Авторецензия

Шолохов Виталий
Докторская диссертация Шолохова Виталия Григорьевича «Социальное и его основание. Концепция саморазвития социума» - работа, претендующая на то, чтобы её автор получил учёную степень доктора философских наук. Философское осмысление действительности имеет свои особенности. Философия занимается познанием  сущности мира, природы вещей. Главная задача философии – исследование основания, то есть первых начал и причин всего существующего. Философское познание опирается на логику и результаты наук. Однако оно не может (объективно) обойтись без гипотез и поэтому её результаты всегда имеют характер утопий, мифов, учений. Область исследований философии находится между наукой и теологией. В философии точное знание оказывается до сих пор недостижимым, но она «взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету» (Б.Рассел).
Диссертант полагает, что сегодня основные направления философских исследований сосредоточились на пограничных областях. Граница  между наукой и философией исследуется синергетикой, а граница между философией и теологией определяется как постмодернизм. Автор диссертации изучает вопросы саморазвития в рамках синергетики, занимает последовательно материалистическую позицию и использует системный подход как основной метод исследования. Автор согласен с представлением реальности в форме «объект-процессов» (В.С.Стёпин). Конкретизация этого представления в виде системы экстремального управления позволила (С.Н.Гринченко) создать иерархическую модель бытия.
Взаимодействие между каждыми двумя смежными уровнями иерархии в определенных условиях приводит к возникновению «порядка из хаоса" (Синергетика). Диссертант развивает эту идею в направлении представления самоорганизующейся реальности в виде организации (А.А.Богданов). Возникновение самоорганизующихся структур, как установлено синергетикой, происходит в результате материального или энергетического воздействия на исходный «хаос». Диссертант обобщает это открытие синергетики: познание должно исходить из того положения, что любые вариации бытия порождают "объект-процессы", но часть их них является устойчивой,  другая часть – неустойчивой, а третья – развивающейся. То же относится и к теории. Вариационные принципы механики являются тому примером. В силу всеобщности вариационного принципа (как метода) фундаментальные структуры человеческого знания определяются как принципы бытия (В.Буданов). В частности, диссертант пересматривает принципы статики и динамики бытия с учётом положений кибернетики. Это – системность, открытость, иерархичность, статистичность (хаос), а также – гомеостатичность, диалектичность, самоорганизация, информационность (порядок). Все эти принципы есть некие «объект-процессы», которые существуют в природе только потому, что они обладают свойством абсолютной устойчивости. Однако автору не удаётся построить полную систему принципов бытия.
Каждый уровень иерархии бытия представляет собой ансамбль «объект-процессов» более низкого уровня. Однако переход от одного уровня иерархии к другому представляет собой метафизический скачок (В.Турчин). Он выражается в том, что исходя из элементов, нельзя получить свойств ансамбля (системы) этих элементов. И, наоборот, из свойств системы нельзя сделать вывод о поведении отдельных элементов (Губин). Фактически же уровни взаимодействуют между собой. Переменные верхнего уровня это – параметры порядка для элементов нижнего уровня. Именно синергетика определяет каждый более высокий уровень бытия как систему макропараметров («параметров порядка»), которые предопределяют процессы, происходящие на нижнем смежном уровне. Однако в силу принципа двойственности процессы на смежных уровнях иерархии являются, хотя и двойственными, но ортогональными (В.В.Попков Двойственность: концепция и структура познавательной модели // Системный подход в современной науке, М., Прогресс-Традиция, 2004. 560 с., С. 235-253). Их взаимосвязь заключается в факте единства мира. Разделение на уровни это только теоретическая модель. Например, в термодинамическом ансамбле его элементы совершают работу, а изменения всего ансамбля  отражается на изменении функции энтропии.
Наукой установлено (А.М.Хазен Разум природы и разум человека // М., Мзд. НТЦ Университетский, 2000.), что «существует иерархическая функция состояния системы – энтропия-информация, определённая в фазовом пространстве для заданных признаков и условий элементов систем, которую можно выразить в двух равноправных формах:
S=K(k) LnQ(k)
S=-K(k) LnW(k)
где Q – число возможных состояний системы (Планк), а W –вероятность состояний системы (Гиббс). Множитель К – адиабатический инвариант данного иерархического уровня системы – единица измерения энтропии-информации с размерностью действия.
S – мера количества информации (мера фазового пространства) в пределах заданных признаков и условий для наиболее вероятного состояния системы из многих элементов.
Физическая система, не содержащая информации о себе самой, не может реализоваться.»
Детальное описание того, как получается список (система) параметров порядка для термодинамической системы описан в монографии диссертанта «Социальное – природное».
Известно, что управляющая система (автомат) действует в соответствии с правилами формальной логики в процессе обработки управляющих функций. Однако в силу сказанного, сами управляющие параметры не могут быть выведены из информации нижнего уровня. В то же время верхний уровень возникает всегда в результате «вариации» бытия, что наглядно демонстрируется геометрическими операциями: сдвиг, вращение, зеркальное отражение. Логика возникновения бытия описывается законами диалектики. Из сказанного выше следует, что диалектическая логика есть «геометрическая» логика. На этой основе диссертант рассматривает взаимоотношения формальной логики (как алгебры) и диалектической логики (как геометрии). Полученные результаты представляют интерес с точки зрения поисков подходов к решению проблемы построения  диалектической логики, которую философы рассматривали ещё в 70-х годах прошлого века.
Принцип двойственности бытия доводит до крайности противопоставление смежных уровней бытия. В теории это находит выражение в существовании двух полярных позиций: рефлективной и валюативной (К.Х.Момджан). Представление синергетики о возникновении организационных структур в результате взаимодействия смежных уровней иерархии позволяет устранить эту противоположность. В диссертации предлагается и рассматривается  двухзеркальная модель процесса возникновения организационной структуры. При этом, если параметры порядка "порабощают» элементы системы, то возникает организм. Если же параметры порядка только управляют элементами, то возникает организация. И так как каждый уровень двухзеркальной модели представляет собой некоторый уровень рефлексивного управления (Лефевр, не путать с рефлективной позицией), то в случае организации элементы обладают «сознанием» и на равных противостоят организации.
Двухзеркальная модель используется автором в качестве модели диалектической логики и структуры любых диалектических пар категорий.
Итак, в той части диссертации, которая посвящена вопросам онтологии и теории познания, автором получены следующие результаты:
- саморазвивающаяся картина мира (синергетическое мировоззрение) в части системы принципов бытия уточняется с позиций кибернетики и теории информации;
- вариационный подход к бытию обобщается и на теорию;
- уточняется структура возникающего «порядка» в форме двухзеркальной модели;
- снимается противопоставление рефлективной и валюативной парадигм в философии;
- выясняется суть "геометрической» логики и предлагается снятие противопоставления формальной и диалектической логики в форме «логики систем» (логично всё то, что соответствует некоторой системе);
- применение вариационного подхода к функции энтропии позволяет найти переменные, от которых зависит функция энтропии, и которые являются параметрами порядка для смежного нижнего уровня иерархии бытия;
- установление факта «равенства» в организации элементов и системы в целом позволяет через рефлексию установить, что функции энтропии элементов и системы должны зависеть как от параметров порядка системы, так и от оценок этих параметров элементами системы (удвоение числа переменных).

Социальная философия
Как следует из второй части названия диссертации, основной задачей диссертационного исследования было познание законов развития общества. Природа, общество, мышление и сознание являются, как известно, основными объектами интереса философов. Поэтому к вопросу «Что такое общество?» обращается практически каждый мыслитель. А среди них в истории философии запечатлелось немало громких имён. Поэтому в такой обстановке для того, чтобы заниматься исследованием общества, необходимо иметь либо новые факты, либо новые методы исследования. Так как фактического материала либо много, либо мало (это касается древней истории), то единственным основанием для получения новых результатов в исследовании общества являются методологические наработки.
Те явления, которые происходят в обществе, благодаря прогрессу техники, в принципе, быстро становятся известными всем. Но ясно, что сущность этих явлений часто остаётся скрытой и лишь частично открывается тяжелой аналитической работой. Сущность явлений, происходящих в природе, достигается научными аналитическими исследованиями. Наиболее достоверный материал дают фундаментальные научные исследования и физические эксперименты. Сегодняшняя постнеклассическая онтологическая картина мира во многом формируется синергетикой, опирающейся на эти достижения науки. Синергетика провозгласила открытие новых фундаментальных свойств бытия, что привело даже к корректировке некоторых философских положений и категорий. Правда сама синергетика сегодня ещё не завершила своего развития. В частности, например, А. Назаретян считает, что синергетика представляет собой лишь ряд междисциплинарных исследований, проводимых в различных отраслях знаний. В частности, нами в 60-х годах прошлого столетия были проведены исследования систем экстремального регулирования, которые относятся к классу самонастраивающихся кибернетических систем. Уже в те годы, благодаря работам и авторитету Норберта Винера, было осознано, что эти нелинейные системы могут служить моделями для познания проблем жизни. Однако полученные нами результаты хотя и были опубликованы, но не были осознаны достаточно широким  кругом исследователей и поэтому не вошли в круг основных идей синергетики. В то же время свойства ансамблей экстремальных регуляторов, как показали дальнейшие исследования, отражают универсальные атрибуты всего бытия. Это: 1. Абсолютная устойчивость системы регуляторов, действующих на общую или каждый на свою цели. 2. Ускорение поиска экстремума общей цели пропорционально числу подключённых регуляторов. 3. Равное недостижение цели каждым из регуляторов.
Третье свойство ансамбля экстремальных регуляторов имеет чисто теоретическое объяснение. Результатом работы экстремального регулятора является поиск такого значения управляемого параметра, который соответствует экстремальному значению функции цели. В наиболее простом случае это есть максимум или минимум некоторой функции квадратичного типа. По мере приближения к экстремуму функции цели значение этой функции изменяется на всё более слабо. Так как в реальном эксперименте, кроме полезного «сигнала» об изменении значения функции, присутствуют также помехи (влияние «хаоса»), то в некоторой окрестности экстремума изменение функции цели, связанное с поисковой стратегией, становится меньше среднестатистического уровня помех. Согласно теории информации в этой ситуации количество поступающей к регулятору информации равно нулю. Поэтому фактически для всех регуляторов поиск цели прекращается в окрестности экстремума функции цели. Радиус этой окрестности определяется таким отклонением от точки экстремума, при котором отклонение функции от экстремального значения равно уровню помех. Это свойство является универсальным. Поэтому утверждение И.Пригожина о стремлении маятника к положению равновесия является неверным. Точно так же и энтропия возрастает только при значительном отклонении от положения равновесия. И вообще второе начало термодинамики отменяется (Хазен). Поэтому в состоянии установившихся режимов любая подсистема бытия обменивается с окружающей средой равными количествами энтропии. Если такую подсистему разделить (мысленно) на две части, то они также обмениваются равными потоками энтропии. Мы предлагаем заменить принцип возрастания энтропии на принцип равенства потоков энтропии между взаимодействующими системами в состоянии, когда переходные процессы закончились. Это и есть суть применяемого нами «принципа равенства».
Двойственность бытия также является следствием упрощенного подхода к реальности. На самом деле взаимодействие между двумя смежными уровнями бытия порождает организацию (организм), которая имеет материальную и идеальную части. В обществе материальная часть это сами «массы», которые обозначены нами как основание социума (базис). Идеальная часть – надстройка. Диссертация посвящена в основном исследованию основания. Главный результат исследование – создание фундамента социологии. Этот фундамент состоит из 36 показателей деятельности общества. На примере анализа величины производительности труда показывается, что, по мере роста величины производительности труда, потребности человека и общества в труде и продукте проходят несколько точек бифуркации. Этим подтверждается важность учёта этого свойства бытия при анализе общества (См. Исследовано в России, 2003). Построенная в диссертации модель основания общества это, по существу, модель экономики, которая в отличие от известных моделей экономики представляет собой полносистемное описание всех социально-производственных процессов в обществе, что создаёт основу для получения глобальных прогнозов на будущее.
В диссертации рассматривается и ряд методологических вопросов, связанных с проблемами прогнозирования. Поставлен также ряд задач конкретного прогнозирования процессов, имеющих место в России. Однако многие направления исследований только намечены и требуют дальнейшей разработки.
Итак, в части диссертации, посвященной проблемам социальной философии, получены следующие результаты:
- введено определение общества как результата взаимодействия двух «равных» систем: человека и его окружения, массы (основания, базиса) и государства (организации, надстройки);
- равенство во взаимодействии подсистем определено как равенство потоков энтропии между подсистемами;
- установлена структура переменных, от которых зависит энтропия системы;
- показано, что в системах с рефлексивным управлением энтропия системы зависит от переменных всех подсистем;
- установлено, что переменные общества есть «управляющие параметры» для элементов общества – людей;
- установлена структура социологических показателей жизнедеятельности общества в виде пропорций "обмена» между параметрами порядка;
- исследована пропорция обмена продукт на труд, то есть величина производительности труда;
- (в исследованиях автора по теории ценообразования (1991) показано, что торговый обмен более выгоден той стороне, у которой более высокая производительность труда, что является «положительной обратной связью» для «саморазвития» производительности труда);
- установлено, что для обеспечения роста величины производительности труда в точках ноль, единица и бесконечность в обществе должна меняться структура потребностей человека и общества в продукте и труде (здесь находятся «точки бифуркации»);
- установлено, что диапазоны устойчивого роста величины производительности труда соответствуют общественно экономическим формациям К.Маркса, которые в порядке саморазвития социума закономерно следовали одна за другой, однако, сегодня уже достигнут такой высокий уровень производительности труда, который завершает экономический вектор развития человечества;
- на основе выводов синергетики о возвращении организации (хаос – порядок – хаос, по мере дальнейшего развития) в «хаос», диссертантом делается вывод о перспективе возврата человечества в основание; то есть о переходе к монопольно глобальному  существованию на планете Земля шести параметров порядка – шести сфер: социальной, денежной, производственной, ресурсной, энергетической и инфраструктурной, которые и будут управлять всеми делами людей, независимо от их национальностей, идеологии, религии, образования, культуры и т.п.;
- сделанный прогноз может осуществиться только при условии обеспеченности человечества достаточными объёмами ресурсов (этот результат следует из исследования автором модели взаимодействия человека и природы); если же будут достигнуты объективные ограничения в ресурсах, то человечество будет существовать в режиме «коэволюции» (Моисеев Н.Н.) общества и природы.

Общий вывод: результаты диссертационного исследования Шолохова В.Г. подтверждают положение синергетики о саморазвитии в природе и уточняют характер этого процесса в обществе. В отличие от утверждений синергетики о непредсказуемости развития процессов самоорганизации в диссертации показано, что имеет место принципиальный детерминизм этих процессов и возможность использования установленных закономерностей для адекватного прогнозирования социальных явлений.