Самоизлечение через общество

Рустам Наилевич Мустафин
 Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека как социального существа в большей мере зависит от его психического состояния или, другими словами, душевного благополучия. И для человечества индивид может принести пользу именно находясь в психически здоровом состоянии – в плане интеллектуального совершенствования общества и повышения его потенциала.
 Даже находясь в состоянии неизлечимой физической болезни – будь то рак, ВИЧ-инфекция, уродство – человек может оставаться самим собой и успешно работать как для блага себя и своих близких, так и для общества. В этом плане для человека, как социального существа, наиболее важно состояние его духа – еще существует множество неизлечимых болезней, борьба с которыми – перспектива современной медицины и науки в целом, но неизлечимость болезни не означает неизлечимость самого человека. Отсутствие здоровья не должно ставить крест на жизни индивида – наоборот, со всех позиций, как со стороны общества, так и со стороны самого человека жизнь должна быть эффективной и красочной – использовать время надо с максимальной пользой. Это очень важно знать и понять каждому, тем более больному человеку. Важно то, что он жив сейчас, что, несмотря ни на что, может работать, пусть не физически, так умственно, может ощущать этот прекрасный мир и делать его еще лучше. Если же человек, узнав о наличии у него болезни, с которой современная медицина не в силах справиться, замкнется в этой болезни, уйдет в нее, то, еще не умерев, он умрет как для самого себя, так и для общества. Это абсурдно – думать о своей болезни, углубляясь в собственные страдания до глубины души – при этом вникуда уходит бесценное время жизни (тем не менее, с большинством людей происходит именно так). В этом плане очень важно как самоосознание, так и осознание своей социальной значимости.
 Самоосознанием человек может помочь себе сам – поняв то, что «я» уникален, что «я» живу всего один раз. И, если даже не было бы этой неизлечимой болезни, я все равно умер бы, только несколько позже, хотя, возможно, даже и раньше – множество людей погибают в результате всевозможных катастроф как бы они этого не избегали. «Я» смертен, поэтому бояться приближения смерти не стоит – важно использовать жизнь, свои уникальные возможности с максимальной пользой и счастьем.
 А счастье человек получает, принося пользу окружающим и получая от этого удовлетворение. Так как «я» каждого инидивида неразрывно связано со всеми окружающими его людьми, создавая некий единый организм – социум, единицей которой он является. При потере дискретной единицы сам социум не исчезнет, но изменится, в зависимости от того, как твое «я» повлияло на окружающих тебя людей. Каждый прожитый день для меня может быть последним, независимо от наличия болезни. Значит нельзя тратить время в простом существовании и созерцании – надо действовать, помогая окружающим, совершенствуя общественное сознание. Если начнешь жить, перестанешь существовать и отступишь от болезни, устранишь бессмысленную замкнутость, загоняющую тебя в угол, то поверишь в себя. А вера имеет огромную целительную силу – это доказано – известны множество случаев, когда человек, столкнувшись с неизлечимой болезнью, самоосознает собственное «я» и свою общественную значимость – начинает работать для общества – при этом и болезнь отступает. Человек верит в себя, в окружающий мир, в свою сопричастность ко всем людям и природе, ощущает свою сущность не просто «я в себе», но и «я во всем» и самоизлечивается через общество. Примерами могут служить Солженицын, Дарья Донцова, активная творческая, социально-значимая деятельность которых развивалась после того, как они столкнулись с неизлечимыми болезнями.
 Важно не то, сколько ты прожил, а то, как ты прожил и какую пользу принес обществу – этим измеряется жизнь индивида как части единого организма человечества. Можно просуществовать 90 лет, и все эти годы удовлетворяя лишь свои физиологические потребности и созерцая окружающий мир, но при этом ничего из себя не представляя – такая жизнь как для самого индивида, так и для человечества ничего не значит. Можно же прожить короткую, но активную творческую жизнь, оставив после себя след – пользу для людей на века. Примерами могут служить Лермонтов и Пушкин, Грибоедов, умершие на пике своего творческого развития в молодом возрасте, но став частью каждого из нас на бесконечное количество поколений. В этом плане жизнь не так уж и коротка – времени для самосовершенствования достаточно каждому. И, самосоврешенствуясь, мы улучшаем наше общество, преобразуя его для перспективы развития на следующие ступени эволюции разума. Важно лишь осознать свое «я», свою уникальность – а уникален каждый из нас, так как индивидуален в своем развитии, приходя в этот мир всего один раз и уходя вникуда, оставив после себя свою бессмертность в окружающих людях. 


© Мустафин Р.Н. 2010 г.