Два коротеньких эссе

Наталья Малинина
(из судейского обзора на конкурсе "12 месяцев"
http://stihi.ru/2010/04/21/4011)

1. ТОЛЬКО ВОДА...

пляж
Галинасмирнова
***
Только вода возвращает силы, только вода.
Входишь, словно впервые, обнаженный и одинокий,
а она заманивает тебя навсегда,
расплескивает своих детей серебром под ноги.
Осторожно касаешься зеленой замши камней,
наступаешь на черные гробики уснувших мидий,
идешь по чужим следам, по кругам пузырей,
толкаешь волны не больно – чтоб не обидеть.
В твои ноги тычутся носом рыбешки,
доверчивые мальки, вуалехвостые гуппи.
А ты – воспитатель  детсадовской группы –
кричишь в мегафон – считаю до трех, крошки!
И крошки послушно бегут на берег, надевают панамки,
дрожат от летнего ветра, ложатся мурашками на песок.
Ты смотришь на эту открытку в видоискатель
и добавляешь детали:
собака из воды выходит, и тоненький голосок…



   Стихотворение «Пляж» пленило меня культурологической глубиной образа воды – от Овидия до Державина и Бродского, не минуя Пушкина. "Обо всём уже сказано, но не обо всём подумано» (Станислав Ежи Лец)
…Так глубоко и ново подумать и сказать о старом!
Марина Цветаева как-то обронила парадоксальную фразу, суть которой сводится к мысли, что нет поэтов, а есть один поэт, продолжающийся во времени... Продолжающий поэзию.
Так свежо через образ воспитательницы у воды и детей в воде, и собаки с брызгами от мокрой шерсти на берегу автор продолжил поэзию и тайну воды… Звенящий детский голосок и гробики мидий – жизнь и смерть в одной волне… Всё земное, хрупкое, видоизменяемое – всё из воды, в воде и в воду… Человек является на свет из воды, состоит - из воды уходит в воду, кто навсегда ( в летейскую), кто для возвращения "мурашками на песок"... И жизнь - мурашками по коже - из этого стихотворения переливается в читающего...
Человек – стихия, и вода стихия…
Я не смогла отрешиться от предшественника Галины, воспевшего стихию воды, такую похожую на внутренний мир человека и на его изменяющееся естество:
"Куда как женственна! и так на жизнь похожа
ее то матовая, то вся в морщинках кожа
неудержимостью, смятеньем, грустью,
стремленьем к устью
и к безымянности. Волна всегда стремится
от отраженья, от судьбы отмыться,
чтобы смешаться с горизонтом, с солью -
с прошедшей болью."(И.Б.)

И эта, померещившаяся мне аллюзия, вызвавшая «воду» Бродского, только углубила поле восприятия стихотворения Галины, наполнила его такими смыслами, в постижении (и смаковании) которых пропадаю, как в Марианской впадине.
Это стихотворение достойно целого эссе.
Но я обрываю его посередине. Возможно, допишу.

2.

ШАХМАТНОЕ. (Г. Акимов)

  "Дыша духами и туманами..."
                А. А. Блок
               
                "Сама намазана, прокурена..."
                В. С. Высоцкий

Давай с тобой подпишем хартию и согласимся на ничью,
Закончим тягостную партию - я вариантов не хочу.
Плебеи выбились в патриции, как пешки - долгий путь прошли,
Но только в патовой позиции застыли наши короли.
Ты всё мечтала о победе, я - простой гармонии хотел,
Ну что ж, финита ля трагедия - всему на свете есть предел.
Ты налетаешь диким кречетом, бранишь за это и за то...
Я надеваю свитер клетчатый, демисезонное пальто,
И дверью - хлоп! Конец истории. Холодный ветер студит грудь.
По г-образной траектории спешу за угол повернуть.
Иду растрёпанным, распахнутым к давно оставленным местам,
Стремлюсь, влекомый злачным запахом туда, где шушера и гам.
Да, пахнет пивом и котлетами в непрезентабельном кафе,
Стреляют глазками кокетливо две незнакомки подшофе -
Так рады выпавшему случаю: мужчинка лезет на рожон...
Но я намёков их не слушаю, в свои раздумья погружён.
Какими были мы неловкими, какие жертвы принесли!
И невозможно рокировками исправить грустные нули.
Арабской музыки созвучия плетут печальную вуаль,
Аккорды прямо в сердце вкручены, как раскалённая спираль.
Воспоминаниями пряными переполняюсь, как в бреду...
И, надышавшийся туманами, к домашней гавани бреду.
Обиды сумерками выпиты, плывут ячейки этажей
И параллеле... как их? - пипеды! бетонных серых гаражей.
Не всё подвластно математике, но календарь, достав пенал,
На чёрно-белые квадратики опять весну разлиновал.
Что есть любовь? по сути - мания, и от неё лекарства нет.
Нам не уйти от состязания, мой несравненный оппонент:
Проветрим дом, набитый слухами, вернём утраченный уют,
И сядем вновь за столик кухонный, чтоб новый выстрадать дебют.



    Стихотворение Г. Акимова «Шахматное» приятно удивило чисто мужским разбором «полётов» любовной драмы. Не люблю я стихи унисекс – где непонятно, кто их писал, он, она, или оно.
Эти стихи писал очень явно Он, подкупивший меня своим стремлением к со-впадению, к «впадыванию» в любовь, как в высшую степень роскоши человеческого (в отличие от примативного) общения.
    Две крайности взгляда на женщину – удачно поданы в эпиграфе. Автор стихотворения в своём приятии женственности ВЫШЕ их обоих. Ибо – человечнее. В смысле – он любит земную женщину – по-бунински - всю, а не только её приятные во всех отношениях качества, удобные ему. Ну, как выглаженная постель и регулярный здоровый секс – удобные... Он понимает и принимает, то обстоятельство, что в своих земных воплощениях его половинка может быть и Блоковской Прекрасной Дамой и Высоцкой противной «мадамой». Это уж от уровня примативности любящего зависит – кем она станет в тереме его любви…
Ну и форма подачи мысли, конечно, вполне достойна и не набила оскомину.
Мало «подумать» мысль, надо её ещё заселить в тесный терем стихо-творенья ( это пастерначий образ – про «терем»). И чтоб именно терем, а не избушку на курьих ножках…
Автору это вполне удалось, ну, если не придираться к мелочам.