта, успел пожить без родителей, по-взрослому. «Вишне », второму Сереже и другу его неразлучному Антону- эксклюзивные прозрачные рамки, волнообразно изогнутые, плывущие по жизни хрупкие стекла. Уголки очерчены золотым молдингом. И пусть хранят их Ангелы от бед, как эти рамки хранят их фотопортреты, мальчишек 1993 года рождения.  А  к 2030 году их изображения будут напечатаны на страницах научных журналов, они непременно окажутся  в числе лауреатов многих премий и войдут в списки энциклопедии лучших людей страны.
   А пока все портреты ровно расставлены рядком на кафельной поверхности виртуального камина. Я беру акварельные краски и делаю первые наброски портретов ребят из моего нового класса, моей группы. И это будут настоящие портреты…

* Имена изменены

                Ваша Индусечка.