Физиология стихосложения

Владимир Кошкин
В.М.Кошкин
 
(В реальном тексте - много разных шрифтов. Здесь это теряется.
Но, надеюсь, смысл сохранился).

          Эта статья о том, как  возникают стихи. Можно было бы использовать более традиционное в подобных контекстах слово «анатомия», но нет, именно   «физиология» рождения стиха – от оплодотворения до родов и даже «постнатальные» ощущения... Анатомия стиха – это его структуры: кости, мышцы, сухожилия, их сочленения:  рифмы, ритмы, тропы.   Физиология стиха – это описание динамики: от зачатия до независимой от родителя, взрослой, самостоятельной жизни стихотворения. Физиология – вот слово, которое стоит применить к описанию жизни стиха.
              С возрастом я понял, что даже в статьях по физике  не следует избегать эмоциональных проявлений. Этому я научился, читая работы Нильса Бора, Эрвина Шредингера и Виталия Гинзбурга. А если предмет исследования – поэтическое творчество, то эмоциональность изложения  совсем уж естественна. 
          Эта статья об  истоках вдохновения, о том, что чувствует поэт до, после и во время написания стихотворения.  И это – продолжение работ последних пятнадцати лет, посвященных изучению психологии поэтического творчества  [1-4].  В этих исследованиях, используя статистику оценок (по двадцати с лишним полярным шкалам в стиле Юнга-Айзенка-Осгуда) совокупностью экспертов совокупности стихотворений,  удалось понять, насколько стихи выражают черты личности поэтов. Я не стану здесь пересказывать эти работы. Если захотите, можете найти их по ссылкам, а сжатое обобщение этих исследований содержится в обзоре [5] и    в  книжке [6], изданной в 2010 году. Главный результат: то, что поэт пишет – точно совпадает с его психологическими характеристиками в жизни. Это статистически достоверный результат. «Научный», так сказать.
             Но в последней работе [7] я привел несомненно достоверные примеры того, когда стихи получаются, похоже,  помимо эмоциональных  посылов их авторов. Стихи как бы «некто диктует», и поэт едва успевает (и даже не всегда успевает) их записать. Есть ли противоречие между тем, что поэт выражает свою собственную личность и тем, что он «записывает» по наитию. На это – казалось бы – несоответствие обратила мое внимание Маргарита Алексенко, известный архитектор и поэт из Тамбова,  прочтя даже только набросок этой  статьи.  Это и есть контрапункт статьи, которую вы читаете. М.Алексенко сформулировала и одну из вероятных причин того, что стихи, написанные «по наитию» никогда не противоречат общему рисунку личности поэта. Мы  вернемся к попыткам понять механизмы рождения поэзии  в самом конце статьи.
        В  исследовании, которое вы увидите ниже, сделана попытка проследить не только то, КАКИМ получается стихотворение –  результат творчества, но и то, КАК этот результат появляется. 
      Можно ли назвать это исследование наукой, еще одной проверкой гармонии  алгеброй – исследовать собственным мозгом жизнь собственного сердца? Вот мой ответ на этот вопрос.

Хоть мозг и сердце в нас облачены
Единым телом и единым духом,
Всю жизнь – и безуспешно – ищем мы
Единство меж искусством и наукой.

Как сочетать мне в сердце и в мозгу
Свободную любовь ассоциаций
И логику. И может показаться,
Что все-таки когда-нибудь смогу...

Но интеллект и чувство – два начала,
Два полюса. И жизнь есть нить накала
Меж полюсов. Их не соединить!
Иль тотчас же сгорает жизни нить.

Есть два начала. Но один финал –
Тот, что Господь в началах начертал.

Так что, я рискую, пытаясь соединить два полюса.
        Так можно ли назвать эту статью – научной?  Конечно, нет! Это просто собрание откровенностей, лучше –  откровений людей, которые пишут стихи. Это произведение ни в коем случае не претендует на статистически достоверный результат – здесь вообще не будет цифр. Я постараюсь только упорядочить эти замечательные откровения, которыми поделились с нами поэты.  Откровения  бесценны для понимания психологии поэтов и, надеюсь, пригодятся  в будущих собственно научных исследованиях. 
         Авторов записанных мною откровений, объединяет только членство в Интернет-клубе Стихи.ру. С ними я  познакомился на этом сайте, где каждый может опубликовать все, что угодно. Разумеется, подавляющая часть публикаций – графомания. Но уже через год участия в клубе вы обнаруживаете, что кристаллизуется круг авторов, которые интересны друг другу.  Вам удается найти  поэзию в словесной руде.  Вы не обнаружите эти имена в антологиях поэзии. Их найдут, возможно, потом – наши дети и внуки. Многие из авторов,  которых я упомяну в этой статье, опубликовали сборники своих стихов, другие  не публиковали ничего в «бумажной» печати.  Но как те, так и другие старательно подчеркивают, что они (пишущие) не считают себя поэтами, только графоманами, может быть, чуть более искусными, чем другие. «Унижение  паче гордости», конечно.  Но каждый из нас прав: не назови себя поэтом сам – оставь эту прерогативу читателю. 
          Полагаясь исключительно на собственный вкус, беру на себя смелость заявить, что  многие из стихотворцев, представляющих свое творчество в Интернет-клубах, часто превосходят своих более уверенных в себе собратьев по перу, опубликовавших свои стихи в книжках. Бастарды нередко жизнеспособнее отпрысков, рожденных в законном браке с анемично-бледной публикацией, не правда ли? Среди так называемых «графоманов» настоящих поэтов не меньше, чем среди признанных  поэтов – настоящих графоманов.
          Я задал несколько вопросов в стиле Карела Чапека: как это делается? Обратился только к членам клуба с разными и по смыслам и по форме стихотворениями, и поэтому сделал предложение не всем знакомым мне хорошим поэтам в клубе Стихи.ру: я искал поэтов «не только хороших, но и разных». В этом мое оправдание перед теми, кто не получил вопросы в этом контексте.
            Каждый из моих героев   поэт – с  моей точки зрения. Это – искренне. С их творчеством  можно познакомиться  на  портале Стихи.ру,  найдя их  по  имени (или по псевдониму).               
             Мы попробуем проанализировать, как рождаются стихи,  используя откровения людей, которые стихи пишут. Статистику применять рано –  ведь так мало поэтов, которые готовы открыть двери своих творческих лабораторий.  Мы познакомимся с полутора десятками  интересных поэтов, которые рассказывают, как рождаются стихи – у каждого из них. Попробуем  найти общее в их рассказах, отдавая себе отчет в том, что поэты склонны, скорее, к словесной живописи, чем к словесной графике. Поэтому будьте готовы к тому, что цитируя моих героев,  я иногда буду использовать одни и те же пассажи в разных контекстах, 
          Вот разделы нашего анализа. Как рождается поэт.  Как рождается стихотворение и состояние после «родов».  Классификация стихотворений по способу их создания. Что отличает поэта

      
         Рождение поэта -  первая любовь

Симона Тешлер: Ещё до того, как научилась читать, напевала свои песенки. В них естественно превращались детские обиды, которые выходила выплакивать в наш сад к дереву. Потом  в песенки - или стишки-шутки превращались и самые грустные переживания юности, молодости.
Галшим: Хотя я тоже не считаю, что я поэт: просто, я с этим живу лет с десяти, стихи бурлят во мне... Свои, чужие...Я ИХ люблю и любила, мне кажется, многие века....
Геннадий Банников:  В силу семейных традиций я  с детства был близок к госпоже Поэзии, но всегда смотрел на неё, как и подобает ребёнку, снизу вверх. Этот детский период у меня затянулся до того времени, которое мы называем Перестройкой. Тогда в буквальном смысле пришлось искать во всём пятый угол, и тогдав профессии творческое начало было практически утрачено. Почти все свои опусы того периода я безжалостно выбросил…          
  Горнистка: О том, как это происходило в самом начале, 6 лет назад. Причина - очень сильное чувство, и невозможность ни встреч, ни общения. И - бесконечный внутренний монолог и внутренний тоже – диалог с НИМ. 
           Ирина Котова: …до 40 лет поэзию читала, но не любила; знала необходимый "культурный минимум", но ни в грош не ставила рядом с прозой. А 2 года назад, из-за очень обидных слов, сказанных близким человеком (рационалистка, расчетлива, неромантична - и еще какая-то чушь в том же духе) ночью волной пошли первые стихи - неуклюжие, со сбоями ритма, рифмы... Но - дикая потребность их записать. Просто зуд в руках... Вот так, буквально на спор, что-то "хрупнуло" в душе. Зуд в руках - это, скорее, образное выражение. На самом деле, это зуд (или колющее тепло) в районе "солнечного сплетения". В мои первые "стихотворные" сутки этот зуд не давал уснуть. Вдруг в полусонном сознании всплывала какая-то законченная стихотворная фраза, потом - обрывком - другая. В ужасе, что забуду их до утра, вскакивала и записывала. Только устроюсь задремать - вдруг опять фраза (либо связующая для двух предыдущих, либо совершенно посторонняя). И так за полчаса - час родились 3 первых стихотворения.
       Сейчас таких "мучений" уже нет, но по этому (уже менее выраженному) «зуду» я точно знаю: в течение нескольких часов будет новый стих, надо только подождать. Причем, ни тема, ни размер мне заранее неизвестны.
            В.Котовский: …Закончил мединститут,  отслужил 21 год в ВС. В 1998 году, осенью, у меня случилась агония, я "видел" – там. Меня вернули. Чуть-чуть умер, ожил и живу. Теперь я здесь, и делаю то, что делаю.
          Е. Промская: Мама попала в аварию... И более молодые не всегда  встают. Когда я поняла, что с ней всё будет хорошо, меня, видимо, отпустило внутреннее напряжение: я вдруг стала писать стихи. Раньше я ведь в жизни двух строчек не срифмовала, даже не пыталась. И вдруг... Даже немного страшно было, если честно. Я перестала читать – я, которая с шести лет, как только читать научилась, с книгами не расставалась ни днём, ни ночью…
        Е. Немоловская: Никогда не думала, что вдруг начну писать стихи. Я помню, с чего всё началось. У меня несколько дней  крутились   в   голове   строки: "Порою кажется, вот глубоко вдохнёшь, и вырвутся стихи наружу..."  И  я решилась записать. После  этого  стихи  стали звучать  навязчиво. Всё  это  казалось мне обременительным и непонятным. Но не записывать стихи я уже не могла. Из-за ощущения, что мне их диктуют.
      Совершенно различны причины, побудившие авторов к стихотворчеству.
Иногда – это мощный стресс в зрелом уже возрасте, иногда страдания от любви к кому-то,  иногда просто с младых ногтей приходит желание писать стихи.

 Зачатие и рождение стихотворения

         Это жизнь, уже не первая неопытная любовь. У каждого –  неповторимо свое.
Горнистка: Сначала в мыслях появляется одна строка и, думаю, что это самое важное - ей возникнуть. Или какое-то слово неожиданное. Дальше, еще не зная, о чем будет стих, уже идёт рифма без предложения определенного.Как будто, мне этот текст медленно вкладывают в голову, даже не давая осмыслить. И что странно - перечитывая написанное - удивляюсь, ведь этого еще нет – события, действия. Потом научилась просто доверять и не анализировать. Мои стихи пишутся всегда быстро 20-30 мин, но столько передумано до него! Когда пишу - переживания настоящие,а после написания - упадок какой-то, но и облегчение, как груз сбросил.
Алена Березкина: ...беру в руки карандаш, намереваясь записать конкретные мыслеформы,.. а на бумагу ложатся совершенно другие, будто надиктованные той, другой Берёзкиной, которая знает, видит и слышит намного больше, ибо живёт не во мне, а вне меня...ближе к небу...
           Надежда Бесфамильная: Не все стихи пишутся по заранее продуманной идее, но таких у меня большинство. Бывает, однако, что изначальная задумка по мере написания стихотворения трансформируется, и результат удивляет меня саму. Как правило, даю стихам вылежаться,  пока на скелете не наросло еще достаточно мяса: лексикой, образами, внутренними созвучиями –  набирает градус. Такая работа доставляет удовольствие, ведь я уже нутром чувствую, что оно будет обязательно, я уже его хозяйка!
           Но иногда эмоция так сильна, что стихотворение приходит само, не предупреждая о себе заранее.
   Геннадий Банников: Зачастую всё начинается с какого-то общего смутного впечатления, настроения, которое тебя охватывает и вдруг  ты уже знаешь почти наверняка, что из этого ощущения получится стихотворение и тут уж надо не упускать случай! Ощущение… Оно начинает воплощаться в какие-то образы и слова. Очень часто я устремляюсь за звуком, за формой, которая, как мне кажется, может придать уже знакомым смыслам новые оттенки и нюансы.   Особым удовольствием для меня является игра с рифмой.
            Надежда Бесфамильная: Ритмика - очень важный начальный момент в работе над стихотворением. Если просятся быть использованными сложные, длинные, трудно укладывающиеся в рифму и ритм слова и конструкции, то сначала нужно «войти в размер», определить мелодику стихотворения – дальше всё пойдёт проще. Евгений Вольфовский тоже выделяет   «вибрационное» происхождение стиха: «внезапно, неизвестно  почему, возникает ритм! И начинается стучаться в тебя, и скоро ты весь в этом ритме, и единственный способ избавиться от него – воплотить в стихотворении! То есть, слова приходят уже после стихотворного размера... Я готов подтвердить эти слова собственным опытом написания стихов.
Маргарита Алексенко: Иногда  стихотворение  возникает фактически из ничего, из небытия. Они приносят облегчение, такие стихи. Но запомнить их невозможно.  Более того, их странно читать – они выглядят так,  будто не сама их написала.
         Елена Промская: "Пишу, как будто кто-то мне диктует..." (Это строчка  из моего стиха). Просто рядом лежит блокнот, вдруг приходит фраза и стоит мне её записать на бумаге, дальше уже пишется легко и быстро, записываю, не думая, не рассуждая. Все мои стихи, как экспромты. Я и сама не всегда знаю, чем закончится моё творение.Если не слышу слово, делаю пропуск и пишу дальше. Потом уже привожу в порядок). За редким исключением, редактирую только пару слов или фраз. Или вообще не редактирую.
Геннадий Банников: Замечательно, когда тема свалится сверху сама – опс! – и вот уже взбудораженная кровь предлагает разные пути развития этой темы, всё происходит как по маслу, только успевай записывать.
Евгений Вольфовский: Можно нежданно-негаданно почувствовать, что делать-то ничего и не надо, оно (это стихотворение) уже здесь, с тобой, - бери скорее ручку и записывай. Или - почувствовать, что невозможно НЕ записывать.
Мариян Шейхова: Я порой сажусь за письменный стол в таком состоянии: "не знаю, о чем буду петь, но песня зреет", и ощущаю физически, как вокруг меня, вокруг головы, в напряжении собираются слова и ждут, угадаю ли я нужное слово, найду ли нить, через которую проявятся ожидающие смыслы.И я словно пробую ноту, и когда ее нахожу, когда резонирует вовне и во мне, начинается стихотворение. Но каждую строчку, как музыкант, я проверяю на то, обмануты ли ожидания молчания или я чувствую немое подтверждение выбора и сложения слов.
         Владимир Котовский (он пишет стихи по картинам, вживаясь в них [7]):   Пишу "слёту", заранее картину не выбираю. Иногда, но редко, намечаю картину на следующий день, тогда уже утром просыпаюсь с текстом.
Все тексты всегда пишу сразу, без напряжения и переделок. Является первая строка, а дальше - само собой, слова сами рождают слова, рифма сама рождает рифму, только и работы моей - удержаться в стихотворном размере.
Ирина Котова: Сейчас таких "мучений" уже нет, но по этому (уже менее выраженному) «душевному зуду» я точно знаю: в течение нескольких часов будет новый стих, надо только подождать. Причем, ни тема, ни размер мне заранее неизвестны. Мне очень  нравится это состояние, такой способ написания стихов!
 Галшим: …если складывается пара строк, а потом бегом и бегом куча рифмованных фраз, от которых знобит... стих удаётся.
            Симона Тешлер: Случались и совершенно неожиданные стихи. Более двадцати  лет прошли с тех пор, как я рассталась со своей бабушкой, больше всего в жизни после детей и внуков любившей книги. Не религиозная,  не умеющая молиться, я всё же на День поминовения -  Йом Кипур перед еврейским Новым годом  стала зажигать свечи перед любимым снимком бабушки, читающей книгу. И почувствовала, что никуда не могу  выйти из  комнаты, так ощущалось присутствие. Не могу ничем посторонним заниматься, даже повернуться к фотографии спиной, а если случалось, тут же как бы извинялась.Фотография жила, бабушка читала, а я была при ней всё это время. Потом я села к столу и записала готовое стихотворение «Покаяние на Йом Кипур». Я продолжала зажигать свечи на День поминовения и в последующие годы, однако, таких ощущений присутствиябабушки больше не повторялось.
       Буквально такое же – в описании появления некоторых стихов у Елены Немоловской, рожденных как результат «общения» с любимыми людьми, ушедшими из жизни (я привел ее слова в [7]).
        Владимир Котовский: Иногда меня "находят" умершие, "заставляют" меня записывать их пред - или посмертные переживания, пока не запишу, покоя не обрету. В текстах меня очень мало, а то и вовсе нет. Пока не запишу, покоя не обрету. В текстах меня очень мало, а то и вовсе нет.   И моей-то заслуги в написании текстов этих нет почти никакой: сесть в определённое время и написать, что в голову взбредёт, ни труда, ни напряжения, 10-15 минут, отвлекут если – чуть больше, и забыть. Запись текстов для меня – обыденность, ритуал, обязанность, рутина, даже своего рода духовная епитимья, наложенная мною на себя самого.   Ни тяжести, ни напряжения – не ощущаю, кроме ежедневного стремления исполнить и избавиться, но без всякого эмоционального сопровождения. Тексты пишутся без всяких эмоций, без умственного напряжения. Я будто уступаю себя другому, позволяю высказываться и выражаться отсутствующему по разным причинам, живому либо не живущему уже человеку. Меня словно нет. Тексты после ухода из меня живут уже своей, самостоятельной жизнью...
         Елена Немоловская;…ощущаю какое-то необъяснимое состояние.  Ощущаю, что вхожу в это состояние… А потом начинаю слышать стихи.  Вы ведь просили описать момент рождения стихотворения…
        Появление стихотворения протекает по-разному у разных поэтов. Но все они, буквально каждый,  находят в  этом процессе нечто трансцендентальное, когда строки, или рифмы, или ритмика, или образы возникают сами собой и автор только быстро записывает возникающий текст.  Статья  [7] была посвящена описанию именно этого феномена: творчество всех трех поэтов, проанализированное там (Е.Немоловская, Е.Промская, В.Котовский) –  это исключительно творчество «по наитию» – запись текстов, которые появлялись сами собой, почти без целенаправленной воли их авторов. Из приведенных уже в этой статье откровенностей выясняется, что в той или иной степени такая трансцендентальность присуща всем  поэтам – являются  они лириками или философами, оптимистами или пессимистами, энергичными людьми или созерцательными…
        Уж простите мне физиологичность сравнения. Есть женщины, которые рожают легко – едва успев удержать в себе ребеночка до роддома, или даже рожая его на пути к акушеру. Есть женщины, у которых  роды долгие, тяжелые, с большой кровью, с большими  мучениями. Но дети в жизни    не помнят, с трудом или легко они появлялись на свет. Родившиеся стихи живут уже своей жизнью. Если  использовать этот антропоморфный образ, Пушкин рожал стихи легко, а Тютчев – мучительно. Лермонтов не только стихи, но и прозу писал быстро, а Толстой  свои великанские романы –  медленно. Большая часть поэтов принадлежит к промежуточному типу «рожениц». Вы заметили, возможно, что очень часто время  написания стихотворения, «роды», так сказать, составляет пару десятков минут, у некоторых – всегда, у других  иногда. Так или иначе: «сбросить груз», как формулирует В.Котовский. И другими, словами, а иногда и теми же точно – это в откровениях у всех.  Как бы то ни было: выношенный стих должен появиться во-время, как созревший плод, а не как преждевременный или переношенный во чреве. Это именно физиология стихосложения. (В качестве интермедии. «Родить стихотворение»… Редкий случай в российской лексике:  индивидуальность поэта описывается исключительно в терминах женских свойств. Капитан, космонавт, полковник, гусар, режиссер… –  изначально мужские должности, профессии, специальности.  Но поэт –  «роженица» стихотворения!.. Вот оно,  гендерное равноправие!).
Что первично:  форма (ритм , рифма) или   образ? Мелодия стиха или его смысл? Что  семя?  Что росток?
 
      Как  это происходит:   таинство  рождения стиха.

      Я  думал о том, как систематизировать моменты рождения стиха. Были какие-то варианты у меня, но то, как сформулировала  Маргарита Алексенко, – и  лаконичнее, и точнее моих наукоподобных построений.   
       Вот систематизация Маргариты Алексенко:
       Я разделила бы все стихи –  условно, конечно –  на три группы.
1. Описание ситуации,  обыгранное в стихотворной форме -  репортаж, сценка из жизни… Живут эти впечатления разрозненно в памяти. Вдруг наступает момент: образы   сформировались в нечто общее. Рифмы подбираются легко, творческие муки, если и случаются, то лишь технические.
       2. Попытка автора поделиться своими мыслями или отношением к к явлению, к состоянию, понятию. Это уже  ближе к сокровенному «я» автора, это подспудно не даёт покоя.  И тоже – какой-то момент все вдруг складывается, и рождаются стихи. Образы и рифмы приходят в симбиозе друг с другом, радуя каждой удачной строчкой.  В целом – после написания таких стихов – счастье.
3. Собственно поэзия. Поток мыслей и эмоций, чувств и образов, раскрытие души автора и приглашение понять-поверить-разделить эти чувства - того,  кому адресованы эти стихи, того, кто поймёт. Это – самые загадочные стихи.  Они сами решают, когда им быть. Ты начинаешь писать, не представляя дальнейших слов, угадывая наощупь нужные, буквально держа в ладонях каждое, отбрасывая те, которые не входят в резонанс. Возникает стихотворение – зеркало твоего состояния – большей частью состоящее из образов, метафор,  намёков и полунамёков – возникает фактически из небытия. Они приносят облегчение, такие стихи. Но запомнить их невозможно.  Более того, их странно читать – они выглядят так,  будто не сам их написал.
 Я архитектор, в моей жизни хватает расчётов и упорядоченных конструкций. Стихи для меня – территория моей неконкретности, той меня, которая не всегда может понять даже себя, но не теряет надежды понять этот безумный и прекрасный мир.
          Эта классификация и процесса, и побудительных причин стихотворчества – замечательно точна.  Близки к этому и понимания Евгения Вольфовского: «Выстраданное»: некоторое событие или ощущение дало толчок – вот только импульс был недостаточной силы! И стихотворение (точнее его наброски) идёт в стол – иногда на годы – пока не случится  снова азарт и потребность досказать до конца!(Мне кажется,  это первый пункт  по М.Алексенко).   «Индуцированные»  стихи по Е.Вольфовскому: «собеседники-поэты интересны друг другу и им есть, что сказать. Такой диалог в стихах - истинное удовольствие». Похоже, что Илья Цейтлин многое – совершенно новое – пишет как бы в ответ на стихи других, если эти стихи его вдохновили.  В. Котовский тоже пишет «индуцированно» (по этой терминологии): поэзию Котовского вдохновляет, «индуцирует» увиденное на картинах. Мне кажется, «индуцированное» у Вольфовского это нечто  между первым  и  вторым пунктом в типологии Алексенко. Снова Е.Вольфовский: «выплеск» - рука едва успевает записывать, так что по завершению стихотворение нуждается лишь в небольшой шлифовке. Такие стихи «упругие, наполненные», вроде бы удача, но почти всегда этому предшествовало очень сильное (обычно негативное) впечатление, после каждого такого «выплеска» пару дней прихожу в себя.  У других поэтов подобный мотив вдохновения весьма частый, только совсем не обязательна именно негативная эмоция. В классификации М.Алексенко, по-моему, это между  вторым и третьим пунктом. Попытки понять происхождение стихо-творения дают сходный результат. Иллюстрация третьего пункта по М.Алексенко  в чистом виде –  поэзия Е.Немоловской, В.Котовского, Е.Промской.
     Я описал классификацию  рождений стихов, принадлежащей  М.Алексенко и обобщающей интерпретации других поэтов. Я просил Маргариту Алексенко стать соавтором этой статьи. Ее вклад – исключительно важен. Она отказалась. Я понимаю ее: порядочность не бывает гипертрофированной…

Способность писать стихи…
 
Я сейчас буду писать о том, чего на самом деле почти не понимаю.
Но Пушкин … Он-то знал это дело хорошо!
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен...
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется…

      Геннадий Банников: Очень важно  поймать ощущение хотя бы лёгкой
прострации, вознесения. И в этом смысле я верю, что настоящий поэт, если и не бог то точно небожитель.  …хотя мне до сих пор дорого то состояние умопомрачительной экзальтации, в котором по моему разумению только и стоит творить. Признаюсь честно, нынче мой творческий процесс происходит в гораздо более спокойной обстановке, хотя мозг постоянно помнит или по крайней мере «имеет в виду» то, самое первое сумасшествие
       Как это получается –  с божественным глаголом? Может быть, дело в чувствительности души? А глагол божественный всегда звучит, только не каждый слышит…
       Cергей Таллако: Новые идеи, приходящие из «ниоткуда» или возникающие из многообразной игры паттернов в мыслящей голове? Мы с вами этого пока не знаем. Мне нравится гипотеза о существовании Всепланетного Разума, который «и мысли, и дела – все знает наперёд», аккумулируя всё, что когда-то приходило нам и нашим предкам в голову. А далее дело решает Его Величество Случай, идущий навстречу подготовленному уму. Всепланетный Разум как Медной Горы Хозяйка дарит очередному Даниле-Мастеру черновик открытия из своих «сусеков».
       Владимир Котовский: О способности воспроизводить словами давно и кем-то перечувствованное, но не исчезнувшее вместе с обладателем чувственного устремления. Человек по природной сути своей – универсальный передатчик информации, но не вполне отлаженный приёмник таковой. И если по разным, но вполне материальным причинам он вдруг налаживает своё духовное восприятие, то ему не составляет труда соединить в одно целое и, ощутив это единство, выразить прошлое в  настоящем для будущего. Как полагал Рабиндранат Тагор: несвобода есть главный движитель поэтического творчества. Освободиться от текста –  вернуть свободу. Я 21 год провёл вне свободы, не по своей воле – служил, сейчас обрёл, но только часть, хоть и значительную. Запись текстов определяю долгом своим, ибо не моей волей способность к эмпатии определена.
        Вот некое воспоминание. Лет пятьдесят назад я присутствовал  на  эстрадном выступлении Вольфа Мессинга. Я скептично относился к телепатам и медиумам. Но то, что я увидел в том концерте – вижу до сих пор. Маэстро продемонстрировал много разных невероятных вещей, но мой скепсис никак не сдавался. Очередной аттракцион.  Любому  из зрителей предлагалось  что-нибудь спрятать где-нибудь в зале. Мессинг найдет! Очередь желающих. Мессинг берет за руку очередного «загадавшего», тащит   его по залу и не больше, чем за две-три минуты находит заданный предмет. Публика в восторге, Мессинг сияет. По очереди – молодая женщина лет двадцати пяти (запомнил ее лицо навсегда).  Мессинг  берет ее за руку, как и всех до этого, и ведет девушку в зал. Мечется по залу, подходит даже к пожарному крану… Это длится минут десять – двенадцать, не меньше. В зале уже шум. В какой-то момент Мессинг с «индуктором» (так называют тех, кто в телепатическом контакте – передатчик) проходит (скорее  - пробегает) мимо меня. Мессинг истекает потом, ему тяжело бегать – он стар. Фраза, которую я слышу: «Приказывайте! Ну пожалуйста, приказывайте!». Мне было жалко Мессинга, но я ему поверил. А девица, которая чего-то хотела,     была не в состоянии обозначить в собственном мозгу, чего же она хочет. Способность почувствовать другого… Эмпатия… Это свойственно далеко не каждому.
       Не знаю, как описать феномен Мессинга и другие, несомненно достоверные  свидетельства телепатии. Есть много интерпретаций, вполне материалистических (изменения температуры кожи, изменение частоты пульса, размеры зрачка…). Одна из них реализована, между прочим, в «детекторе лжи».   
       Елена Промская:  Мои стихи – это мой собственный взгляд на ситуации или события,  взгляд наблюдателя, а не участника. О себе я почти не пишу, да и те стихи, что были, удалила. Мои сочинения о любви – чаще всего рассказанные когда-то истории людей, которым я сопереживала. Мои стихи – диалог? Или монолог? Скорее всего монолог, но вот чей? Может, всё-таки, это я сама себе нашёптываю). Трудно ответить.
Елена Немоловская:  Психолог сказала: то, что со мной происходит –  неосознанная медитация. Порой стихи пишутся по 3-4 в день. И мне даже сложно иногда уловить, что же послужило толчком.  Честно говоря, я плохо умею писать и выражать свои мысли.  Не могу сказать, что я верующий человек. Скорее –  вечно сомневающийся, ищущий…. Но порой со мной происходят такие вещи, которым я сама не в силах дать  вразумительного  объяснения. А   назвать как-то?   Может быть, и правда:  неосознанная  медитация. Но что это такое?..
        Не знаю, как понять медитацию. Она возникла из буддизма, но не связана только с религией.  Не сомневаюсь, что феномен медитации когда-нибудь будет описана в терминах науки. Не сомневаюсь. Этой технике самовнушения (и гипноза – тоже) сейчас обучают даже на коммерческой основе, с результатами в психотерапевтической клинике. Медитация… Не претендую на определение, но так или иначе она появляется при некоем внутреннем спокойствии, отрешенности от сиюминутных впечатлений и желаний. Может быть, в этом состоянии спокойствия мозга, близкого к сну, всплывают образы из подсознания – по Фрейду?  Известны простые психотерапевтические методы, пользуясь которыми, каждый может «заказать себе» сон на эту ночь. Высокая поэзия – это сон наяву, «заказанный» нашему освобожденному  подсознанию от перипетий действительной жизни. А «задание», «заказ» – из реальной жизни Это состояние (на мой непросвещенный взгляд – занудно, но зато точно) описал Герман Гессе в книге «Игре в бисер» [8].  Молитва тоже акт медитации. Это методика для того, чтобы ввести себя в трансцендентное состояние: не бодрствование  и не сон, не реальность и не фантазия, «не мир, но не война»…  В этом состоянии левое полушарие мозга, ответственное за точные, жизненно важные в данный момент действия уменьшает свою активность. При этом правое полушарие, ответственное за проявления эмоций и оценочных, поисковых действий, становится доминирующим.  Роль левого и правого полушарий мозга в глобальных  проявлениях культуры и на примере разных творческих личностей  количественно  исследовал  В.Петров во многих работах, в частности, в изданной недавно книге [9].   
    Состояние вдохновения в поэзии, кажется, на самом деле, сродни медитации.
      Вот слова Ильи Цейтлина, полученные мною в ответ на просьбу описать свое состояние в процессе творчества: 
                …для себя
вопрос не устаю терзать годами –
Как творчество овладевает нами,
реальность перекраивая снами,
спасая, истязая и губя?

Вдруг настигает вереницей слов,
да так, что зафиксируешь едва ли.
В потоке чувств теряются детали
и, как земля весной из-под проталин,
распахивая душу до основ,

внимаешь, ощущая страсть и дрожь,
вернее, страсть, дошедшую до дрожи.
Как близнецы страсть с творчеством похожи.
И падают слова в строку, как в ложе,
переводя поток эмоций в ложь...

         Выделю у И.Цейтлина в этом стихотворении: творчество овладевает нами, реальность перекраивая снами.
Снова М.Алексенко: Состояние автора такое, которое открывает шлюзы. Потому что я всё-таки не думаю, что это – диктуется. Автору не "приходит" то, что противоречило бы его сущности, его психологии, жизненному опыту, знаниям, чувству юмора и нравственным установкам.  Я склоняюсь к тому, что всё-таки это  работа подсознания, интуиции, способности обобщать, преобразовывать когда-то слышанное, но не осознанное -  какому-то моменту инсайта. У обоих – и у Цейтлина, и у Алексенко – почти точное описание состояния медитации, не правда ли?
         Илья Цейтлин: Люди, занимающиеся творчеством профессионально, в отличие от дилетантов, просто умеют вводить себя в состояние «проводника» - медитировать.
          Начиная писать статью об откровениях поэтов, я не ожидал, поверьте, сделать вполне определенный вывод: поэтическое творчество – в той или иной мере – акт медитации. Тема  часто задана активным левым полушарием мозга, а в состоянии  медитации, когда барьеры обмена между полушариями мозга снижаются (или исчезают), тема правого полушария «разыгрывает» интуитивное левое. Поэтому-то, как очень точно сказала Маргарита Алексенко, не может возникнуть принципиальное «несогласие» того, как личность проявляет себя в стихах с тем, каков он в жизни.
        В этой статье – много соавторов. Это был замечательный оркестр творческих людей. И каждый из них внес свою лепту. Взяв на себя роль дирижера, говорю: Спасибо!

 ЛИТЕРАТУРА
1. Кошкин В.М., Фризман Л.Г. Исчисления души или коллективный анализ как метод литературометрии, Вопросы литературы, №4, 1995, с.91-103.
2. Koshkin V.M., E.I.Kuzmina, E.A.Schedrina,Yu.I.Zaitsev. Three mirrors of poets, Bulletin of Psychology and Arts, 2002, v.3, №1, p.34-35.
3. Koshkin V.M. Creativity as a Self Portrait and Self Soul Dissemination, Proc. XVIII Congress of the Intern. Association of Empirical Aesthetics, Lisbon, 2004, p.147-151.
4. Koshkin V.M., Shkorbatov A.G. Science making arts and apologia of dilletanti, In: H.Gottesdiener & J.-Ch.Vilatte (Eds.), Culture and Communication: Proceedings of the XIX Congress of the International Association of Empirical Aesthetics,  France, 2006, p. 230-233.
5. Кошкин В.М. Творчество, любовь, вероятность успеха // Психология. Журнал Высшей школы экономики, М., 2007, т.4, № 1, с. 120-141.
          6. В.М.Кошкин «Чувства и символы», Харьков, «Фолио», 2010, 187 стр.
             7.  В.М.Кошкин. Достоверное непостижимое.  Мир психологии. В печати. М. 2010
             8. Г. Гессе  «Игра в бисер», М., Художественная литература, 1969
             9. В.М. Петров «Количественные методы в искусствоведении» М. «Академический проспект», 2004