Минна...
Ее с рожденья Музыка ведет,
И укрывает от реалий жизни.
Ей пустота страшнее будет тризны.
Она играет – словно воздух пьет.
«Что в имени тебе моем?..», – спросил давным-давно поэт. В ее имени сосредоточено столько энергии и темперамента, что хватило бы не на один десяток человек. Когда говорят о ней, то обходятся и без отчества (хотя оно тоже неординарное – Наполеоновна), и без фамилии. И, наверное, не потому даже, что во всей Рязани наверняка одна Минна. И Наполеоновна, наверное, одна. Просто, когда слышишь от кого-то короткое «Минна» - сразу перед глазами – ураган страстей, вихрь чувств, стихия эмоций. Такая она в жизни. И в музыке – такая же. Поэтому от игры ее – мороз по коже. И пробирает тебя каждой нотой, каждым тактом, каждым звуком. Она захватывает и завораживает, она заставляет слушать, она будоражит.
Минна.. То ли – звук лопнувшей струны, то ли выстрел, то ли громкогласный аккорд, то ли – крик раненной птицы…
Минна… В ней живут – поэзия Марины Цветаевой, ритм Майи Плисецкой, беспрестрастность Галины Вишневской. В ее имени – стремительность водопадов Армении и тишина солотчинского леса.
Минна… Разанская армянка, которая предпочла белокаменному красавцу Еревану спокойную жизнь среднерусского городка, потому что впитала его красоту с молоком матери.
Она родилась и выросла в Рязани. Окончила здесь музыкальное училище и …поехала в Ереван, в консерваторию. Училась там, работала там, вышла замуж и родила сына тоже там. И вернулась в Рязань. Здесь лучше?.. Здесь – роднее. И вся творческая жизнь прошла в Рязани. Нет уголка в области, где не побывала бы Минна Маргарян как пианистка. И нет такого места в городе, на сцене которого не пришлось бы играть Минне Маргарян. Она всегда приходит на помощь, когда срочно требуется концертмейстер. Она читает с листа так, словно текст ею давно выучен. Про нее говорят: «Ей хоть вверх ногами ноты поставь – все равно сыграет, не подведет». Кто-то называет ее рязанским Оганезовым, потому что ТАК импровизировать за роялем может в Рязани только Минна. Без нее не обходятся камерные встречи в музее Павлова и в гостиной «Этюд», потому что только Минна может запросто играть «В лесу родилась елочка» в джазовой интерпретации и «Революционный Этюд» Шопена, один из самых сложных в репертуаре пианистов. Минна Маргарян играла на сцене прославленного Большого театра и на рояле Святослава Рихтера в музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.
Она везде нужна, потому что незаменима. Может, поэтому так много косых взглядов в ее сторону со стороны коллег-музыкантов, привязанных к тексту нотного листа. Она и это знает. И живет с этим. И продолжает играть, потому что в этом – ее сила. И ничего не надо доказывать словами, когда есть инструмент, с которым она на «ты».
Когда Минна играет джаз – забываешь обо всем. Так это свободно, так это легко, так это виртуозно. И откуда у нее, классического музыканта, эта джазовая страсть? Может, опять – от имени, от того темперамента, который взрывает ее изнутри, словно ураган?.. И, пожалуй, только в джазе может Маргарян выплеснуть наружу весь свой темперамент.
Она – замечательный друг, - качество, в наше время забываемое в угоду необходимости. Она – человек прямолинейный, что тоже не прибавляет ей спокойствия и благосклонности окружающих. Но кто сказал, что «шептаться» по углам – лучше? Она – щедрый человек, в чем не раз могли убедиться те, кто ее знает.
В этом году у нее юбилей. Серьезная цифра никак не ассоциируется с молодостью ее души. Пусть так и будет – всегда молодая Минна Маргарян – замечательный музыкант и хороший человек, которой рукоплещут рязанцы.
....................................................
Ольга Мищенкова
Минне Маргарян
1.
Касаясь клавиш, руки Минны
Рождают огненный аккорд,
И жизнь, с тревогами земными,
Вдруг скучной быть перестает.
И кажется нелепой склока,
В которой утонул на днях,
И повседневности морока
Уходит прочь из бытия.
А руки, утопая в звуках,
Не зная участи иной,
Тебя в пленительную муку
Все увлекают за собой.
И ты, как на холстах Шагала,
Летишь над грешною землей,
И кажется, так нужно мало,
Чтоб счастье в голос зазвучало,
Подаренное нам игрой.
18 сентября 2007 г г. Рязань
2.
В ее имени – солнечный взрыв
Обжигающих сердце мелодий,-
Ей без них и покой не угоден…
Мар-р – га – р-рян – как в ночи нервный срыв…
А в ее виртуозной игре
Виден свет ереванских фонтанов,
Легкий абрис весенних тюльпанов,
Раскрывающих цвет на заре.
И восточных страстей колдовство,
Что в глазах ее жгучих таится,
К нам доносится южною птицей,
Из-под клавиш взлетая легко.
Ее пальцев шальных торжество
Будоражит ленивые мысли…
Минна – звуки, что в небе повисли…
Минна…Музыка…Страсть…Волшебство!
19. 09. 2007 г., Рязань
3.
Ей Северянина понятен странный звук
И буря восхищенного Равеля…
Она, словно вдали от грешных мук,
Живет среди духовных песнопений.
Ей тишина не кажется родной,
Ей водопада звук приятней больше…
Она восточной рождена звездой
И для нее Ноктюрн милей и тоньше.
Ее с рожденья Музыка ведет,
И укрывает от реалий жизни.
Ей пустота страшнее будет тризны.
Она играет – словно воздух пьет.
20. 09 2007 г., Рязань