Ступени самоосознания

Рустам Наилевич Мустафин
               

Ночная тишина. Глубокие темные сумерки. Где-то вдали играет одинокий сверчок. Я взглянул на небо и испытал упоение от вида миллиардов звезд, от необъятной и непостижимой вселенной – беспредельной как беспредельно и непостижимо сознание каждого из нас. Природа вокруг благоухала и цвела, я чувствовал запах тысяч трав и цветов, запах свежей и живой воды. Я слышал журчание волн реки, завораживающий плеск и шелест листьев огромных деревьев вокруг. И все это великолепие, один миг в нем я не променял бы ни на что на свете – я почувствовал то, что сам являюсь частью этого мира – великолепного и необъятного по своей красоте и гармонии. Мое сердце налилось счастьем и покоем от постижения истины, от постижения всего того, что я не мог постичь долгие годы заблуждения и мрака, которые чуть не уничтожили во мне собственное я. Не страшно! Мне теперь не страшно! – вырывалось у меня из груди. Мне не страшно умереть среди всей этой гармонии, слиться в одно целое с окружающим нас миром – и ведь я не исчезну, как думал ранее – я сольюсь с природой, стану частью травинки, частью дерева, частью того, чем я был раньше – еще до рождения, просто совершив круговорот в вечной и прекрасной природе; которая, я надеюсь, никогда не исчезнет. Я больше не испытывал страха, терзавшего меня долгие годы, я просто постиг непостижимое и понял прекрасное.
Стало легко и спокойно – а успокоение, это то, чего ждет каждый из нас, чего не хватает человеку, особенно в условиях современного тяжелого густонаселенного мира. И самое главное успокоение кроется в смерти – когда мы спим, то близки к ней. Захотелось спать в этом спокойствии. Я закрыл глаза и улетел, но не во мрак, как думал, а в зелень и воду.
 Но что же было раньше. От чего я избавился, чего так боялся все эти годы и в чем заблуждался. И было ли действительно это заблуждением. Субъективный идеализм с атеистической позиции, а если быть более точным - атеистический эгоизм сводил с ума и бросал мой разум в страхе и ужасе из стороны в сторону. Смысл жизни – его понимание с точки зрения самого себя как индивида.

 Существует несколько ступеней самосознания каждого из нас. Находясь на определенной стадии интеллектуального или жизненного развития любой из нас может находиться на какой-либо из данных ступеней. Каждая из них представляет собой отдельную психологическую структуру, связанную с нашим миропониманием. Общество людей как таковое представляет собой сложную самоорганизующуюся структуру, каждый индивид которой представляет нечто особенное, уникальное и неповторимое. Каждый из нас смертен, и осмысление смерти как неизбежного конца своего существования дано не каждому, как не каждому дано понять самого себя, а абсолютное осмысление собственной смертности и самоосмысление невозможно.
 Первая ступень самосознания. Она присуща человеку разумному. И характеризуется осознанием себя как такового, как личности и индивидуальности. На этой ступени человек осознает то, что смертен, но не задумывается об этом; а если и задумывается порой, то не осознает своей смертности в полной мере и не испытывает должного страха. Данный уровень самосознания дает возможность каждому из нас развиваться и самосовершенствоваться, творить, самовыражаться как индивидуальность. И данный уровень связан не столько с интеллектуальными способностями человека, сколько с его  окружением. Постоянно общаясь с окружающими людьми, работая, совершенствуясь, человек не хочет осмыслить себя – да и зачем это, если жизнь и так прекрасна, и не столь коротка, как кажется. На данном уровне человек осознает, что смертен, и в соответствии с этим строит свою жизнь – семью, детей и даже собственные похороны, и не боится, что после его смерти все исчезнет для него, и он больше никогда не испытает радости жизни и не испытает больше вообще ничего. Данная ступень формируется в виде самозащиты интеллекта от своей неминуемой гибели.
 Вторая ступень – ступень атеистического самоосознания. Она самая тяжелая и самая тягостная, способная ввести человека в состояния крайней степени депрессии. Формируется на фоне осознания человека самого себя с фактом собственной смертности. Если понять и осмыслить, что я – это я и никто другой, что только я сейчас есть единственная и неповторимая личность – с моей смертью я перестану существовать как таковой – а значит и весь мир вокруг перестанет существовать – все исчезнет, а самое ужасное то, что я исчезну.
 Данная ступень имеет несколько уровней. Самый начальный испытывают многие – особенно в детстве, когда интеллектуальный уровень достигает той вершины, на которой начинаешь понимать, что я - это я, дискретная структура, с одной стороны, связанная с этим миром, но с другой – индивидуальная и неповторимая ни в ком. Осознание собственной смерти как неизбежности воспринимается как самый ужасный кошмар, от которого хочется избавиться – хочется, чтобы все это было лишь сном, проснувшись от которого оказалось бы, что я вечен и никогда не умру. Я помню, что в детстве часто наталкивался на подобные мысли, особенно ночью, засыпая и думая обо всем – я не мог уснуть от ужаса и часто кричал родителям, что не хочу умирать. Но утром жизнь начиналась снова, я просыпался и сталкивался с повседневной суетой, не вспоминая тех страшных мыслей ни на секунду.
 Со следующим уровнем сталкиваются обреченные на скорую гибель – раковые больные, приговоренные к смертной казни. Человек на данном уровне, самоосознавая себя атеистически, с точки зрения себя как такового, единственного и никем никогда неповторимого, понимая, что никогда не будет рожден дважды; впадает в состояние крайнего ужаса, тем более понимая, что избавиться от этого ужаса никак не может. Но на этом уровне человек счастлив в том отношении, что понимает смысл жизни, понимает в чем все ее прелести – как прекрасно жить, дышать, видеть и слышать, ощущать все вокруг, общаться с окружающими. Он понимает, что всего этого больше не будет, и готов отдать все на свете ради еще хотя бы дня, месяца или года радости. Он понимает смысл жизни и ценит каждую секунду, пока дышит и видит свет. Он кается о том, что не свершил в жизни, все свои ошибки, все, чем мог отличиться и самовыразиться.
Следующий этап самоосознания – крайне атеистического самосознания. Наступает далеко не у всех, даже у близких к гибели людей, даже у смертельно больных. С данным этапом может столкнуться человек, зашедший в мыслях самоосознания в такую глубь, что сталкивается с абсурдностью бытия как такового. В один прекрасный момент я проснулся в ужасе от того, что понял, что я смертен, что рано или поздно умру, что перестану существовать – мое тело, моя основа материальна, я дышу за счет легких, я вижу за счет глаз, я мыслю за счет собственного мозга. Все, чем я ощущаю этот мир, и все как я в этом мире проявляю себя связано только со мной самим и ни с кем другим. Я понимаю, что уникален, я чувствую собственные воспоминания прошлой жизни – и они для меня очень дороги, а еще дороже моя жизнь, и никто никогда ее не заменит после моей смерти. Я – это я – осознавая себя, приходишь к ужасу – к ужасу того, что я, однажды появившись на свет и осознав себя, неизбежно умру – и ничего от меня не останется, кроме, возможно, воспоминаний обо мне других людей, мыслей обо мне моих родственников, моих записей. Но ведь меня уже не будет, и потому зачем мне все это знать – то, что меня будут помнить какое-то время, а потом и вовсе забудут, и я исчезну вникуда – понять весь ужас своего природного материального бытия тяжело настолько, что выразить словами невозможно. Как невозможно выразить словами боль утраты – хочется верить, что мои дети будут продолжением меня самого – но ведь они – это не я сам, они, возможно, будут думать обо мне, вспоминать временами – но ведь и они смертны – и их дети, и каждое последующее поколение – и так без конца. А время невозможно остановить. Так зачем же тогда вообще жить, если я умру, если все мы умрем – понять это очень горько – понять, что я являюсь просто продуктом эволюции живой материи и неспособен повлиять на процессы природного преобразования, на собственное старение, на неизбежность собственной смерти, на неизбежность смерти своих детей и своих потомков. Все исчезнет когда-то, так зачем же вообще жить, если все это временно, если все мое самовыражение уйдет вникуда, являясь лишь частицей беспредельной вселенной, и мои молекулы после моей смерти превратятся в ничто. Осмысливая самого себя на этом уровне приходишь всякий раз к абсурду и ужасу, к бессмысленности собственной жизни и жизни всех вокруг.
 Третья ступень самосознания представляет собой самосознание себя как частички общества. Она лишена эгоистичности и этим самым лишает абсурда все выводы о бессмысленности бытия, к которому приходишь на второй ступени. Перейти на третью ступень, абсолютно поняв и осмыслив весь ужас второй очень трудно, а для некоторых и невозможно. Так как для перехода на третью ступень надо руководствоваться не только логическим разумом как таковым, но и собственной духовностью, всеми теми выводами, к которым приходишь, находясь в обществе, чувствуя и любя, и осмысливая свою любовь к окружающим, к близким людям. С точки зрения интеллекта, разума, материализма объяснить самосознание на данной ступени невозможно – всякий раз приходишь в тупик и не понимаешь, более того – все больше и больше ужасаешься перед неизбежной кончиной, которая тебя ждет. Но с точки зрения собственной души, собственных эмоций, своей любви и чувств все вполне логично и понятно.
 Я – часть общества. Я – продукт человеческой цивилизации, и мне отведено определенное время в этом мире как личности со всеми свойственными мне индивидуальными чертами, чтобы проявить себя, самовыразиться и тем самым попытаться улучшить этот мир. Я не существовал всегда. В этом один из ответов загадки второй ступени. Тысчелетия существования цивилизации человечества, бесконечное количество лет существования вселенной меня не существовало. Но вот я возник, и бояться, что я снова исчезну вникуда, как когда-то не был ничем не стоит. Таковы законы природы. Раз я не могу изменить их, так зачем же бессмысленно мучиться и убиваться понапрасну. Да, жизнь прекрасна, ты любишь этот мир, но все когда-то кончается. И именно от тебя зависит то, как ты проведешь время на этом свете – бессмысленно проводя часы и годы перед телевизором и пассивно наблюдая за окружающими, или проводя каждую секунду и минуту с максимальной пользой для всех людей и для самого себя. Проводя время в тяжелом труде, будь то физический или интеллектуальный – тем самым ты самовыражаешься, проявляешь свое я, имеешь больше возможностей продолжить свой род, оставить после себя максимальный след в этом мире. И, даже будучи уже мертвым, ты будешь жить в сердцах и умах других людей, всех тех, кому ты помог, кому сделал добро, кого научил законам максимально полезного существования.
 На третьей ступени самосознания человек осознает себя не как свою индивидуальную личность, разделенную от всего окружающего, со смертью которого все исчезнет, а как часть всего этого мира, со смертью которого все останется на своих местах. Если я умру, то все исчезнет для меня. Но суть в том, что в действительности это только я исчезну для всех, и то не совсем – останется часть меня в виде моих записей, в виде моих мыслей, моих речей, моих детей, моих родственников. Осознать себя на уровне третьей ступени – значит лишиться страха. Лишиться всех тех угрызений и опасений, которые связаны с невозместимостью моей жизни ничьей вокруг. Но все эти угрызения и опасения бессмысленны и вредны, особенно если они лишают способности адекватно мыслить и понимать, творить и самосовершенствоваться, совершенствуя окружающий мир. Чтобы осмыслить всю абсурдность мыслей второй ступени достаточно ощутить и вспомнить свои чувства к окружающим тебя. Если у тебя есть ребенок или дети, то вспомни о них и почувствуешь, как кольнет в груди, как все твои мысли перенесутся в переживание о них. Мысленно ты перенесешься к своему ребенку и будешь жить его жизнью, так как он есть часть тебя. Также как ты есть часть твоих родителей. И все мы люди братья, единицы – клеточки одного целого, неразрывного организма. Понять это может не каждый – точнее осмыслить на уровне интеллекта, особенно если побывал долгое время на второй ступени. Но понять это, значит осознать истину, и она не печальна, а прекрасна. Абсурд исчезает. Ты снова приобретаешь свободу мысли и свое место в этом мире, которое мог потерять из-за эгоистических заблуждений. Но любовь имеется не только к твоим детям и родственникам, любовь имеется ко всем окружающим тебя людям. Не даром некоторые философы и религиозные деятели уходят в одинокие скитания вдали от всей человеческой цивилизации – и обретают истину только тогда, когда возвращаются к людям. Так как, возвращаясь к людям, они чувствуют любовь к ним, любовь к каждому, кого встретят на своем пути, независимо от пола или возраста. И дело не в Фрейдовском стремлении к сексуальному удовлетворению. Нет – это более высокое и более обобщающее всех нас чувство. Это чувство единства, ощущение того, что я как индивидуальность не существую, а живу лишь как неразрывная единица всех людей. В этом плане религия играет колоссальную роль, так как она учит тех, кто не наделен от природы достаточным интеллектом для глубокого самосознания, любви к окружающим, смиренности и честности, защищая человечество, каждого из нас от войны и насилия. Религия – величайшее из всех творений, созданных человеком и человечеством. И даже с атеистических позиций она абсолютно прекрасна и всеобъемлющая. Каждый на своем уровне начинает осознавать свою сопричастность к окружающему миру. Все кто отвергает это - абсолютно заблуждаются в своих, как им кажется, гениальных и абсолютно логичных мыслях. Понять истину можно только отступив от этих эгоистических логичных мыслей. Подобно тому, как пришлось отступить от абсолютных – доказанных как на логическом, так и на экспериментальном уровнях законов физики, столкнувшись с законами движения электронов вокруг атомного ядра, движения которых не согласовались ни с одним из привычных постулатов о сохранении и преобразовании энергии. И причина не в страхе – нет, религия создана не устранять страх, ее первостепенная и колоссальная по своей правильности цель – дать понять людям на их уровне то, что дано понять только одному Богу. То, что мы все – есть одно целое, каждый из нас объединен с окружающими неразрывными многоуровневыми и разнообразными связями, подобно тому, как клетки внутри нас связаны между собой нервной, эндокринной и другими системами. Я как таковой не существую без всех вокруг меня людей – и поэтому бояться смерти не надо, так как умереть абсолютно невозможно – все человечество останется существовать, переняв от тебя все возможное, что представляло тебя как индивидуальность. И каждый, с кем ты сталкивался на своем жизненном пути тем или иным образом, хоть на толику изменил свою жизнь после разговора с тобой или даже просто взаимного обмена взглядами, которые могут говорить больше чем слова.
май 2010
 © Мустафин Р.Н. 2010 г.