Нам бы про душу не забыть. В. Шукшину

Татьяна Бутузкина
               
Выступая в 1973 году на премьере фильма « Печки-лавочки» Василий Шукшин произнес слова, (а фактически гениально сформулировал свое творческое кредо): « Нам бы про душу не забыть».
    И какие бы законы не диктовало нам время, зараженное вирусом прагматизма, искусство Василия Шукшина - писателя, актера, кинодраматурга, никого не оставляет равнодушным.
 Ни критиков, до сих пор не пришедших к однозначной оценке его творческого наследия, ни многочисленной армии почитателей его таланта.
    Добрый и чистый человек, за все болеющий душой, не умеющий « пройти мимо», понимающий и чувствующий каждую соприкасающуюся с ним душу, как яркое светило за тем¬ными обыденными портьерами действительности.
     Их явления редки, как правило, непродолжительны, но высшая их суть в том, чтобы заражать окружающих при встрече... верой. И в духовную силу нации, и в её неистощимые « природные запасы» - мудрость, любовь, доброту. Если бы не эти светлые лики иконостаса нашей культуры, чем бы мог утешить взгляд страждущий? Созерцанием « косметически отреставрированных» лиц « небожителей» на фоне говорящих за себя интерьеров? Яркими обложками «бестселлеров», одни заголовки которых звучат как нецензурные ругательства.
     Блеск всей этой мишуры сиюминутен. Полоснет, возможно, чей-то завистливый взор, но никого не сможет одарить  теп лом!
    Когда Василия Макаровича спросили про « творческую лабораторию», то он с присущей ему искренностью и юмором заметил: « В новом костюме ничего путного написать не могу. А если еще и в галстуке, то и строки не выжму.. .Хорошо, когда просторно, тепло и не боязно мять. И полно сигарет».
   Ему не нужна была так модная сейчас вся эта внешняя атрибутика. В нем и так всё было гипнотизирующим: и слово, и взгляд, и жест. Таланта это¬му « герою в кирзовых сапогах» было отмерено свыше на любой род деятельности. Мы мало, например, знаем о нем, как о талантливом публицисте.
     Когда ему предложили напи¬сать статью в «Правду», почему молодежь уходит из села, он тотчас поставил условие: «Только это не будет экономическая статья». И всю боль ухода шестнадцатилетнего пар¬нишки в голодном 1946 году из деревенского дома, весь давний страх перед новой, неве¬домой жизнью, страх за плачущую мать с младшей сестренкой на руках, - он выплеснул на страницы статьи-размышления о судьбе деревни.
    Шукшин первым нашел в себе силы честно признать, что все уехавшие « несут в душе обездоленность, чувство вины и грусти. Мы никогда не узнаем его как поэта.
     Василий Макарович ревностно оберегал тетрадь со своими стихами от посторонних взглядов. Но, однажды зачитал близкому другу и тот запомнил:
« Тихо в поле
Устали кони...
Тихо в поле-
Зови не зови
В сонном озере, как в иконе,-
Красный оклад зари.
В воспоминаниях Ю.Скопа есть эпизод. Пронзительный и глубоко символичный. Снималась массовка – проводы гармониста в армию. И никак не шла песня, живущая в народе и извест¬ная многим «Последний нонешний денечек».
    « Тогда Макарыч взлетает на пригорок и яростно рыкает « Вы что? Русские или нет? Как своих отцов-то провожали? Да как же это можно забыть?» И начал сам.. .так зычно, разливно, с грустцой и азартом бесшабашным. За всю массовку вложился в голос!».
      Он жил на таком пределе, в таком ритме, что не выдержало сердце. Разорвалось. В разгар съемок картины   « Они сражались за Родину». Причем, так стремительно, что таблетка валидола осталась под языком. Он ушел из жизни в 45 лет с сердцем 80-летнего (так констатировали врачи).
      В музее Шукшина в книге отзывов есть такая запись: « Что могу сказать о нем? Что добавить? Посмотрю еще раз на Сростки, возьму его книгу и попробую стать лучше».
    Этими словами неизвестного посетителя и хотелось завершить заметку, чтобы не впадать в лож¬ный пафос и лишние личные рассуждения. Но не отпускает еще одна грань шукшинского таланта: собирать, объединять, роднить людей, не подозревающих о существовании друг друга.
          Подбирали материал к выставке, посвященной ему, и вдруг.. .рядом, словно направленные чьей-то рукой свыше, среди множества других талантливых книг и заметок - встали рядышком две книги: сборник стихов  Конаковской поэтессы  Евгении Константиновны Победимской « Мимо себя проходим».  И Евгения Васильевича Черносвитова « Пройти по краю: Василий Шукшин, мысли о жизни, смерти и бессмертии» - М.,Современник,1989 г.
        Оба тезки имеют самое непосредственное отношение к нашему краю. Евгения Константиновна живет в нашем городе, давний друг библиотеки, человек интерес¬ной судьбы и поэтического дарования.
        Евгений Васильевич свою книгу посвяти родителям. Он часто гостил в Завидово, навещая маму - Зинаиду Антоновну. И был приятно удивлен, когда узнал, что в нашей библиотеке бережно хранится единственный экземпляр его удивительного философского исследова¬ния творчества В.Шукшина. Особенно, если учесть, что автор - практикующий врач-клиницист.               
       Предисловие к книге начинается словами: « Книга-это попытка вновь услышать голос В.М.Шукшина».
      Так прислушаемся к шелесту берез за окном, переливам гармошки в умелых руках ,плеску волн на знакомом берегу! Кто сказал, что он замолчал?

                25 июля исполнится 81 год со дня рождения
                Василия Шукшина.
2003г.

Список использованной литературы:
Е.В.Черносвитов   « Пройти по краю» - М, «Современник», 1989г.
Е.К.Победимская « Мимо себя проходим», г. Конаково
В.Коробов «Василий Шукшин» ( библиотека «любителям российской словесности»), М.,
Современник», 1984г.
В.Курбатов « Двадцать лет без Шукшина» - журнал «Смена» -1994-№ 3
И.И.Поплавская « Счастливые мученики» - журнал «Москва» -1999-№ 7
В.А. Апухтин « Проза Шукшина» - М., «Высшая школа», 1981г.
Н.Веселова «Душа болит» - журнал «Сибирские огни» -1989-№ 7