Портрет с виолончелью на фоне древнего города

Ольга Мищенкова
Тамара Иванишко: «Важнее техники для музыканта душа, потому что музыка играется не пальцами, а сердцем.»

Эту женщину знают в Рязани многие. Знают, и любят, и обязательно здороваются, приветливо улыбаясь, словно давней доброй знакомой, потому что она стала неотъемлемой музыкальной частью нашего города, его визитной карточкой, если хотите.
 Ее увидишь издалека и сразу, потому что она редко ходит одна, чаще - вдвоем со своей «спутницей», упакованной в черный мягкий футляр, который хозяйка бережно несет как самую дорогую святыню. И без которой себя не мыслит, потому что и в минуты радости, и в горькие моменты отчаяния она, ее старинная виолончель, всегда рядом. Любовь ее - виолончель - инструмент, тонко чувствующий руки любящей его хозяйки, и за любовь к нему и беззаветное служение, готовый отозваться на самые сокровенные и тонкие переживания ее души, способный разделить с ней и боль, и радость, и поддержать, когда надо, дающий ей силы - ежедневно, и получающий от нее так много, что почти невозможно представить их порознь - музыканта и инструмент, эти два живых существа, (именно - два живых, ибо инструмент в руках мастера - вещь, безусловно, одушевленная, потому что душа в него вкладывается!). Поэтому и стала почти символической фигура женщины, идущей по городу с виолончелью: в любую погоду, в разных уголках Рязани.
 На репетицию... На концерт... Домой... Возвращается она поздно вечером, уставшая, переполненная звуками только что отзвучавшего концерта, унося в своем сердце его мелодию, которую надолго сохранят ее крепкие пальцы.
 Женщина и виолончель на фоне древнего города...
 Тамара Семеновна Иванишко, Заслуженная артистка России, творческая жизнь которой неразрывно связана с Рязанью. Солистка Рязанской филармонии. Человек большой доброты и скромности и яркого созидательного таланта.

 Впервые я увидела ее, когда мне было лет семь-восемь на одном из школьных музыкальных лекториев. Тамара Семеновна играла тогда в красивом старинном зале школы №7 и звук, рожденный ею, заполняя собой огромное пространство, обволакивал, волновал, притягивал своим густым тембром, заставлял сопереживать, будоража мысль. Тамара Семеновна - виолончельная музыка моего детства, мои первые «живые» университеты.
 Потом я на шесть лет уезжала из Рязани, а когда вернулась, повзрослевшая, то по воле случая первой моей встречей на сцене филармонии оказалась она. Я хорошо помню, как что-то перехватило в горле, когда на сцену вышла Тамара Семеновна. Было чувство какой-то щемящей двойной радости: и от возвращения в родной город, в котором мало что изменилось за время нашего отсутствия, и эта женщина с виолончелью, оставшаяся в нем. Теперь мне кажется, что она была в Рязани всегда - как березовое царство есенинских просторов, как заповедные уголки нашего уютного города, как олицетворение вечного животворного начала.
 Многое меняется в городе: правители, музыканты, внешний облик. И на этом фоне сохраняются каким-то чудом, как настоящее счастье, огоньки подлинно человеческого духовного начала, которые светят нам вопреки всему. И в их числе - теплое пламя доброй души и таланта Тамары Иванишко.
 Когда я вижу ее из окна троллейбуса, спешащую то ли на репетицию, то ли на очередной концерт, мрачное настроение сменяется невольной радостью, потому что есть Она и значит, будет Музыка, и все будет хорошо. И всякий раз мысленно я желаю здоровья Тамаре Семеновне.
 Она с детства хотела заниматься музыкой и мечтала о скрипке. Родители музыкантами не были и повели девочку на прослушивание накануне ее десятилетия. Поздно повели, потому что скрипачи начинают свой музыкальный путь с 4-5 лет. Но у девочки оказались хорошие данные, и педагоги предложили ей другой струнно-смычковый инструмент, побольше, похожий внешне на скрипку. Тамара согласилась, потому что очень хотела заниматься музыкой. Так состоялась ее встреча с виолончелью. Было это в Алма-Ате.
 К счастью девочки, ей повезло с педагогами. В училище, благодаря урокам Михаила Андреевича Кадлеца, желание заниматься музыкой переросло в сильную любовь к виолончели.
 Тамара Семеновна без труда поступает в Московскую консерваторию на очное отделение. И снова удача - попадает в класс замечательного педагога С.П. Ширинского, а на параллельном курсе работает М.Л. Ростропович, и когда Ширинский на полгода оставляет учеников по состоянию здоровья, их курирует великий маэстро.
 До сих пор уроки Ростроповича вспоминаются Тамарой Семеновной как яркие, театрализованные, наполненные юмором и глубоким проникновением в музыку, встречи. Поэтому считает себя Тамара Семеновна человеком счастливым, и охотно делится своим счастьем, дарованным ей виолончелью, со слушателями.
 После окончания Московской консерватории в 1966 году приехала Тамара Семеновна по распределению в Рязань - солисткой в филармонию, объездила всю область с концертами.
 И везде она - желанный гость. Тамара Семеновна готова выручить тех, кто обращается к ней за помощью, хотя не всегда ее выступления оплачиваются. А обращаются к ней часто, потому что доверительная интонация виолончели созвучна и умиротворенным залам художественного музея, и камерной атмосфере музея им. И.П. Павлова, и дружественной обстановке Рязанского «Олимпа», и уютному залу Камерной музыки.
 -В молодости, - говорит Тамара Семеновна, - я воспринимала музыку больше через исполнителя: чем талантливее исполнитель, тем острее были мои впечатления. И лишь со временем я обрела способность воспринимать ее, независимо от музыканта. Конечно, хорошо, когда играет Мастер, но и сама Музыка действует на меня магически. Я в этом смысле очень благодарный слушатель, не стараюсь искать у коллег огрехи в исполнении.
; Не жалеете, что не сложилась Ваша судьба со скрипкой?
; Нет. Виолончель - это часть меня. А со скрипкой я тоже тесно связана: и в оркестрах, и в ансамблях. Я очень люблю играть трио, квартеты, дуэты. Получаю от этого огромное удовлетворение.
; Какие качества необходимы музыканту?
; Душу надо иметь. Без этого музыки нет. И это то, чему нельзя научиться. Еще необходима музыкальность, ее можно развить, но если дается от Бога, конечно, это великое счастье. Должно быть чувство звука природное. Оно всегда внутри. Ты его чувствуешь, а потом ищешь пальцами на струне, выводишь его из себя наружу. Ты как бы сравниваешь тот звук, который рождаешь сам, с тем, что у тебя звучит в абсолюте внутри. Надо добиваться совпадения. Надо избегать фальши. Надо чувствовать интонацию.
; Какая музыка вам близка: виртуозная или кантилена?
; Конечно, кантилена. Это ведь очень духовная музыка. А у виолончели возможности хорошие, она равнозначна человеческому голосу. Поэтому так проникновенно звучит кантилена у виолончели. Я люблю романтическую музыку. Сейчас с удовольствием играем с Юрием Соболевым Дворжака «Серенаду», Грига, Рихарда Штрауса. Малера люблю.
; Что Вас спасает в тяжелые периоды жизни?
; Только виолончель. Когда мне плохо, я могу играть часа три подряд. И наступает какое-то просветление внутри тебя, и успокоение приходит, и какую-то гармонию обретаешь. Музыка ведь от всего лечит.
Музыка дает ей силы, и Тамара Семеновна возвращает их слушателям, чтобы сделать нашу суетную жизнь чуть легче, чуть спокойнее и богаче духовно. Она семь лет выезжала в Испанию в составе камерного оркестра, где помимо концертов давала еще и мастер класс. Есть любимые внуки и дочь - пианистка. И им тоже надо оставить частицу своего тепла, и здоровья и силы.
И еще есть планы. Например, мечтает Тамара Семеновна сыграть все пять сонат для виолончели Бетховена. Пока сыграны ею две.
Я пишу эти строки, а на моем столе стоит фотография Тамары Семеновны - портрет с виолончелью. Доброе лицо... Полуулыбка.. Чуть печальный взгляд... И удивительная просветленность лика...
Руки, бережно придерживающие живой корпус виолончели - ее любви бесконечной, ее счастья, ее собеседницы. «Любовь моя - виолончель...», - призналась когда-то Марина Цветаева. Душа ее - виолончель, - думаю я , глядя на портрет Тамары Семеновны, единственным украшением которой была и остается музыка, она же - и суть ее внутреннего содержания.
Очень хочется, чтобы сил и здоровья у Тамары Семеновны было побольше.
Хочется снова и снова слушать ее в концертах, или, проезжая или проходя по городу, видеть знакомый силуэт женщины с виолончелью, спешащую толи на репетицию, толи на предстоящий концерт - вопреки усталости и непогоде, благодаря той силе, которая дает ей Музыка, и которую она, вот уже столько лет, бескорыстно дарит всем тем, кто открывает свои сердца Красоте.

               2005Г.


                Памяти Музыканта
   
       Когда верстался номер «Сотворения», не стало Заслуженной артистки России,  виолончелистки Тамары Иванишко.

    В это трудно поверить и невозможно принять.
    Об этом тяжело думать и еще труднее писать, потому что никакие слова не смогут передать той боли, которую испытывают сейчас все, кто был знаком с Тамарой Семеновной, кто любил ее творчество.
      Она начала учиться музыке в Алма-Ате у прекрасного педагога М.А.Кадлеца, который и привил ей любовь к виолончели.
      Выпускница Московской консерватории, ученица С.П.Ширинского и М.Л.Растроповича, Тамара Семеновна приехала в Рязань по распределению в 1966 году, и с тех пор ее жизнь была тесно связана с Рязанской филармонией. В этом году музыкальная общественность Рязани готовилась отметить сорокалетие ее творческой деятельности. Не случилось…
        Она была человеком удивительным. Добрым прежде всего. Ее отзывчивость и радушие притягивали. К ней тянулись люди, зная, что всегда найдут поддержку и понимание.
         Будучи уже нездоровым человеком, она никогда не ставила выступления в зависимость от своего состояния. Приходила, уставшая, что-то делала перед зеркалом, садилась за инструмент и … начиналось чудо: постепенно, преодолевая недомогание, она восходила к чему-то светлому и доброму, в который раз обретая гармонию в себе. Наступало успокоение, потому что рядом была Музыка. И те, кто не знал ее хорошо, спрашивали после: «А разве она болеет?». Музыка преображала ее, и только самые близкие понимали, чего ей стоило каждое выступление. А публика взрывалась аплодисментами и криками «Браво!».
         Музыка исцеляла и Тамару Семеновну, и тех, кто желал ее  слушать.
         Тамара Семеновна не раз говорила, что для музыканта всего важнее – иметь душу, уметь сопереживать другому, радоваться его успехам. Поэтому и играла она не пальцами, а сердцем. И сколько боли было в густых звуках ее виолончели, когда звучал в ее исполнении Григ, или Шостакович, или Свиридов. Казалось, вся мировая скорбь выливается на тебя вместе со звуками, извлекаемыми ею. И через эту боль ты словно шел к свету, и становился чище и лучше, и добрее – обязательно.
         Музыка, рождаемая Тамарой Иванишко, находила в глубинах наших душ что-то, доселе, возможно, и неведомое, словно вытаскивала на поверхность самое сокровенное и искреннее, чего мы подчас стыдимся, дабы не показаться сентиментальными. Ее музыка очищала и давала новые силы. Она была тем музыкантом, кто заставлял в унисон биться наши сердца, потому что дарила нам самое для себя дорогое – бескорыстную любовь свою к Музыке. Не будет преувеличением сказать, что и сама Тамара Семеновна  со своей неизменной спутницей – виолончелью, была музыкальным символом нашего города, его мелодией, его трепетным звуком. Она выступала во всех уголках Рязанской области, ей рукоплескали в Германии и Испании. На ее мастер-классы стремились попасть. И она щедро отдавала все, что знала и что умела, не утаивая секретов своего мастерства. Теперь ее виолончель словно осиротела, как осиротели и все мы, потерявшие вдруг что-то очень важное для себя, чего нам будет  не хватать, что долго и долго будет вызывать в нас какую-то испепеляющую и протяжную тоску, созвучную бархатной мелодии виолончели Тамары Семеновны Иванишко.