Сын Вождя. Памяти Якова Сталина

Егор Андреев
«Здравствуй папа. Я в плену. Здоров…
Скоро переводят в другой лагерь…
Передавай привет всем нашим…и прости!
Так получилось…Яков».

Скупые строчки, но бросает в дрожь
От осознанья горькой правды…
Как же после этого жилось
Вам, дорогой товарищ Сталин?

Может,  малодушен был и трус?
А может, был контужен или ранен?
Или его предали врагу…
Но ни к чему теперь уж оправданья!

-Эх Яша…Яша…Как же так, сынок!
Думал ли, страдая,  Вождь, кто знает?
Но знаем мы его ответ врагу,
Что на фельдмаршалов солдат он не меняет!

Его отец ему же стал судьёй…
И на закланье осудил, без срока.
И Яша, когда понял всё,
бросился на проволоку под током…

20 июля 1941 года немецкое радио и газета «Фелькишер беобахтер» сообщили о том, что сын Сталина Яков находится в плену.
О пребывании Якова в плену и его гибели написано много, и ещё больше ходит всевозможных слухов.
Трагическая судьба Якова Джугашвили  показательна и раскрывает всю картину трагизма и героизма  того периода Великой Отечественной Войны, тех испытаний всех душевных качеств, которые не обошли стороной и семьи членов правительства, и самого Сталина.
Сами обстоятельства пленения Якова Сталина  в первые дни войны достаточно туманны, более менее известно о его пребывании в плену и самоубийстве. А пробыл он в плену 21 месяц.
Сначала он содержался в Просткентском лагере для военнопленных, на общих основаниях.
Тогда немцы, предвкушая скорую победу, не придавали его фигуре особого значения.
В конце апреля 1942 года, после битвы под Москвой, встречая яростное сопротивление Красной Армии и оккупированного населения, немецкая пропаганда призывала к прекращению всякого сопротивления, с призывом сдаваться в плен, следуя совету сына Сталина. Чтобы не было сомнений, что в их руках действительно сын Сталина, немцы сделали серию фотографий, где Яков Джугашвили был изображён в окружении германских офицеров, то за беседой, то за чаепитием. Эти фото публиковались в газетах и журналах и разбрасывались в виде листовок над позициями советских войск.
Каково же было Иосифу Сталину, видя тяжелейшее положение дел на фронтах, сумятицу и панику среди населения, осознавать что его сын стал разменной монетой в руках врага. Соблюдая закон о репрессировании семей пленных, сотрудничающих с врагом, Вождь распорядился на общих основаниях выслать из Москвы на поселение в одном из лагерей системы ГУЛаг  жену Якова, Юлию, как жену изменника, но внучку оставил у своей дочери Светланы. Сталин не мог позволить себе как- то повлиять на судьбу сына, дабы не дать повода другим членам Политбюро, используя свою власть, попытаться облегчить судьбы своих детей (на современном языке- пристроить  и отмазать от службы).
Ведомство доктора Геббельса не преуспело в попытках использовать Якова Сталина, тот понял что немцы беседуя с ним «по душам», на самом деле записывали беседы на плёнку и хитро монтировали записи, так что он представал обличителем  сталинского режима. И он замкнулся в себе…
В феврале 1943 года  по личному указанию Гиммлера Якова перевели в печально известный концлагерь Заксенхаузен, где его поместили в режимном бараке зондерлагеря «А», отделённого от остальной территории кирпичной стеной и колючей проволокой, по которой проходил ток высокого напряжения.
Его тщательно охраняли эсэсовцы. Видимо ведомство Гиммлера хотело использовать сына Сталина для обмена захваченных в русский плен видных нацистов и в случае сепаратных переговоров, как средство давления на Вождя. Отсюда имеет происхождение история о предложении Гитлера; обменять Якова Джугашвили на попавшего в плен в Сталинградском котле фельдмаршала Паулюса.
Но Вождь сказал, что солдат на маршалов не меняет!
И этим он предопределил дальнейшую судьбу сына…
14 апреля 1943 года Яков Джугашвили покончил с собой, бросившись на проволоку ограждения.
Немцы кремировали его труп, а урну с прахом увезли в Главное Управление Имперской Безопасности, в Берлине, и после смерти не давая покоя несчастному заложнику своего великого отца…
В 1977 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Яков Джугашвили был награждён орденом Отечественной Войны 1й степени (посмертно).