Архивное кино - обретения или потери?

Евгений Михайлович Барыкин
           Т Р И    К И Н О П О Р Т Р Е Т А


          1. Борис БАБОЧКИН. АКТЁРСКИЕ ТАЙНЫ ХХ ВЕКА

          В звучании  фамилии  этого замечательного актёра
удивительным образом соединились два понятия:  бабочка - летучее,
летнее создание и - вполне ласковое, наше, домашнее отношение
к русской женщине, крестьянке, работнице... Ну, а с какой фамилией
мог прийти  в  столичный  артистический  бомонд  20-х  годов парень
из Саратова? Наверное,  как  раз  с  такой.
          В те  времена  ещё  не  было продюсеров,  которые, узрев
улыбчивого бойкого парнишку,  да узнав,  что у него этакая фамилия,
сказали бы:  вот с этим молодцом  мы и сделаем "лучший советский
боевик" (а именно так значилось на афишах под всемирно известным
названием картины). В общем, на саратовского  паренька не обратили
особого  внимания.  Однако,  наверное,  где-то  не  в  материальных
сферах за этим человеком уже был глаз да глаз, кто-то вел его охранно
через всяческие столичные  искушения.
          Таинство актёрского искусства он постигал, когда учился
почти с год у самого Михаила Чехова, потом  у знаменитого Иллариона
Певцова, чью студию "Молодые мастера"  закончил в 1921 году (- кстати,
с Певцовым впоследствии  он снялся в  фильме "Чапаев", оказавшись
со своим учителем "по разную сторону баррикад" - тот сыграл
белогвардейского  полковника Бороздина).
          Сценического опыта Бабочкин набирался на провинциальных
подмостках Иваново-Вознесенска,  Костромы, Самарканда. Затем все-таки
поработал  в Москве, но в 1927 году он уже на ленинградской сцене -
его персонажи шагают в ногу со временем, а  время  и партия требовали
героев плоть от плоти народной, готовых на великие жертвы ради новой
счастливой жизни.
          Тогда  еще  не  пользовались  определением  "харизма"  или, 
что не так уж удивительно - "секс-символ", но позволим себе утверждение
/и это не является нашим открытием/ - именно таким  воспринимало  и 
воспринимает до сих пор Чапаева шестое чувство кинозрителя  /"седьмое" -
чует его, как героя народных анекдотов,  но это только подкрепляет
вышесказанное/.  В картине все сошлось счастливо: и сама История, и
таланты режиссёров и всей съёмочной группы, и, главное, то, с каким
упоением и счастьем сыграл Борис Бабочкин своего героя, который стал
в его жизни благословением и...  тяжким крестом. Ничего лучше
в кинематографе он более не сотворил, ничего лучше братья Васильевы
более не сняли.  В 1934 году,  казалось,  вся страна пребывала
на одном единственном  киносеансе, и этим киносеансом был "Чапаев".
          Как ни странно, однажды "Чапай" одолел свинцовые воды Урала -
в короткометражном фильме 1941 года "Чапаев с нами" он вышел на берег,
где знаменитого начдива ждал отряд красноармейцев, готовых ринуться
в атаку на фашистов.
          Сам актёр долго преодолевал обаяние и гипнотизм  своего
героя - и в кино и на сцене он то отдалялся от него, то приближался,
играя советских людей или их ярых противников в чужих и собственных
постановках.  Он прекрасно  вписался  в ансамбль Московского Малого
театра,  где поставил несколько  спектаклей, среди них - знаменитых
"Дачников" по М.Горькому, позже им экранизированных.
          Борис Андреевич вёл во ВГИКе актерскую мастерскую и выпустил
нимало замечательных актёров. У него в разное время учились Ольга Гобзева,
Олег Видов, Наталья Богунова, Владимир Носик, Елена Соловей, Станислав
Захаров...
          В эти годы он нечасто появляется на киноэкране,  но одарил
телевидение двумя спектаклями - "Плотницкие рассказы" по Василию Белову
и "Скучная история" – по Чехову. Изумляющие по перевоплощению творения
мастера: в первом случае он исполнил роль простого русского  мужика 
(тогда еще нашего современника), во втором случае им поведано о жизни
русского интеллигента, современника Чехова. Но и тот и другой персонажи
воспринимаются сейчас как люди наших дней. В обеих этих ролях поражает
слияние авторов и актёра в понимании красоты, и беззащитной никчёмности
обыденной жизни...
          ...И все-таки они выплыли.  И герой Бабочкина и сам артист.



          2. ЕВГЕНИЙ МАТВЕЕВ. ОСОБО ВАЖНОЕ ЗАДАНИЕ

          По творчеству Евгения Матвеева  очень  удобно изучать историю
советского кино в том идеальном виде, в котором она представлялась
неутомимым деятелям из Госкино.
          Его режиссёрские киноленты не клали на полку, не запрещали, их
не рвали  в  клочья  зубастые  и  не  зубастые критики, актёрские работы 
этого  несокрушимого  обаяния  человека  обретали  всенародную  славу,
а некоторые, сделанные им фильмы, имели всесоюзную премьеру.
          Если коснуться  большинства работ Евгения Матвеева,  то может
создаться впечатление, что своим творчеством он проиллюстрировал  жизнь
страны:  его герои участвовали в Гражданской войне ("Восемнадцатый год",
"Жеребенок"), создавали  колхозы  и  боролись с кулачеством ("Поднятая
целина"), строили  социализм  и  защищали  его на полях сражений ("Дом,
в котором я живу");  неразрывная связь с родным краем помогала залечить
телесные и душевные раны, нанесенные войной ("Родная кровь").
          С  годами матвеевского  героя  стали выдвигать на  руководящие
должности: это мог быть генерал ("Высокое звание", "Победа"), начальник
лаборатории или строительства, председатель колхоза ("Искатели",
"Сибирячка", "Особо важное задание", "Любовь земная" и "Судьба"). Высшим
взлетом карьеры его персонажа стала роль Л.И.Брежнева ("Солдаты свободы"
/1976 г./; к этой роли он вернулся в 1991 году,  но это уже другая песня).
          Почти все киноработы Евгения Матвеева - будь то актёрские или
режиссёрские – до сих пор востребованы у зрителя. Его любят, судьбы его
героев переживают, как свои собственные, на его фильмах можно воскликнуть:
"Какая хорошая была жизнь!.."
          Большинство героев матвеевских фильмов - носители массового
сознания. Однако, если вглядеться в них внимательнее,  мы  со  вздохом 
облегчения поймём, что эти люди сошли  не с гладеньких страниц "Истории
СССР". Недаром в актёрском списке Матвеева значатся "Воскресение" и
"Емельян Пугачёв". Его князь Нехлюдов и Самозванец - вот диапазон
личностей, в обрамлении которых расположились по нарастающей и убывающей
остальные роли. Сыгранные ярко, самозабвенно, они всё-таки греются
в лучах этих двух,  казалось бы,  диаметрально-противоположных персонажей.
Однако такая противоположность,  вполне возможно,  кажущаяся,  ибо главное,
что объединяет почти  всех героев Матвеева,  это стихия естественности: 
Нехлюдову легко и радостно искупать свою вину перед Катюшей, Пугачёву
легко и радостно осознать, что он свободный человек, Захару Дерюгину
("Любовь земная") легко и радостно строить  новую  счастливую  жизнь; 
ну, а то, что  Дерюгин,  помимо жены, мучительно и страстно любит
"незаконно" ещё  одну - так это почти все заметные герои Матвеева любят
самых красивых женщин советского кинематографа...


          3. Леонид ФИЛАТОВ. ПЛЕННИКИ ЛЮМЬЕРОВ

          Лучшим исполнителем всех персонажей "Федота-стрельца" -
остаётся сам Леонид Филатов.  Но  вот какой неожиданный  смысл обрела 
демонстрация этой сказки  по  ТВ (в дни прощания с  Автором) - снова
подтвердились ахматовские строки:

                Когда умирает человек,
                Изменяются его портреты.
                По-другому глаза глядят, и губы
                Улыбаются другой улыбкой...

          Во время телеспектакля  стало особенно  заметно,  что 
у Филатова  -  глаза Печорина:  "...они не смеялись,  когда он
смеялся".  Это при том,  что вся  страна  знает  филатовскую
улыбку - улыбку гасконца,  менестреля,  поэта.  Вдобавок, со времён
катастрофически-победного фильма "Экипаж"  прекрасную половину
зрительного зала не оставляло ощущение, что Филатов  - наш русский
Казанова, и эту роль в разных фильмах - то в открытую, то, несколько
микшируя, актёр исполнял с блеском и легкой иронией.
          Но со  временем проступило новое понимание его таланта:
филатовская одарённость - шире театра,  даже  такого  изумительного, 
как "Таганка";  она шире его киноролей; одарённость Филатова шире
его поэтических и писательских трудов, ибо он, став мастером и
в этом цехе, всё же пребывал ещё в начале многообещающего пути 
("Сказку  про  Федота-стрельца"  моментально  впитал  народ.
"Федот-стрелец" встал где-то рядом с "Коньком-горбунком" и с поэмой
Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки"). Одарённость человека Леонида
Филатова  оказалась сильнее болезни и тягостных дней одоления недуга...

          Тошнотворное десятилетие минувшего  века  и  варварское начало
нового, совпало с трагическими переменами не только в нашей стране,  но
и  в мире.  На фоне этих потрясений  как-то неполно и не столь остро
отстрадав,  мы воспринимали отдельные - один за другим - уходы из жизни
наших старших  товарищей по Искусству, а теперь уже и наших сверстников. 
Возможно,  одна из причин тому - Синема, главный волшебник ХХ века. Он 
до сих пор морочит  наши зрение и сердце,  являя  в  движении,  почти
осязаемо любимые облики - Веру Холодную,  Марлен  Дитрих, Жана Габена, 
Бориса Андреева, Фаину Раневскую, Вивьен Ли, Валентину Серову, Грегори
Пека, Одри Хепберн, Джульетту Мазину... - хвала вам, Люмьеры! - им
несть числа.
         Теперь мы вглядываемся в черты Леонида Филатова...
         Не про архивное ли кино сказал мудрец:  "Теряя,  мы  обретаем,
и, обретая, мы теряем..."?