Слово о писателе Валерии Самарине

Ольга Мищенкова
     1.


ОБРЕТЕНИЕ ИСТИНЫ
               

 Я увидел красивый цветок, сорвал его, и в моих руках он начал вянуть. Я поймал бабочку, чтобы полюбоваться ею, но она погибла. И тогда я понял, что прикоснуться к Красоте можно только сердцем.
Я услышала эту маленькую притчу от Валерия Самарина, когда он выступал перед школьниками города Рязани, и ее глубокий философский смысл запал мне в душу.
Читая стихи поэта, я поняла, что неслучайно именно эта мудрость стала отправной точкой для жизни и творчества человека, связавшего свою судьбу с литературой. И вполне понятно, почему не кто-то, а Валерий Серафимович был удостоен почетного Диплома Министерства лесного хозяйства России за большую работу, проводимую им как писателем по охране окружающей среды, по сохранению лесных богатств.
Уроженец Курской области, села Нижние Мельницы, в десять лет попал он на рязанскую землю, а с 1979 года судьба его тесно связана с Мещерой, ставшей его второй родиной и местом рождения троих его детей:
– Я нашел для себя место, где моей душе хорошо. А душе редко бывает хорошо. Особенно сейчас, когда человека в России ломают, душу его калечат, корни губят. Мещера оказалась мне близка. Я вписался в ее атмосферу, окунулся в ее покой, первозданность. Может быть, потому, что родился я недалеко от соснового леса, с детства его знал.
«Я в лес – мы с ним давно соседи, – входил как в эрмитажный зал», -написал поэт в 1998 году о своих отношениях с лесом. И не однажды признавался он в своей любви к России:
Да, есть любовь, и я ее не скрою
И землю, как умею, воспою –
Не потому, что я чего-то стою,
А потому, что я на ней стою!..
Уже много лет живет в поселке Ласковский, в пятнадцати минутах ходьбы от озера:
Душа моя, ликуй, играй,
Сияй, как светлые озера,
Уж коль попала этот край
С певучим именем «Мещера»!
А озера здесь действительно хороши, и все их исходил Валерий Самарин. Ласковское, Урженское, Черненькое, Большое и Малое Келецкие.
«Но самая большая ценность этих мест, – говорит мой собеседник, – люди. Как я когда-то написал – «простой и сложный люд Мещеры». Какие интересные семьи: Горюновы, Тезины, Гулины… Они до сих пор хранят и историю своего рода и древние традиции этих мест. А с каким упоением рассказывают о Мещере! Мне очень важно и дорого мнение этих людей о моем творчестве, ведь им не чуждо поэтическое искусство, которое ими воспринимается сердцем.  Меня и удивляет, и приводит в восторг знание сельчанами истории своего края.  Как своеобразно их понимание поэзии. А ведь, действительно, простой люд: охотники, рыболовы, плотники. Я и сам топор держать умею. Прошел хорошую мастеровую школу: лесоруб, грузчик, крановщик, плотник… Работал учителем в школе и редактором издательства. Я глубоко убежден, что настоящая литература рождается не в тиши кабинета, а в гуще жизни».
Попробовал себя Валерий Серафимович и в другой области искусства, снял несколько документальных фильмов. Захотелось на языке кино поговорить с современниками о том, чем давно переполнено его сердце, о чем душа болит. В 1998 году вышел его первый телефильм «Сказание о Петре и Февронии» – фильм о Любви, которая держит человека на этой земле, о Любви, истинно русской, освещенной светом нежности и заботы. Второй фильм – «А Земля наша прекрасна» – о том, какой должна быть Земля. «Лесной хуторок» позволил рассказать о близких ему людях, которые, как и он, «больны Мещерой»:
–   Одни из лучших рязанских поэтов родом из Мещеры. Это Евгений Маркин и Валерий Авдеев, Борис Шишаев и Александр Архипов… Я и сам начал писать, когда окунулся в поэзию Есенина, в красоту рязанского края.
    Валерий Серафимович хорошо знает не одну рабочую профессию, но труд поэта, изматывающий эмоционально, держащий в постоянном внутреннем напряжении, не отпускающий ни днем, ни ночью, он считает самой тяжелой работой. Недаром в начале прошлого века Марина Цветаева называла любого поэта «чернорабочим и белоручкой», только мозоли от такого труда остаются не на руках, а на сердце. Кстати, поэт Самарин не разделяет поэзию на мужскую и женскую, справедливо считая, что истинная литература общечеловечна. Ему дорого творчество Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, Вероники Тушновой и Юлии Друниной. Он любит Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова; находит отдохновение в философской лирике Федора Тютчева; ему близки Павел Васильев и Николай Заболоцкий, Сергей Есенин и Николай Рубцов.
И все-таки что главное в поэзии Валерия Самарина? Как и всякой творческой личности, ему интересен Человек, живущий в этом сложном мире, его взаимодействие с Природой. Поэт считает, что, отрываясь от земли своей, утрачивая корни, люди обрекают себя на гибель. Душевная боль приводит и к боли телесной. В своих современниках Валерий Серафимович старается видеть только хорошее, ибо, с его точки зрения, не вправе человек судить и осуждать другого:
– Если кто-то и ошибается, наказание он все равно получит. Человек сам себя и наказывает, и оправдывает, потому что судить себя всегда труднее, чем осуждать других.    
Тянется В.С.Самарин к людям созидающим. И неважно, кто это: инженер или слесарь, художник или плотник. Среди его знакомых и министры, и простые рабочие. С каждым из них ему есть о чем поговорить:
– Я – исконно природный, городская жизнь меня давит. Деревенский быт всегда будет темой моего творчества. А еще Мещера, места, где я живу и где черпаю силу, укрываясь от суеты.
     Вот такой он поэт, Валерий Самарин, знающий цену и рабочим рукам, и писательскому смятению. Скоро должна увидеть свет его новая книга «Обретение истины». И хочется пожелать этой книге доброго и умного читателя, а поэту – ярких образов, глубинных тем. А всем нам обретения истины вместе с Валерием Самариным, которому мы от души желаем и еще одного: не отрываться от источника его творческой силы Мещерского края, маленького поселка Ласковский, затерявшегося в Рязанском районе, Рязанской области. В самом сердце России.

                2005 Г.

  2.

                И светом полнится дорога…

     Валерий Самарин… Еще один юбилей, по-старому – пятилетка. На производстве ее как-то умудрялись выполнять в три года, перевыполнять, еще перевыполнять. Маяковский когда-то сказал, что «поэзия – производство. Труднейшее, сложнейшее, но производство». Ну и про ту же «добычу радия» мы все помним еще со школы.
    Марина Цветаева тоже не относила поэтический труд к безделью, как полагают многие: «Обеим бабкам я вышла внучка – Чернорабочий и белоручка», - писала она.
    Пять лет в жизни поэта Валерия Самарина – много это или мало?
    Увидела свет его новая книга, а это значит, что перелопачено, перечувствовано, переработано из наблюдений в стихи сотни и сотни впечатлений, чтобы несколькими строфами создать поэтический образ, который должен быть емким, ярким, колоритным, чтобы зацепиться в мозгу читателя, а еще лучше – осесть там надолго, будоражить, заставлять переживать то, что пережил автор, создавая эти недлинные строки.
   Одна из книг Валерия Серафимовича называется  «И светом полнится дорога…» Это – состояние души, раз его дорога, при всех ее ухабах и рытвинах еще и наполнена  светом, свет сохраняет не смотря на многие перепетии судьбы.
         Меня, словно пророка, к мысли вечной
                Вела на свете не одна верста:
                Любовь растет из доброты сердечной,
                А из любви восходит доброта!
Валерий Самарин, выпускник филфака нашего тогда еще пединститута, - учитель словесности. Это – его профессия. Но это оказалось и его призванием, потому что он стал заниматься словом уже как литератор. Поэтому имеет полное право сказать, что считает себя учителем на этой земле, ибо его предмет – ПОЭЗИЯ. А поэзия – это и не предмет даже, а, скорее, состояние души, когда мыслишь иначе, чем твой сосед, и чувствуешь тоньше, а потом еще мысли и чувства как-то так ловко складываются в поэтические образы, что потом и сам иногда понять не можешь, откуда это взялось. Будто кто надиктовал, а ты – записал.
              О, старый сад!..Но лишь расцвел –
              Прекрасен стал, неузнаваем:
              Звенит полетом ос и пчел,
              Медовым пахнет караваем!
    Сравнить запах старого сада с караваем медовым может только тот, кто этот мир хорошо знает. И сад должен быть родным с детства, и жужжание пчел и ос восприниматься не иначе, как музыкой. Только тогда получатся СТИХИ.
    И еще очень важно, когда человек сохраняет родовую память. Для поэта она тоже особенная, потому что иначе не было бы таких строк:
                Но самым главным чудом
                До самых поздних дней
                Считать, конечно, буду
                Я лица матерей…
Валерию Самарину подвластна и тончайшая интимная лирика, вся состоящая из полутонов и оттенков:
                А нам с тобой –
                Как будто между прочим –
                Подмигивают звезды с высоты.
                И месяц добр, и этот образ ночи
                Ничуть не затемнил твои черты…
Разные образы, разные чувства, разное настроение… И все это – Валерий Самарин. Прежний, и немного другой, потому что минуло еще пять лет, что-то новое свершилось в жизни, иначе не может быть. И главное, что дорога все еще светом полнится.

                24. 05. 2007г.