Семейный апостолат - чтение

Евангелина Прозаик
или - одним словом )))) православное руководство пользователю - КАК ВЫРАСТИТЬ СВЯТОГО!
отрывок из книги:
 "Семья, дети - это малое словесное стадо, которое дается человеку для апостольского служения, для проповеди Христовой. Домашний апостолат всегда был неотъемлемым от жизни Церкви; без него нет и самой домашней церкви. Он крайне необходим в современном секуляризованном мире, но особенно трудно его вести в тех странах, где нет четких граней между верующими и неверующими. Эта опасность грозит теперь и нам.

Можно привести множество примеров домашнего апостолата от апостольских времен до текущего столетия, Так, из десяти детей адвоката Василия и жены его Эмилии (IV в.) трое сыновей стали епископами: Василий Кесарийский (известен как Василий Великий, память 1 января), Григорий Нисский (пам. 10 янв.), Петр Севастийский (пам. 9 янв.); к лику святых причислены также их две дочери: Макрина (пам. 19 июл.) и Феозва (пам. 10 янв.).

Свт. Василий Великий писал: "Понятие о Боге приобрел я с детства, от блаженной матери своей и бабки" (Эмилии и Макрины). "Я воспитан своею бабкою <...> от которой заучил я изречения блаженного Григория [1] сохранившиеся от нее по преемству памяти, кои и сама она соблюдала и во мне с малолетства соблюдала, образуя меня учением благочестия" (196 письмо к Неокесарийцам) [2]. Большое влияние на Василия Великого и его братьев оказала старшая сестра Макрина.

Друг юности свт. Василия Великого - свт. Григорий Богослов в надгробном слове ему говорил: "Первый возраст: Василий был повит пеленами и образован в лучшее и чистейшее создание под руководством великого отца <...> Под сим руководством чудный Василий обучался делу и слову, которые в нем возрастают вместе и соответствуют одно другому. И как благодетельно было для Василия, что он дома имел образец добродетели, на который взирая, вскоре стал совершенным [3]". Родители отца Василия Великого, адвоката Василия, в годы гонений Диоклетиана в течение семи лет скрывались в лесах, мать его - Эмилия - была дочерью мученика. Эта семья во втором и третьем поколении дала миру еще двух святых.

Начальное религиозное воспитание в этой семье шло в основном от женщин, а в более старшем возрасте большое влияние на детей и их друзей оказывал отец; он и запечатлелся в памяти их друга Григория Богослова. Читая письма и слова Василия Великого, его братьев и сестры Макрины, ощущаешь мудрую любовь между членами этой удивительной семьи. После смерти старшего брата Василия свт. Григорий Нисский закончил его творение "Шестоднев". Сестра Феозва сопровождала свт. Григория в ссылку, разделяя с ним все невзгоды жизни в изгнании. Не только любовь к Василию, товарищу школьных лет, но любовь и уважение ко всем членам вырастившей его семьи чувствуется во многих строках свт. Григория Богослова.

"Умерла Эмилия, - писал он, - которая даровала миру свет стольких превосходных чад, и сынов и дочерей, посягших и непосягших, которая была благочадна и многочадна <...> священная награда твоему благочестию - <...> честь твоих чад, с которыми ты имела одно стремление [4]".

В этой семье с активным христианским воспитанием не было извечной проблемы "отцов" и "детей".

Другая святая женщина - Нонна (+374, пам. 5 авг.) обратила в христианскую веру своего мужа-язычника, он стал пресвитером, а затем епископом Назианским (+374, пам. 1 янв.) [5]. В благочестии был воспитан их сын - великий учитель Церкви Григорий Богослов (пам. 25 янв.). Одно время он с титулом епископа Сасимского был, по существу, викарием своего престарелого отца. Светлой любовью к родителям дышат многие его письма, записки, слова. Два архиерея Церкви - муж и сын - великий плод домашнего апостолата святой Нонны. В день епископской хиротонии своего мужа она была посвящена в диакониссу; после долгого и совместного служения Церкви она лишь на несколько месяцев пережила своего святого супруга.

Многие выдающиеся деятели, включая и представителей епископата Русской Церкви, и многие духовники вышли из женатого и вдового духовенства. В семье они формировались как пастыри, молитвенники и проповедники. Женатыми ("белыми") священниками были о. Иоанн Кронштадтский (Сергеев), о. Валентин Амфитеатров, проповеди которого издали его дочери, старец о. Алексий Мечев, после смерти которого Маросейскую общину возглавил его сын Сергий, а также прозорливец и чудотворец о. Иов Адоманский (+1924) из Одессы. Свт. Иннокентий Московский свой основной апостольский подвиг на Дальнем Востоке, на Алеутах и в Америке совершил, будучи женатым священником. Его помощниками были жена, сыновья и зять. Из вдовых священников вышел и св. патриарх Гермоген, и, по-видимому, свт. Макарий - митрополит Московский и всея Руси, под руководством которого были составлены знаменитые Великие или так называемые Макарьевские Четьи Минеи (XVI в.). Вдовцами были: митрополит Петербургский Антоний (Ватковский), первомученик Владимир, митрополит Киевский (Богоявленский), митрополит Ленинградский Григорий (Чуков), выдающийся организатор духовных школ и замечательный иерарх; вдовцом был недавно почивший молитвенник-архиепископ Тихвинский Мелитон, викарий Ленинградской епархии. Из вдовцов был посвящен в архиереи всемирно известный хирург профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий архиепископ Лука [6]. Семейным и многодетным был священник Павел Флоренский, гений которого нашел отражение в его богословских и искусствоведческих трудах, в работах по физике и математике и в решении ряда инженерных задач. Можно привести множество других примеров подобных имен - все они свидетельствуют о величии, святости и спасительности христианского, новозаветного брака.

Домашний апостолат способствовал возрастанию и видных деятелей Церкви, и крупных ученых, и государственных деятелей, и просто добрых христиан. Для воспитания особенно важны эти последние примеры.

К домашнему апостолату призваны все имеющие семью и детей."


Протоиерей Глеб Каледа
Домашняя церковь

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

ОГЛАВЛЕНИЕ
Протоиерей Глеб Каледа. Домашняя церковь

    * От издательства
    * Предисловие
    * Введение
    * I. Семья как школа любви
    * II. Семья освящается благодатию святого духа
    * III. Брак и евхаристия
    * IV. О молитве супругов
    * V. Семья как школа
    * Религиозное воспитание
    * Часть 1   Часть 2
    * Воспитание любви и милосердия
    * Трудовое воспитание
    * VI. Образование, наука, искусство
    * Часть 1   Часть 2   Часть 3
    * Часть 4   Часть 5   Часть 6
    * VII. Христианский быт
    * Ритм дома
    * Отец и мать
    * Молитва
    * Телевизор
    * Праздники
    * Пост
    * VIII. О домашнем богослужении
    * Место богослужения
    * Богослужебные круги
    * Схемы богослужения и пособия
    * IX. Брак честен, ложе нескверно
    * X. Блуд и прелюбодеяние
    * XI. Брак и современное общество
    * Часть 1   Часть 2
    * XII. Семья и дом священника
    * Заключение
    * Воспоминания об отце
    * Часть 1   Часть 2