Ты сыграй мне, ночка, Чардаш

Надежда Бесфамильная
МБ

Из некошеных цветочных луговинок и полян
Пьёт нектары летней ночи русский выборный баян.

Вдох  –  тугих мехов оборка, не спеша, пошла вразлёт,
Лаской сладкой, нотой горькой испечалит, изведёт.

Выдох – кнопок переборы вынут душу из груди,
В рай без лишних уговоров отлетит, того гляди.

Разворачивают фугу / что орган - не отличить! /
В полутоне друг от друга справа планки-язычки.

Нижут терции в монисто кнопки слева -  ранам соль! -
Из подборочных регистров многотембровых басов.

Ловит ухо в строе ловком нижний звук и обертон:
Здесь кларнет, гобой, пикОлку, там – фагот, бандонеон.

Многосложной звучной сутью – пой, неистовствуй и плачь -
Вдруг сойдутся вместе – тутти! – понесётся сердце вскачь!

И замолкнут, тихим эхом остужая пыл да жар...
Гибкой ломаною декой в веер сложится душа.
....................
По углам и уголочкам, по низинам и  верхам
Раздувает ветер ночку, как баяновы меха.

Что душа захочет – сладишь. Не Цыганку, не хорал -
Ты сыграй мне, ночка,  Чардаш.
Так, как ТОЛЬКО ОН играл!





*Кларнет, гобой, пиколка, фагот, бандонеон, челеста – так называются подборочные регистры баяна (и гармони), воспроизводящие звук вышеуказанных инструментов по отдельности и в их сочетании.  («Пиколка» происходит от итальянского piccolo – так называется самый маленький и высоко звучащий инструмент какого-либо вида)

** Tutti (итал.) –  в данном случае - совместное звучание всех голосов инструмента.

*** ломаная дека - создана альтернативно прямой деке баяна  в начале 20-го столетия и стала основой многотембровой регистровки.

**** «Готово-выборный». В левой руке кнопки баяна способны извлекать готовые аккорды.
Выборный аккомпанемент – это когда вместо готового аккорда при нажатии кнопки звучит один тон.



Коротко о баяне (только для тех, кому это интересно!)

Баян относят к роду язычково-клавишных пневматических инструментов. Он только на первый взгляд кажется простым инструментом: левая и правая части соединены между собой мехами. Меха представляют собой своего рода воздушную камеру, которая при растягивании наполняется воздухом. Сжимая меха, музыкант заставляет воздух поступать к металлическим пластинкам, отвечающим за появление звука. Такие металлические пластинки называются «язычками». Под действием воздушного потока язычки начинают вибрировать, а значит, появляется звук. Управляется этот инструмент при помощи специальных кнопок, которые и открывают доступ воздуха к определенным металлическим пластинкам.

И вот здесь начинаются  тонкости, делающие игру баяна сопоставимой с игрой органа или целого оркестра– об этом заботятся резонаторная ломаная дека, многочисленные регистры и подборы.  Возможности баяна поистине безграничны, он способен раскрасить своими неповторимыми музыкальными красками любую мелодию из любого музыкального жанра.

Созданный на базе древней гармоники в 1829 г. австрийским мастером-конструктором фортепиано и органов Кириллом Демианом, баян прошел теперь уже почти двухвековую историю постоянного усовершенствования, которым, кажется, не ожидается предела.

В России готово-выборные баяны производятся в Петербурге, Москве, Туле. Имена русских мастеров, внёсших свой вклад в развитие русского баяна, известны широко за пределами России: Стерлигов, Фиганов, Селезнёв, Колчин, Белобородов, Самоделкин и другие...

Теперь для российских исполнителей стали доступны концертные баяны итальянских, чешских, немецких марок, но многие профессиональные исполнители, как и ранее,  предпочитают серийным инструментам заказные, «штучные», сработанные мастером специально для них.

Такой инструмент долгие годы жил и в нашем доме...