Песнь о награде за правду и ложь

Петр Анатольевич Полетаев
                «Лучше горькая правда,
                чем сладкая ложь».
                Народная поговорка

                «Эпохи знАмение в том,
                Что ложь бесстыжая восстала
                И в быт наш лезет напролом
                Наглей и явней, чем бывало…
               
                Вот наша язва! Вот предмет
                И отвращения, и смеха!
                У них иной заботы нет,
                Лишь бы загадить путь успеха
                Нечистотой своих клевет…»
                Алексей Михайлович Жемчужников. 1870

                «В лохмотьях истина блуждает,
                Переходя из века в век,
                И, как заразы, избегает
                Её, чуждаясь, человек».
                Константин Михайлович Фофанов.    «Истина». 1880

                «Жизнь только подвиг, - и правда живая
                Светит бессмертьем в истлевших гробах.»
                Владимир Сергеевич Соловьёв, 1895 год

                «...Выдумка только сладка и красива,
                А сущая правда сурова, горька.»
                Михаил Васильевич Исаковский.
                «Сказка о правде». 1946 год


Лжец, правду зная, сеет беды.
«Обман дороже горьких истин», –
твердит. Ему не верь и ведай:
выносит он свои корысти.

Припев:

Да будет для лжеца наградой
венец забвенья!
Для поэта,
несущего народу правду, –
венец признанья –
воскресение!

Кто лжёт, тот правду знает тоже,
но истину от нас скрывает.
Он правду хочет уничтожить –
боится, что о ней узнают.

Припев.

Узнают правду и накажут...
и маску подлости срывают...
Но кто же на лжеца укажет? –
Поэт, душа в ком изнывает.

Припев.

«Тьмы низких истин мне дороже
нас возвышающий обман...»* –
сказал нам Пушкин. Ну и что же –
хвалить нам лжи густой туман?

Припев.

Кто правду говорит – «зануда».
Того к наградам не представят.
Он – правдолюбец, и иуды
его когда-нибудь подставят.

Припев.

«Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!»** –
всё тот же Пушкин – не Иуда!
В признанье честном нет преград.

Припев.

Когда повязаны всем миром,
обманываться сами рады,
и лжец становится кумиром,
и получает он награды.

Припев.

За правду встаньте, все поэты!
Поэт за правду – лучший воин.
Кто призывает ложь к ответу,
тот воскресения достоин.

Припев.

Скрыватель правды иль заступник, –
будь правдолюбец или лжец, –
одним – герой, другим – преступник, –
все получают свой венец.

Припев.


11.06.2010



* Из стихотворения А.С. Пушкина «Герой».
В указанном стихотворении с эпиграфом «Что есть истина?» часто цитируемое утверждение об истине и лжи является мнением одного из его литературных героев (ЛГ) – «Поэта», ведущего поэтический диалог с другим ЛГ –  «Другом».
«Герой» – название стихотворения и, собственно, предмет обсуждения – это образ Наполеона – главного ЛГ.
Для «Поэта» героизм Наполеона заключается в том, что он имел сердце и мужество жать руку умирающим от чумы, ободряя их и не думая о собственной опасности заразиться страшной болезнью. Когда «Друг» заметил, что «Историк строгий» (имелся в виду один из историков того времени) опровергал факт милосердия, указанный «Поэтом», последний ему ответил:

«Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно! – Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...
Оставь герою сердце... что же
Он будет без него? Тиран...»

Таким образом, в цитируемом произведении А.С. Пушкина в форме диалога двух ЛГ представлено суждение об истине и лжи его ЛГ, которые сам Пушкин излагает, подчёркивая сложность проблемы нравственной оценки истинных и ложных суждений.
На мой взгляд, поэта А.С. Пушкина не стоит отождествлять с поэтом – его ЛГ. Лично Пушкин вряд ли посылал и не мог посылать проклятие всякому свету правды, но только такому “свету” в кавычках, который «угождает праздно» «посредственности хладной». Правда в угоду посредственности не нравственна – вот смысл проклятия, посылаемого поэтом «тьме низких истин». «Тьма низких истин» и «правды свет», хотя и вставлены поэтом в диалектику его рассуждений, всё-таки не одна тождественная суть, а противоположности света и тьмы, которые, как всякие противоположности, могут переходить друг в друга: свет переходит во тьму, низкие истины становятся ненравственными, т.е. неправедными.
Еще одно заключение, которое здесь нужно сделать: отождествление поэтов с их литературными героями – общепринятое заблуждение.


** Из стихоторения А.С.Пушкина "Признание".



Примечание: Опубликовано в альманахе Гражданская лирика. Книга вторая. - М.: Литературный клуб - 2011,- С.177-178 и в авторском сборнике Свободный человек- поэт. Книга первая: стихи разных лет. - М.: Издательство Российского союза писателей, 2014. - С. 59-64.