1. Что такое распад ударений и как с ним бороться

Данный опус в сжатом виде формулирует то, что автор для себя открывал в течение трёх лет. Путь этот целиком можно проследить в главах 1, 2, 3, 3.1 и 5 сборника "В поисках истины" ("Нескучного учебника стихосложения").

РАСПАДОМ УДАРЕНИЯ  договоримся называть случай несовпадения фонетического ударения в слове с ритмическим в стихотворной строке.

Для наглядности даю пример:

Обыкновенный пятистопный ямб:

"Ведь в гОроде родИли мЕня БОги!..
01 0(1) 01 01 01 0
За городом зачахну я от скуки..."

Здесь: 0 – безударный слог, 1 – ударный слог, (1) – пропущенное ударение (пиррихий)

В слове "менЯ" фонетическое ударение не совпало с ритмическим, и получилось - "мЕня".

Переставим слова так:

"Ведь в гОроде менЯ родИли БОги!..
За городом зачахну я от скуки..."

И нет вопросов.
С помощью инверсии (перестановки слов) вопрос решён просто и безболезненно. Да и, если приглядеться, исходный порядок слов был не очень русский. После инверсии стало только лучше.

Если бороться с распадом ударения можно:
а) с помощью инверсии (как в данном случае);
б) с помощью замены слова или образа и мы этому, вроде, научились,
то перейдём к более сложному случаю.

ПОЛУРАСПАД УДАРЕНИЯ.

(Не стоит бояться! К ядерному излучению это понятие не имеет отношения.)

Просто, оказывается, в трёхсложных метрах (дактиле, амфибрахии и анапесте) кроме основного ударения существует вспомогательное, полусильное (отсюда и ПОЛУраспад)

Распада ударения как такового в трёхсложных метрах быть не может. Я, по крайней мере, пока не встречал. (Но вот недавно встретил. Об этом в следующей главе) Это прерогатива ямба и хорея - тут сколько угодно примеров (часть из них в первой главе "Учебника..." рассмотрена(см. "В поисках истины").

Зато тихо и незаметно на поэтов наваливается полураспад ударения. Большинство его даже не замечает - ни у себя, ни у других.

Если для всех очевидно, что ритмическая формула трёхстопных метров такова:

дактиль:         1 0 0

амфибрахий:      0 1 0

анапест:         0 0 1,

где 0 - безударный слог, 1 - ударный,

то вот оказывается, что есть ещё и полусильное ударение в стопах трёхсложных метров, которое ни в коем случае нельзя игнорировать.

Обозначив полусильное ударение знаком "+" имеем несколько иную схему трёхстопных метров:

дактиль:         1 + 0

амфибрахий:      0 1 +

анапест:         + 0 1
 
И вот пример ("сконструированный" специально для меня Евгением Какузиным, светлая ему память):

Трёхстопный анапест:

1) Если тЫ Очень лЮбишь менЯ 
    + 0 1   + 0 1    + 0 1    В данном примере и сильные и полусильные ударения на месте

А вот здесь, извините:

2) КОгда Ты пОчти лЮбишь менЯ
    + 0 1     + 0 1    + 0 1                              

В данном примере сразу два полураспада ударения. В слове "когдА", ударение пришлось за счёт полусильного на "кОгда" и в слове "почтИ" ударение пришлось на "пОчти" ("пОчки" какие-то)

Очевидно, что с помощью нехитрых ухищрений можно вылечить строку во втором примере, придумав что-то подобное строке из первого.

Внимательный читатель тут же спросит: "А в слове "лЮбишь" по Вашей логике два ударения?
Да? Сильное и полусильное?".

Да! Уважаемый внимательный читатель. Чуть не выплеснул ребёнка вместе с грязной водой. Избавляясь от лишних примеров и тупиковых размышлений выкинул свою "теорию чёрных ритмических дыр". Исправляюсь.

Нетрудно видеть, что в трёхсложных размерах между двумя ударными слогами два безударных (если не считать допоолнительного ударения) и при попадании в эту чёрную дыру именно ДВУХСЛОЖНЫЕ слова создают все проблемы. Чаще всего предлоги и местоимения. Все эти "кОгда", "Ещё", "пОка", "пОчти", "свАи", "мАи" и т.д. Именно на них и сосредоточены примеры. Именно в них и заключена "беда" многих сочинителей.

Если же слово трёх- и более -сложное, либо двухсложное, но уже имеющее основное ударение (как "лЮбишь" в последнем примере), то полусильное ударение никак себя не проявляет и в этом случае перепишем этот пример так:

2) КОгда Ты пОчти лЮбишь менЯ
    + 0 1     + 0 1    0 0 1
(в последней стопе убран знак + с полусильного ударения. Нет его здесь!)

Так будет правильнее. И вот уж теперь, "внимательный читатель" не подкопается.

Однако, если у кого-то на слух не возникло неприятия второго примера, или он вообще не видит разницы между первым и вторым, и не ощущает явной ущербности второго, могу только посоветовать почитать моё эссе "Каждый пишет как он слышит", если до сих пор не читал, и тогда подискутируем. Если кого-то заинтересует весь "Путь к истине" читайте соответствующий сборник. Путь был тернист и труден.

С уважением,

Ваш Ю.П.


Рецензии
Спасибо! Очень мне помогли понять, что такое полураспад ударения. Я это понял когда на слух стал читать. Если до икта стоит ударение, то он ослабляется, поэтому и полураспад)

Руслан Любимов   07.08.2017 18:41     Заявить о нарушении
К сожалению, по одному произведению не могу судить об уровне Вашего творчества.

Семинар Юрия Петровича   20.08.2017 17:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.