Искусство ради искусства

Ольга Скубеева
(О художниках и искусстве живописи. Критика)

Искусство! Для чего оно создается: ради денег или ради искусства? Должен ли быть художник богатым или бедным?
Попытаюсь на примере творчества выдающихся художников  хоть как-то  ответить на этот вопрос.

Не все художники были такими счастливыми художниками, как Рафаэль Санти и имели обилие почетных и грандиозных заказов, и работали быстро и радостно. Многие из художников не имели не только хлеба, но и постоянной крыши над головой, но все равно продолжали творить из любви к искусству, не думая о деньгах и славе.

Нельзя, конечно, и утверждать, что истинные творцы -- это нищие поэты и бедные художники, и что настоящий талант не должен быть сытым и довольным. Многие художники, создавали свои шедевры, посвятив полностью свою жизнь искусству, иначе это и невозможно, и, не занимаясь ничем другим, не имели твердых источников дохода. Но не пытались найти других способов зарабатывать на жизнь, и чаще всего голодали.

Исаак Левитан не обедал по три дня подряд, И. И. Шишкин, обучаясь в академии художеств в Петербурге, нередко обедал только хлебом и квасом. Импрессионисты(Клод Моне, Камилл Писсаро, Огюст Ренуар, Поль Сезанн и другие были обьединены общей идеей искать свою правду в искусстве, не взирая ни на какие трудности. За плечами у них были долгие годы упорного труда и борьбы в одиночку, годы лишений и невзгод.

Многие из них были настолько бедны, что часто нуждались в обыкновенном куске хлеба. Они не имели даже денег, чтобы снять помещение для своей выставки. Художник И. Н. Крамской также, посвятив всю свою жизнь искусству, писал: «Дайте мне год жизни на пробу. Я хочу год художественной жизни, чтобы не быть вынужденным бегать за хлебом».

Чтобы не умереть с голоду и как-то прокормить свою семью, художники вынуждены были продавать свои картины. Но, имея денежные средства, они опять тратили их на краски и холсты. Жизнь многих художников протекала в неустанном труде и постоянной работе. Когда А. А. Иванов писал картину «Явление Христа народу», все его силы и время были подчинены созданию большого полотна. Только расстройство зрения, да недомогания прерывали его работу. Грандиозная картина Карла Брюллова «Последнмий день Помпеи», которую он писал одиннадцать месяцев, потребовала от художника напряжения всех его физических и душевных сил. Он трудился с такой настойчивостью, что иногда его, обессилевшего от работы, выносили на руках из мастерской. И не жажда денег, а любовь к искусству заставляла трудиться художников. ТОТ, КОМУ ДАН ТАЛАНТ ХУДОЖНИКА, НЕ МОЖЕТ ЗАНИМАТЬСЯ НИЧЕМ ДРУГИМ, КРОМЕ ИСКУССТВА! БОГАТЫЙ ИЛИ БЕДНЫЙ -- ХУДОЖНИК ВСЕ РАВНО БУДЕТ ПИСАТЬ КАРТИНЫ!И это-не просто работа и хлеб, это -- ТВОРЧЕСТВО И СМЫСЛ ВСЕЙ ИХ ЖИЗНИ!

Многие художники творили в «стол», для себя, не получая признания у современников, и надеясь только на справедливый суд потомков. Художник Винсент Ван Гог не продал при жизни ни одной картины, зато у потомков снискал невиданную известность. Полотна его кисти спустя 100 лет после появления на свет стали не только одними из самых дорогих произведений искусства, но и, наконец, по достоинству были оценены знатоками и ценителями подлинных шедевров. Картины голландского живописца ныне украшают собрания самых знаменитых галерей и музеев мира. Итальянский художник Сандро Боттичелли не заботился о богатстве, не состроил своего дома, не создал семьи. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать на своих картинах проявления красоты. ОН ПРЕВРАЩАЛ ЖИЗНЬ В ИСКУССТВО И ИСКУССТВО СТАНОВИЛОСЬ ДЛЯ НЕГО ПОДЛИННОЙ ЖИЗНЬЮ! Художник Юрий Пименов был счастлив в творчестве. ОН говорил: «Мир полон поэзии и красоты, которую мы подчас не замечаем. Показать красоту ежедневности, прелесть простых вещей, обаятельность человека в труде и в быту -- моя цель художника». Архип Куинджи писал картины не ради денег и славы. 29 лет он не выставлялся, хотя и не прекращал работы ни на один день и не прекращал упорных исканий. Художник Игорь Грабарь говорил, что ОН НЕ МОГ ЖИТЬ БЕЗ ИСКУССТВА и служил ему как живописец и как художник, как историк искусства и как его критик. Выдающийся итальянский художник Амедео Модильяни жил собой, своим временем и СВОИМ ИСКУССТВОМ, ничего не делая напоказ, и поэтому при жизни почти не знал успеха, и приобрел славу только после смерти. И таких примеров можно привести множество.

Каждый художник старался внести свою лепту в развитие не только национального искусства, но и в сокровищницу мирового искусства. Придя в искусство разными путями по зову души и сердца, по зову таланта, ХУДОЖНИКИ ДО САМОЙ СМЕРТИ НЕ РАССТАВАЛИСЬ С ИСКУССТВОМ. ТОТ, КОМУ ДАН ТАЛАНТ ХУДОЖНИКА, НИКОГДА НЕ ИЗМЕНЯЛ СВОЕМУ ПРИЗВАНИЮ! Художники писали картины, находясь на вершине своей славы, и непризнанные, забытые, нищие, старые, немощные, больные и здоровые, бедные и богатые! Рембрандт Ван Рейн писал свою картину «Возвращение блудного сына» -- вершину своего творчества в последний год своей жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным, жил в голоде и холоде. Художник Никола Пуссен в последние годы жизни, хотя здоровье его было подорвано, а рука дрожала, СОЗДАЕТ ШЕДЕВРЫ, остающиеся образцами героических пейзажей(пейзажные фоны его героических и мифологических картин). Французский художник Огюст Ренуар уже умирал. Его скованное параличом и подагрой тело, уже не способно было удерживать жизнь. Жестокий ревматизм превратил его руки в нечто подобное крючьям или птичьим лапам. НО В ПОСЛЕДНЕМ ПРОБЛЕСКЕ СОЗНАНИЯ ЭТОТ ЧЕЛОВЕК ОСТАВАЛСЯ ВЕРЕН СЕБЕ: ОН ПОПРОСИЛ КАРАНДАШ, ЧТОБЫ НАБРОСАТЬ ВАЗУ, ПОТОМУ ЧТО ВСЮ ЖИЗНЬ, СОЗДАВАЯ ПРЕКРАСНОЕ, ХОТЕЛ СОЗДАВАТЬ ЕГО И В ПОСЛЕДНИЕ МИНУТЫ.

***

В фильме «ALLA RUSSA» показана история любви итальянского художника МАРИО, который после того, как попал в аварию, ослеп, но все равно пытался что-то написать на холсте. И с потерей зрения жизнь для него закончилась. По моему мнению, художник ушел из жизни, покончив с собой, не только из-за того, что он не захотел стать вечной обузой для своей любимой женщины Анны, но еще и потому, что он больше не смог заниматься своим любимым делом -- писать картины, и жизнь потеряла для него всякий смысл.

В настоящее время уже несколько раз в программе «Невероятные истории» Показывали сюжет о художнике-самоучке из г. Чудова Константине Екшибарове, который собрал целую галерею-написал 428 копий самых известных картин и за много лет пристроил к своему дому целых 14 комнат. В эту галерею художник вложил всю свою любовь и душу, и в этом -- вся его жизнь! Девиз художника: «НИ ДНЯ БЕЗ КИСТОЧКИ!»

В целом, галерея впечатляет. Налицо талант художника и его художественный вкус (по словам знаменитого художника современности НИКАСА САФРОНОВА). Несмотря на то,что у художника небольшая пенсия и он не может купить себе даже новый диван (все свои скудные сбережения он тратит на холсты и краски), ОН НЕ СОГЛАШАЕТСЯ ПРОДАТЬ ХОТЯ БЫ ОДНУ ИЗ СВОИХ КАРТИН, ТАК КАК ВДОХНОВЕНИЕ НЕ ПРОДАЕТСЯ! И ОН ПИШЕТ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЗАРАБАТЫВАТЬ НА ЭТОМ ДЕНЬГИ, А ДЛЯ ДУШИ. Еще художник Николай Ге писал: «ИСКУССТВО НЕ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ СРЕДСТВОМ К ЖИЗНИ И ИМ НЕЛЬЗЯ ТОРГОВАТЬ!» И. Н. Крамской, посетив Парижский салон, и делясь своими впечатлениями с П. М. Третьяковым, говорил: «САМОЛЮБИЕ И ЖАЖДА ДЕНЕГ ДЕЛАЮТ ВСЕХ ЛИХОРАДОЧНО ТРУДОЛЮБИВЫМИ.
 НО ПРАВО ЖЕ НЕ СТОИТ ЗАНИМАТЬСЯ ИСКУССТВОМ, ЧТОБЫ ДОКАЗАТЬ, ЧТО МОЖНО КИСТЬЮ ВОРОЧАТЬ МИЛЛИОНАМИ -- слишком дорогая игрушка. НИКОМУ НЕТ ДЕЛА ДО ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ИСКУССТВА».

Такие замечательные слова мог произнести только русский художник, который ВСЮ ЖИЗНЬ БОРОЛСЯ ЗА ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ ИСКУССТВО, И ДЛЯ КОТОРОГО ПОДЛИННОЕ ТВОРЧЕСТВО БЕСКОРЫСТНО И САМО ПО СЕБЕ ВЫСШАЯ НАГРАДА ДЛЯ ХУДОЖНИКА.