Бабочка

Нина Орлова
Вдохновителем этого стихотворения стала моя одноклассница под ником «Старый веник»,  http://www.stihi.ru/avtor/venik1написавшая в одном из комментариев к одному моему стиху следующее: «Лети, лети, и не слушай, кто что там чирикает (или каркает?). Слушай, когда поют, и пой сама! Если уж крылья прорезались - назад их не запихаешь. Видала когда-нибудь, как бабочка из кокона вылезает? Сначала это что-то сморщенное и помятое, даже не верится, что когда-то полетит. А потом высыхает, растряхивается - и такая красотища!»

Старый Веник   25.06.2010 03:19 
И вот первая попытка написать четверостишье по следам этого напутствия было такое:

На свет появляется чудо:
Из кокона лезет мутант,
Он мокрый, противный до жути,
Но в будущем бабочка-сан.

Вот например цикл жизни бабочки Pipevine Swallowtail:
http://www.youtube.com/watch?v=u2cE86AA1q0&feature=fvw

Но потом я решила посвятить этому чудесному созданию другие строки.

Не знаю, как вам, мне противно
Коснуться личинки, червя.
Брезгливость совсем без причины:
Ведь, многие с нами – друзья.

Червяк дождевой в огороде
Нам нужен: он землю рыхлит.
А тутовый кокон в природе
Один – шелкопряд там сидит.

Пиявка нас лечит отлично,
Мы терпим, хоть кровь и сосёт…
И бабочка – тоже личинка,
Червяк потом – листья грызёт,

Пока не запрячется в кокон,
Чтоб выйти затем из него
Чудесным созданьем природы,
Способным летать далеко.

Цветы опыляет, а крылья
Похожи на те же цветы.
Мир ярким цветком ей открылся,
А сам без её красоты?...

Недаром у разных народов
Есть бабочка – символ любви,
А также удачи и всходов
Зерна плодородной земли.

Наверно, она – символ жизни,
А также бессмертья души,
Её возрожденья для мысли
И для воскресенья мечты.

Для критиканов: трёхстопный амфибрахий с количеством слогов 9-8-9-8.
Схема: -+-/-+-/-+-/    полные стопы нечётных строчек
            -+-/-+-/-+      неполные стопы чётных строчек, где
- неударный слог, + ударный слог, / / стопа.
Особая благодарность Роману Санаторному и Андрею Данову, дающими знания по стихосложению http://www.stihi.ru/avtor/romka2

Роль в природе
Роль бабочек в естественных экосистемах заключается в том, что, будучи, консументами первого порядка, они являются неотъемлемыми участниками пищевых цепей. В процессе коэволюции организмов сформировалась трофическая сеть связей между автотрофами и гетеротрофами, в которую чешуекрылые включаются на стадиях личинки, куколки и имаго. Личинки и куколки являются звеньями в питании птиц и паразитических насекомых-энтомофагов. Имаго включаются в трофическую сеть значительно более широкого спектра консументов второго порядка — это разнообразные птицы, мелкие млекопитающие, пресмыкающиеся и т. п.
Бабочки также выступают опылителями многих видов цветковых растений, ведь значительная часть этих насекомых характеризуется развитием антофилии. В ходе эволюции бабочки приспособились к определённым цветковым растениям, а ряд видов растений приспособились к опылению исключительно бабочками. Например, только юкковой молью (Pronuba juccasella) опыляются растения вида Юкка нитчатая (Jucca filametosa). Мадагаскарская орхидея Ангрекум полуторафутовый (Angraecum sesquipedale) с очень глубокой цветочной чашечкой опыляется единственным эндемичным видом бражников Xanthopan morgani praedicta, имеющим хоботок длиной 225 мм.

Охрана
Научно-директивной основой организации охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов бабочек служит Красная книга. Так в Красную книгу МСОП внесено 70 видов чешуекрылых, относящихся к 14 семействам. Первая Красная книга России, вышедшая в 1983 году включала 12 видов бабочек. Через два года вышла Красная книга СССР со списком из 105 видов чешуекрылых. В 1999 году опубликован новый перечень находящихся под угрозой исчезновения животных России, куда попали 33 вида бабочек.
С каждым годом всё больше стран объявляют о запрете неконтролируемого отлова бабочек на своей территории. Строже всего охраняются многие виды парусников: орнитоптеры, аполлоны, тейнопальпусы и др. В Австралии за поимку парусника Улисс (Papilio ulysses) без соответствующего разрешения грозит лишение свободы на срок от 6 месяцев до 2 лет. В последние десятилетия появились законы, направленные на сохранение ряда насекомых, в том числе и чешуекрылых. Всемирный союз охраны природы (The International Union for Conservation of Nature — IUCN) выпустил несколько Красных книг со списками чешуекрылых, отлов которых запрещён или существенно ограничен. Эти списки признаны более чем в ста странах мира, в том числе и в России.

Экономическое значение
Для человека в первую очередь полезны виды, гусеницы которых производят шёлк. В природе шёлк образуют гусеницы многих видов бабочек, сооружая из него коконы. Текстильная промышленность отдаёт предпочтение тутовому, или шелковичному, шелкопряду (Bombyx mori), одомашненному человеком. Также в шелководстве используются китайская дубовая павлиноглазка (Antheraea pernyi), которую уже более 250 лет разводят в Китае. Из её коконов получают шёлк, который идёт на изготовление чесучи. Другие виды шелкопрядов плохо развиваются в неволе, поэтому ограничиваются лишь сбором их коконов в природе. Тутовый шелкопряд играет важную экономическую роль в производстве шёлка. Для получения шёлковой нити, куколок предварительно умертвляют с помощью горячего пара и воды на десятый день после окукливания. В шёлковом коконе обычно содержится до 3500 метров волокна, но размотать его удаётся едва на треть. Чтобы получить 1 килограмм шёлка-сырца, нужны коконы примерно тысячи гусениц, поедающих за полтора месяца 60 килограмм листьев тутовника. Сегодня во всём мире ежегодно производится 45 000 тонн шёлка. Главными поставщиками являются Китай, Индия, Узбекистан. В Индии разводится сатурния Attacus atlas, гусеницы которой выделяют шёлк отличающийся от такового у тутового шелкопряда — он коричневого цвета, более крепкий и шерстистый — и носит название фагаровый шёлк (англ. fagara silk).
Энтомофагия — поедание насекомых — широко распространённое явление во всем мире. Гусеницы и куколки нескольких видов используются в пищу, как богатые белком пищевые продукты. В Азии куколок тутового шелкопряда, размотав шёлк с кокона, не выбрасывают, а употребляют в жареном или засахаренном виде. В Индии ежегодно потребляется более 20 000 тонн этих насекомых. В Южной Африке деликатесом считаются жареные или копчёные гусеницы сатурнии Gonimbrasia belina, которые стоят в 4 раза дороже обычного мяса.
Гусеницы некоторых видов могут использоваться в борьбе с сорными растениями. Самым ярким примером служит специально завезённая в 1925 году в Австралию из Уругвая и из северных районов Аргентины кактусовая огнёвка (Cactoblastis cactorum). Гусеницы этой бабочки помогли избавиться от завезённого кактуса опунции, которым заросли миллионы гектаров пастбищ. В 1938 году в долине реки Дарлинг австралийские фермеры поставили специальный памятник гусеницам, спасшим Австралию

Верования, мифы, символизм
Стоит вспомнить о роли этих насекомых в верования. Ведь с древних времён разные народы связывали бабочек с любовью, душой, возрождением.
• В эпоху палеолита одним из насекомых, представлявших богиню «Великую мать», была бабочка.
• У ацтеков бабочка была одним из атрибутов бога растительности, весны и любви Шочипильи. По поверьям южноамериканских индейцев морфы — это души умерших людей, стремящиеся ввысь, а местное название этих бабочек можно перевести как «частица неба, упавшая на землю».
• Древние римляне считали, что бабочки — это цветы, которые сорвал ветер. Также они называли бабочек «feralis» — «свирепая», и верили, что они могут предвещать войны.
• Древние греки считали бабочку символом бессмертия души. Психея (греч. «душа») изображалась в образе девушки с крыльями бабочки.
• В Китае бабочка является воплощением бессмертия, изобилия, влюблённости, лета. Бабочка, изображённая со сливой, символизировала долгожительство и красоту человека, с хризантемой — красоту в старости, а с пером — долголетие. Образ бабочки часто встречается в даосских притчах. И сегодня, жених перед свадьбой дарит невесте живую или нефритовую бабочку, как символ любви.
• В Японии нимфалида Sasakia charonda является символом страны. По верованиям японцев, бабочка символизирует молодую женщину. Порхающие друг вокруг друга бабочки символизируют семейное счастье, а белая бабочка — душу умершего. Именно поэтому все торжественные шествия и праздники в этой стране начинаются с ритуального «танца бабочек», выражающего радость жизни.
• У христиан стадии жизненного цикла бабочки олицетворяли жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочку иногда изображали в руке младенца Христа как символ возрождения и воскресения души.
• Древние славяне связывали с бабочками представлениями о душе, в том числе и о душах умерших, предвестниц смерти. В ряде случаев у славян бытовало поверье о душе ведьмы в виде бабочки; а южные славяне часто называли ночных бабочек «ведьмами». Болгары веровали, что ведьмы напускали на скот больших пёстрых бабочек, которые отбирали у них молоко. Наибольшей дурной славой у разных народов, пожалуй, пользовался бражник мёртвая голова. С мрачным рисунком в виде черепа на его спинке связано немало легенд — так, по поверью, эта бабочка была предвестником несчастий, смерти, войн и эпидемий. Так, эпидемию 1733 года народ приписывал появлению этой бабочки. В Иль-де-Франс до сих пор верят, что чешуйка с крыльев этой бабочки, попав в глаз, причиняет слепоту и возможную скорую гибель.
У славян представление об этих насекомых, как о душе, отразилось не только на его диалектных названиях — «душа» и «душечка», но и общеупотребительном название представителей данного отряда — «бабочка», восходящем к праславянскому «baba», означающее в древности предка. И по сей день во многих сёлах и деревнях их называют «бабуля», «бабушка», «бабучка», «бабурка», «бабка» и т. д.
Материал из Википедии.