Вечность начинается во времени

Александр Азарин
Что такое Вечность? Как нам земнородным постичь это божественное явление, это божественное состояние творческого покоя, состояние деятельной неподвижности, оглушающего безмолвия, ослепляющего мрака, невидимого и нетварного Фаворского Света, который «просвещает всякого человека грядущего в мир»? Как нам представить состояние божественного Мира и Покоя, когда еще не было этого тварного видимого нами мира? Когда еще не были произнесены божественные глаголы: «Да будет…»? Как нам представить себе этот дивный просвещающий и освящающий всякую тварь божественный Свет, который сиял (и сияет) в божественной Вечности до того, как сказал Господь: «Да будет свет…»? Что знали бы мы и как могли бы узнать о Его божественных мыслях и замыслах, если бы Сам Бог через раба Своего Бытописателя Моисея не открыл бы нам, что «все было добро зело»?
Но «Свет во тьме светится и тьма Его не обьят!» Испросим же и мы для нашего затемненного грехом ума божественного просвещения у нетленного вечного Ума и Отца Светов и, просвещенные Его нетварной Благодатию, приступим к мысленному Сиону,  к Горе Святой, к Камню Истины, Имже пренебрегли зиждущие мертвые кирпичи бездушного знания не скрепленные Благодатью Святого Духа.
Мы знаем, что Бог вечен и знаем, что Вечен только Бог, поскольку только Он Нерожден, только Он Безначален, только Он Безконечен. Только Он знает, что есть Вечность по существу, поскольку Вечность – это свойство Его божественного Существа. Таким образом, познать, что есть Вечность, значит познать одно из существенных свойств Божиих, а как это возможно для тварного разума? Так как сказано: «Никто же знает Божие, токмо Дух Божий», но так же сказано, что «Никто же знает Сына, только Отец и никто знает Отца, только Сын, и ему же аще хощет Сын открыти», поэтому со дерзновением приступим к Сыну Отчу Единородному и Единосущному, вопия: «Авва Отче! Дай нам Духа Святого Твоего, да познаем Тебя, Единого Истинного Бога! Дай нам, Святче Боже приседящую Престолу Твоему Премудрость, яко у Тебя, Ипостасной премудрости Вышнего, источник Живота и во Свете Твоем неприступном узрим свет боговедения и богопознания!  Пробави Милость Твою и Благодать Твою всем нам, несовершенно ведующим и совершенно неведующим Тя! Аминь.
Слава Тебе показавшему нам Свет!
Поскольку познание Вечности – есть дело божественного Откровения и восхождение к этому познанию – есть восхождение ума (то есть человеческого духа) по лествице бесстрастия, созерцания и любви к Богу, то восхождение это, а значит и процесс познания Вечности, занимает всю человеческую жизнь и продолжается после смерти (как разделения души и тела). Со смертью тела, стяжавшая божественную Благодать и победившая полки бесовских страстей, душа освобождается от уз дебелой плоти и продолжает своем умное восхождение к Богу, приобретая уже не умозрительное, а опытное познание Бога и познание Вечности. Дай же, Господи, всем нам молитвами Пречистой Твоей Матери, всех небесных сил безплотных и всех святых Твоих сподобиться причастия Твоей блаженной и божественной Вечности во Царствии Твоем. Аминь.
Пока же мы странствуем в этой земной юдоли печали и плача и видим гадательно, словно в зерцале, только смутные образы божественных вещей, словно неясные отблески и блики отбрасываемые Светом в темную и мрачную пещеру нашей жизни, куда низпали потомки падшего Адама.
Так, образом Божественной Любви является наша земная любовь, образом нетленного божественного Фаворского Света наш тарный солнечный свет. Так и наше земное скоротечное изменчивое Время является лишь образом и неким отдаленным подобием того вечного незаходимого Восьмого Дня будущей Жизни, которым будут наслаждаться все любящие Бога во Царствии Его во веки веков. Аминь.
Так что, давайте попробуем приблизиться к познанию Вечности через познание Времени, чтобы получить хотя бы некоторое весьма приблизительное познание ожидающего нас будущего. Ведь Вечности не удастся избежать никому: ни грешным, ни праведным, ни богочтецам, ни безбожникам. Разница будет лишь в качестве этой вечной жизни: мучительная нескончаемая унылая и томительная вечность, уготованная нераскаянным и не кающимся грешникам (точнее они сами готовят ее себе) и блаженная, счастливая, полнокровная, творческая пасхальная Вечность, уготованная кающимся праведникам во Царствии нашего Отца Небесного, ихже святыми молитвами не лиши и нас, Господи Боже наш, этого блаженства. Аминь.
Время скоротечно – это опытно знает каждый. Еще совсем недавно мы были маленькими беззаботными детьми, окруженными заботой наших любимых пап и мам, дедушек и бабушек. Жизнь казалась простой и ясной, как безоблачное июньское небо, птицы пели звонче, вода была чище и прозрачней, трава зеленее. И мы сами были чище и искреннее, люди были добрее к нам и любили нас. А мы любили своих пап и мам, и нам казалось, что так будет всегда…
Помним ли мы как пролетели эти беззаботные дни, как пролетели наши года? Двадцать, тридцать, пятьдесят, семьдесят, аще в силах, восемьдесят лет… Где все они? Что сталось с ними? Что осталось от них?
Память… Вещь хорошая, но абсолютно нематериальная, ее нельзя потрогать, взвесить, сравнить с другой памятью. Очень уж она субъективна, и очень часто на редкость избирательна… Но это отдельная и очень непростая тема…
А наши годы пролетели как сон, как дымка, не оставив следа вне нас. Давно ли мы с вами шли в школу в первый класс? Наверняка наша память хранит еще в себе и трепет ожидания этого «Великого Дня» (а каким он еще мог казаться нам тогда?), и суету подготовки к нему, и первую примерку такой новенькой и солидной формы. А разве можно забыть свой первый ранец, набитый нашим первыми книгами, прописями и тетрадями?! Кто-нибудь когда-нибудь считал сколько этих книг и тетрадей было перенесено нами и на какое расстояние, какая была затрачена на это работа? Вот вопрос на засыпку на любом экзамене, на который никто не знает ответа, кроме Господа Бога, Который вел нас по этому непростому пути; и наших Ангелов Хранителей, которые вместе с мамами и папами сопровождали нас в первый класс первый раз… И все последующие разы…
Так кто же нам даст ответ на вопрос: что такое время? Время вообще и время нашей жизни в частности. Будущего еще нет, прошлого уже нет… Может быть прав поэт, и время – это «только миг между прошлым и будущим»? Жизнь длиною в миг и миг длинною в жизнь? Но тогда в чем ценность этого «мига» и почему все так цепляются за него и готовы все отдать и всем пожертвовать лишь бы этот «миг» не кончался? Одни вопросы и как мало ответов мы можем получить на них, если будем руководствоваться лишь житейскими правилами и понятиями.
Церковь, напротив, учит нас не привязываться к этому «мигу», к этому мгновению Вечности, ко времени жизни, но и не пренебрегать им, поскольку именно в обмен на эту малость мы можем приобрести безценное сокровище Вечности. Жизнь и время жизни – это дар Творца своему творению, врученный нам на сохранение и преумножение талант.  Послужим же им своему Владыке и внидим в радость Господа своего! Аминь.
Но давайте вернемся к мирскому или «научному» осмыслению феномена времени. Если безпристрастно разобраться в вопросе, то мы вынуждены будем признать тот факт, что времени, как некой реальности, феномена или субстанции (т.е. природы) не существует.
Факт, что время не имеет отдельной «временной» субстанции подтверждается и библейскими источниками: Бог сотворивший Свет, Небо и Землю, и все яже в них, не творил времени, а сотворил Солнце и Луну «во времена», т.е. для разделения дня и ночи, для упорядочивания деятельности человека, для гармонии творения, но не ради самого себя, т.е. Бог не творил времени ради времени, как сотворил прочие субстанции, имеющие твердое основание в себе самих. 
Время полностью зависит от движения, в частности наше земное время зависит от вращательного движения Земли вокруг своей оси (время суток) и вокруг Солнца (время года). Из геологической истории Земли известно, что осевая скорость вращения Земли ускорялась под влиянием Луны, не являясь, таким образом, величиной постоянной. А из библейской истории мы знаем, что были случаи, когда время вообще останавливалось (по причине остановки вращения Земли), как это было при Иисусе Навине у Гаваона; и даже обращалось вспять, как это случилось при царе Езекии и пророке Исаии. Таким образом, привычное нам время полностью зависит от движения планет нашей солнечной системы и в случае остановки этого движения – оно также останавливается, а остановка времени – это, очевидно, смерть времени и начало Вечности.
Так же очевидно, что было «время», когда не было Земли и Солнца, т.е. не было времени, в нашем представлении, а то время которое было нам даже трудно себе представить, подобным же образом будет и тогда, когда «небо и земля прейдут», т.е. привычное нам время перестанет существовать.
Так же очевидно, что как нет двух абсолютно идентичных людей, также во Вселенной нет и двух абсолютно похожих планет и звездных систем. Каждая звездная и планетная система отличается своими только ей присущими физическими параметрами (масса, размер планет и звезды, температура звезды, расстояния между объектами, скорости  вращения объектов) и одним из определяющих параметров как раз и является «время», которое напрямую зависит от осевой скорости вращения планет системы и от периода их обращения вокруг звезды. Очевидно, что время в данном контексте абсолютно уникальный параметр, характеризующий как планету, так и звездную систему, в некотором роде «личный» признак, по которому та или иная планета либо система может быть идентифицирована.
Таким образом, очевидно, что какого-либо универсального вселенского абсолютного времени не существует: время всегда относительно, оно возникает там где начинается движение и исчезает вместе к прекращением движения.

Продолжение следует...