Как создать устойчивый подъем в экономике

Шолохов Виталий
/Доклад 1998 г./

(Системная утопия)

        Социальная напряженность, сохраняющаяся в России последние годы, свидетельствует о том, что реформы "скользят" по поверхности, не затрагивая существа экономики и не приводя к улучшениям, которые только и могут служить оправданием тем экспериментам, которые проводятся в России. И причиной этого является отсутствие ясной модели происходящего.
На современном этапе главной задачей является создание условий для начала социально-экономического подъема в России, переход к управляемой рыночной экономике.
Ниже предлагается проект такой организации общества, которая обеспечивает максимальный темп роста богатства общества, являющегося основой любых других проектов.
Исходная идея утопии принадлежит Адами Смиту: богатство каждого является основой богатства всех. Единственное предположение, которое делается нами: под словом богатство понимаются не только деньги, но и культура, красота природы, интеллектуальный потенциал, производительные силы и технологии, люди и их организации в обществе и тому подобное. Все члены общества от рядового гражданина до президента, направляясь каждый к своей цели, будут повышать богатство России, если результат этого стремления будет "оценивается" комплексно, с учетом всех составляющих богатства. В этом и заключается системность рассматриваемой утопии.
Действительно, люди, вступая в многообразные отношения с окружающим их миром, считают нормальным такое состояние этих отношений, когда в каждом акте этих отношений возникает одинаковое приращение богатства сторон, участвующих в этих отношениях. Так как человеку присущ логарифмический закон оценок, то оценивая, например, капитал и его приращение человек оценивает процент прибыли (delta LnS = deltaS/S) = темп роста капитала. Поэтому в данном конкретном примере равенство приращений богатства выражается в форме знаменитого закона классического капитализма: равенства процента прибыли на капитал сторон.
Однако следует указать на принципиальное отличие понятий богатства и капитала. Под капиталом обычно подразумевается только одна форма богатства - деньги. Если в качестве критерия богатства в обществе принимается только такая его форма, как деньги, то практика показывает, что в этом случае «богатство» достигается за счет ограбления других его форм. Что явно не способствует росту населения, охране природы и развитию институтов общества. Конечно, в таком чистом виде капитализма нигде нет. Но тенденции к монополизму, национализму, одно партийности и т.п. очень сильны и приводят к тому, что обогащение некоторых происходит за счет угнетения многих других. Причем эту ситуацию не исправляют и демократические институты, так как применяемые критерии равенства не полны, не системны, ограничены только некоторыми сферами жизни, что на практике создает основу для фактического неравенства в обществе.
Выход из сложившегося положения только один - сформулировать и применить на практике критерий фактического равенства всех субъектов общества, включая «зеленых».
Так как создание утопии преследует цель вооружить всех членов общества правилам такого поведения, которое обеспечивало бы неизбежное достижение подъема в экономике, то требуется уточнение (причем, системное) структуры и содержания богатства как функции его переменных. Ниже использованы наши результаты по анализу размерности информации и богатства (См. Тезисы конференции «Социальная информатика-95»-Структура информации, капитала и направления роста богатства общества,1995).
Для решения этого круга задач потребовался новый конкретный метод структурного анализа. В качестве такого метода  нами была разработана математическая модель торгового обмена как наиболее характерной операции современного общества (См.Шолохов В.Г.» О плановом ценообразовании в условиях хозяйственной самостоятельности предприятий» - Сб. Реализация Стратегии ускорения НТП в механизме ценообразования», Институт экономики Академии Наук, М.-1990). Анализ структуры и динамики обмена позволяет найти наиболее типичные методы, силы и средства подрыва богатства общества и на этой основе предложить стратегию и тактику деятельности Правительства России

ГОСУДАРСТВО И РЫНОК:

Государственное управление рынком должно основываться на разделении зон влияния государства и рынка. Это обеспечивается особенностями модели общества.
Сегодня в экономике в основном все определяется только двумя вещами: товар + деньги. В социальном плане это означало оттеснение рабочего класса с политической сцены и замена его нарождающимся средним классом.
В действительности, кроме трудозатрат и продуктов труда (которые учитывались раньше), экономика должна учитывать и деньги, и ресурсы, и информацию, и природные условия. Но все эти факторы должны составлять гармонию, т.е. систему! А это не происходит. Почему?
Берем модель Леонтьева (русского американского экономиста):



Распределение Производство



                Схема экономики

 1. Два фактора, например, труд и продукт.
Распределение   это решение вопроса, сколько труда и продукта направить на воспроизводство продукта и сколько   на воспроизводство труда. Таким образом, распределение порождает 4 неизвестных коэффициента. А сколько уравнений? Это - два балансовых соотношения: две части продуктов равны произведенному продукту. И два уравнения производства: часть продукта и труда воспроизводит продукт, а другая часть продукта и другая часть труда воспроизводит труд. 4 неизвестных и 4 уравнения! Решение обеспечено! И обеспечено разделение: распределением занимается Государство (правительство и его аппарат). Производством занимается рабочий класс. Кроме того, Государство контролирует все остальные факторы экономики. Монополизм и секретность (еще одна разновидность монополизма) выходят на первый план.
  Это, так сказать,   административно командная модель общества. Однако возможна и рыночная модель. В последнем случае два класса   класс рабочих и класс собственников средств производства стремятся к получению максимума прибыли. Итог: система достигает равновесия, которое выражает собой закон рыночной экономики   равенство процента на капитал. Правительству в рыночной системе экономики вообще нет места. Оно сливается с классом собственников. Или существуя вне системы, берет под свой контроль деньги, информацию, ресурсы и природу.
 
 2. Три фактора, например, продукт, труд, деньги.
Неизвестных 3*3=9. Уравнений: 3 балансовых соотношения и 3 производственных уравнения. Не хватает еще 3 х уравнений. Где их взять? Приходится вспоминать, что за факторами стоят классы, что они обмениваются взаимными услугами и при этом исходят из собственных интересов (экономики!). Классы (через своих представителей) соглашаются на такие пропорции в обмене, когда имеет место равенство темпов приращений прибыли. Получаем еще 3 уравнения: эти уравнения являются следствием закона экономики   равенство прибыли в форме равенства процента на капитал у всех Субъектов экономики.

               1



2 3


Темп: (delta S)/ S обозначим %S (процент на капитал).
 %S1=%S2
 %S2=%S3
 %S3=%S1
 
Однако, третье равенство является следствием первых двух.
А других уравнений нет. И приходится так выходить из положения: все факторы измерять не в абсолютных, а в относительных величинах. Есть три варианта: а) измерять все в трудозатратах; б) измерять все в деньгах; в) измерять все в продуктах (золото, нефть, пшеница и т.д.).
Схема модели экономики: распределение производство та же, что и в случае двухфакторной экономики. Но какова в ней роль Государства? Казалось бы, все распределили классы. Они учли потоки продуктов, денег и рабочей силы. Они подсчитали затраты и доходы. Что же Государство не нужно?
В системе экономики у него (Государства) есть три возможности:
 1) Государство сливается или с денежным классом, или с рабочим классом, или с классом купцов (торговая сеть и сеть складов);
 2) Государство отстраняется от участия в делах экономической жизни;
 3) Государство занимает позицию над экономикой и обеспечивает управление одной из неизвестных или пропорцией, например, золотым курсом рубля.
Вне системы Государство становится хозяином информации, ресурсов и природы.
 
3. 4 х факторная модель
Демократия разбивает монополизм (сначала). Информация становится всеобщим достоянием. Возникает общество, в котором действует 4 х факторная модель экономики: труд, продукт, деньги, информация. Информация   основа качества.
  В рассматриваемой модели экономики неизвестных 4*4=16, а уравнений: 4   балансовых, 4   производственных, 3   оптимизационных (обменных). Итого: 11 уравнений.
Пусть одна из неизвестных используется для создания относительных величин значений факторов. Но остается еще 4 неизвестных. Как поступить с ними? Это ведь   25% неизвестных!
 НЕИЗВЕСТНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ СУБЪЕКТИВНО!!! (нормативно или по традиции, обычаю и т.п.).
 Обычно Государство берет на себя роль координатора и устанавливает некоторые пропорции, например, цены на ресурсы, уровень инфляции и т.п. Государство сохраняет монополию на ресурсы и природу (в том числе, исторические памятники). В то же время Государство вводит аппарат принуждения для обеспечения соблюдения своих установлений.
 
 4. 5-ти факторная модель
Пусть, например, ресурсы поступают в распоряжение собственников. В этой 5 ти факторной модели: неизвестных   5, уравнений   15 (из них: 5   балансовых, 5   производственных, 4   оптимизационных, 1   единица измерения). Итого: 15 уравнений на 5*5=25 неизвестных. Неопределяемых неизвестных   40%.
 
 5. 6-ти факторная модель
Рассмотрим, наконец, 6 ти факторную модель. В ней имеет место землевладение. В этой модели: неизвестных   6*6=36, а уравнений   18 (из них: 6   балансовых, 6   производственных, 5   оптимизационных и 1   единица измерения). Государство с его мощной информационной системой и системой подавления должно брать на себя установление и поддержание 50% неизвестных! Нормативным путем!
 
 Некоторые выводы.
 1) возможно большое многообразие форм общественного устройства;
 2) переход от примитивных форм к высшим не может быть осуществлен слепо;
 3) Государства высших типов должны иметь не только информацию для управления, но и мощный аппарат для принуждения членов общества к соблюдению установленных им пропорций или ограничений;
 4) при учете существования других Государств на него могут быть возложены и другие задачи, например, обеспечение лидерства (последнее порождает необходимость в 4 х видах информации: факт, норма, прогноз, план); Можно считать, что необходимость обеспечения лидерства порождает несколько новых уравнений типа оптимального распределения государственных средств на увеличение экономического, научно технического, интеллектуального и других потенциалов общества;
 5) роль государства возрастает по мере продвижения общества к прогрессу;
 6) еще большее многообразие форм Государственности возникает при отказе от принципа равенства классов (факторов).
 
Поэтому должны быть сознательно определены и закреплены принципы того Государства, которое мы хотим иметь. Только отсюда можно получить стратегию и тактику, то есть содержание политики. Иначе   блуд.

Организационно-правовые мероприятия
 по обеспечению максимального темпа роста богатства

1. Необходимо ввести критерий равенства сторон в обменных отношениях: пропорция обмена считается эквивалентной при равенстве процента прироста богатства сторон.
Можно показать, что критерий равенства сторон в обмене придает экономике ряд ценных свойств: ускорение научно-технического прогресса, повышение качества, экономия ресурсов, обеспечение максимальной скорости социально-экономических процессов.
  Фактическое равенство сторон обеспечивается при полной взаимной информированности. Право коммерческой тайны обеспечивает безопасность экономических отношений с конкурентами.
  2. Функцию богатства определить как функция шести (6-ти) факторов: трудозатраты, продукты, деньги, ресурсы, информация и условия, которые входят в функцию как рефлексивные оценки всех сторон, участвующих в обмене. Ввести социальную систему выражения функции богатства через значение любого из шести факторов и их взаимных перерасчетов.
3. С помощью функции богатства из равенства приращения ее для обменивающихся сторон определять "цену" каждого обмена и в этом смысле установить свободные цены (не фиксируемые нормативно).
4. Правительству образовать шесть основных министерств - по факторам: труда, торговли, финансов, ресурсов, информации и социально-экологических проблем. Для решения других задач создать специальные комитеты.
  5. Министерства должны устанавливать оценки затрат факторов на воспроизводство своих факторов по мировым стандартам. Последние отслеживаются, например, службой внешней разведки.
6. Правительство должно разработать социально-экономические программы, исходя из норм и нормативов на уровне лучших мировых достижений. В частности, оно будет формировать свой бюджет с опережением на основе прогнозных оценок выполнения этих программ на уровне мировых стандартов. Так как денежные средства предоставляются в соответствии с фактом, то часть средств останется не востребованной, останется в распоряжении правительства и может использоваться им для реализации дополнительных программ достижения мирового уровня на существующих или новых направлениях. Денежное обращение организуется банками, контролируется министерством финансов.
7. Правительство должно создать государственную информационную систему, в котором выполняются расчеты пропорций обменов любых пар обменов, их стоимости, производительности труда, стоимости труда и другие показатели производства. В частности, это позволит все стоимости свести к стоимости одного продукта, например, золота.
8. Наука и социально-природная сфера должны стать элементами экономической системы.
  9. Национальные особенности должны рассматриваться как некоторые условия воспроизводства. Их сохранение подобно охране природы. В результате обеспечения принципов равенства, системности и информированности исключаются национальные конфликты.
По всем этим (и таким) направлениям должны быть созданы экспертно-оперативные службы со всем необходимым современным информационно-техническим обеспечением.

СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА.

Положение в области современной экономической науки достаточно полно проанализировали в НИИ управления Минэкономики РФ (см.  Статью в газете НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА от 29 марта 1994 года Сасуна  Карапетяна "Между Адамом Смитом и Шарлем Мостескье - Альтернатива неоклассического экономикса" и другие статьи, посвященные ТЭИ - теории  экономического интереса).  Вывод авторов анализа:  "... ни одно направление мировой экономической науки не может служить научной базой перехода от государственной экономики к рыночной".  Заключение авторов анализа:  " ... в мировой экономической науке приоритет проблемы экономического измерения неоправданно оставляет в тени узловой вопрос создания равных экономических условий для всех субъектов".
Теория подсказывает,  что самым правильным является лозунг - РАВЕНСТВО!
Равенство всех между собой - несмотря на неизбежное фактическое неравенство сейчас и в будущем!  Ибо, если стать на позиции одной из сторон,  придется  вести борьбу на уничтожение других.  А это - путь поражения.
Равенство всех проблем независимо от их масштабности! Ибо, если сосредоточиться на решении только одной из проблем,  то нулевое значение параметров остальных сделает нулем все произведение.  А это  - путь регресса и катастрофы.
Равенство субъектов Федерации - путь к  их  объединению.  Иного пути Россия не выберет.
Равенство (паритет) в международных делах. Это - путь включения России в мировые дела. Подчинение России другим - неприемлемое положение для России. Об этом свидетельствует история.
Равенство (как  принцип) в то же время есть основа максимально быстрого и гармоничного (пропорционального  для всех слоев людей) развития (подъема) России. Но оно невозможно без максимально полного и максимально быстрого информирования всех и каждого обо всем. Поток информации пропорционален потоку богатства общества. Поток информации тем больше, чем лучше инфраструктура, чем выше качество, чем больше микроминиатюризация, чем больше экономия ресурсов (высокие технологии) и т.п. (Вообще разрывать материальные и  информационные составляющие систем нельзя).

Sholokhov Vitaliy G. A project of ideal society community across equal possibility is proposed in this report. The uniq1 proposal  is declare that each subject is increase his prosperity in each act of exchange in equal temp which could help to Russia to achieve the full harmony with environment and economic prosperity.